Летние игрища на Ветлуге и Вохме

Приукрашивать действительность советские писатели рекомендовали всем:
«Как легко впасть в грубейшую ошибку, если судить об общенародной нравственности и эстетике по отдельным примерам! Приведем всего лишь два: пьяный, вошедший в раж гуляка. отпустив тормоза, начинает петь в пляске скабрезные частушки, и зрители одобрительно и, что удивительнее, искренне ахают»(Белов В.И. Лад: очерки о народной эстетике.- М., 1989.- С. 165)
Словно в соседних Вологодской и Костромской губерниях проживали разные крестьяне, потому что костромские никакого другого языка, кроме матерного, не употребляли, да и Вохомский район Костромской области прежде являлся Вохомской волостью Никольского уезда Вологодской губернии.
«Ах, какие это были частушки! Иногда танцор споет такую, что от хохота присутствующих галки на деревьях разлетались. Частушки были иногда и вольного содержания, особенно если в круг выходили подвыпившие женщины…»(Смирнов В.Н. Родные деревни // Губернскiй домъ: историко-краеведческий культурно-просветительский научно-популярный журнал.- Кострома, 2013.- № 3 (92).- С. 90)
«Раньше плохих песен не пели. Ребята у нас были чистые, не матерились. Частушки пели без матов, особенно девки молодые. Только если на игрищах разругаются из-за парней, встанут одна против другой и поют матюшные… Драки бывали, но убивали редко»(Летние игрища в Вохме / записано В.В. Чичериной // Губернскiй домъ: историко-краеведческий культурно-просветительский научно-популярный журнал.- Кострома, 2003.- № 3/4 (54/55).- С. 104)
Советские этнографы, как и многие другие исследователи, нежелательные явления попросту опускали. То есть и правды, и неправды не говорили.
«Настало время сказать правду о русских крестьянах»(Громыко М.М. Мир русской деревни.- М., 1991.- С. 8) - заявляли некоторые из них в перестроечные годы, однако на поверку занимались тем же.
«Во время храмовых праздников шло активное общение крестьян среднего и старшего возраста из разных селений»(Громыко М.М. Мир русской деревни.- М., 1991.- С. 365), - уклончиво сообщали они.
 «1-го октября в Валовской волости справляется «годовой» престольный праздник Покров… Неизбежным финалом пьянства, естественно, являются драки, которые в то же время служат единственным и любимым развлечением как пьяных, так и трезвых. Сильнее всех гуляет и пьянствует молодежь, которая с гармониками в руках ходит по улицам весь день и всю ночь. Песни, шум, визг! Большинство есен неприличного свойства.
Ежедневно устраиваются драки, во время которых пускаются в ход колья, железные трости и т.п. Молодежь иногда нападает и проходящих мимо них беззащитных людей. Так, в первый день праздника на проходящего вечером о дер. Ильине крестьянина Александра Ефимова напал молодой парень Михаил Матершинин, который чугунным шаром проломил Ефимову голову… 3-го октября была драка в дер. Шишово… Шишовцы и аксеновцы с остервенением колотили друг друга кольями по бокам и по спине… Несколько женщин, пытавшихся разнять дерущихся, были ударены дубинами по рукам… В общей свалке одна храбрая девица в целях самозащиты саданула крестьянина Бурлакова ножом в висок… Крестьянин дер. Аксенихи Андрей Филатов был уложен кольями на месте… Драки были и в других деревнях: Редькине, Рожвенске, Блудове, Ильине… Посреди улицы в свежем коровьем помете лежал вверх лицом молодой парень лет 16-17…»(Костромской листок.- Кострома, 1904.- № 147)
«В основе братчин лежал благочестивый обычай – поминание святого, к помощи которого обратилась некогда община»(Громыко М.М. Мир русской деревни.- М., 1991.- С. 371), - рассказывали они далее.
«Во время братчин в Хорошевской волости совокупляются в близких степенях родства: сноха с деверем, свекром, близкие родственники. Бывали также случаи и с родными – братья с сестрами (все женатые) и грехом не считали»(ГМЭ. Ф. 7. Оп. 1. Д. 577. Л. 14)
Из разных уездов, кроме того, поступали сведения о скотоложестве крестьян(ГАКО. Ф. 77. Оп. 2 (13). Д. 46; Ф. 86. Оп. 3. Д. 149.)


Рецензии