Семейная реликвия

    Всю зиму Валентина жила ожиданием прихода весны. С наступлением тёплых дней она снова поедет в родную деревню, где прошло её счастливое детство. И как только пригрело весеннее солнце, Валентина, быстро собрав необходимые вещи, с радостью покинула стены городской квартиры. В небольшой деревушке, далеко от шумной столицы, ожидал её приезда старый родительский дом и яблоневый сад, посаженный когда-то отцом.
    За зиму дел накопилось много, и Валентине хватало работы. Несмотря на почтенный возраст, крутилась целый день, как заведённая. Не зря всё-таки в народе говорят: родная земля человеку сил придаёт. За бесконечными делами незаметно пролетело время, и не успела Валентина оглянуться, как пришла середина июня.
    Сад уже сбросил белый наряд, густые кусты махровой сирени отцветали. Лишь радовал пьянящим ароматом густо усыпанный цветами куст жасмина, посаженный  Евгенией Владимировной - мамой Валентины. Рядом с ним муж Валентины, Григорий, смастерил несколько скамеек и широкий стол. Июньскими тёплыми вечерами собиралась когда-то вся их большая семья: Валентина,её мама, муж, три сына и долгожданная младшая дочка Машенька. Мама пекла в русской печи фирменные пирожки с творогом. Валентина ставила на стол расписной фарфоровый сервиз. Затем доставала из старинного буфета вишнёвое варенье и сахар-рафинад. А когда всё семейство рассаживались на скамейках, бережно выносила старый медный тульский самовар, который достался ей в наследство ещё от бабушки, вместе с секретом его правильного розжига.
   Торжественно самовар устанавливался на подносе, в центре стола, застеленного ослепительно белой накрахмаленной скатертью. Сверху водружался керамический заварник с настоем из лесных трав. Мама, сидящая во главе стола, сама разливала в чашки душистый чай, и только после этого разрешала брать с большого расписного блюда, тёплые пирожки. Взрослые и дети,сложив губы в трубочку, бережно дули на горячую ароматную жидкость и смаковали вкуснейшие пирожки.
   Бывало, на чаепитие заглядывали мамины сёстры, одинокие пожилые женщины, живущие по соседству. Не в их правилах было приходить в гости с пустыми руками - и на столе появлялись пироги, хворост и прочая выпечка.
    За чаепитием родня вела неспешную беседу о делах насущных. Немного погодя, гостям подавали наливку из чёрно-плодной рябины, которая располагала раскрасневшихся, разомлевших женщин к песням. И тогда Григорий брал в руки баян. Услышав звуки баяна, дружно собирались соседи, и начиналось веселье. Григорий наяривал полечку, а дочурка Машенька, прыгая и топая ножками в такт мелодии, радостно смеялась. В чёрных, как смоль, волосах девочки, красовались белые цветки жасмина, заботливо вплетенные ей в косы бабушкой. Глядя на Машеньку в пляс бросались все остальные. И взрослые и ребятня, кто как  умел, выплясывали под зажигательную русскую полечку, да так, что пыль стояла столбом.
     Как же быстро промчалось время! Мамы давно нет в живых, ушёл в мир иной и муж. Дети обзавелись семьями, одарив её чудесными внуками, которых она с радостью забирает на лето в деревню. Но в этом году не слышно в уютном дворике ребячьих голосов. Дети заботливо оберегают Валентину от коварной болезни - Ковида, и сами присматривают за внучатами. Но всё таки Валентина верит, что скоро снова придёт то счастливое время, когда её большая семья соберётся за столом у старого куста жасмина. И близкие будут с удовольствием смаковать испечённые ей фирменные пирожки "От бабушки Жени", наливая в фарфоровые чашки душистый чай из медного самовара - старинной реликвии их рода.


Рецензии