Крымское солнце Константина Коровина

  Константина  Коровина  (1861-1939 г. г.) называют  “Моцартом  живописи”. И в этом  нет и тени  преувеличения, потому что его картины  вызывают чувство восторга своим неподражаемым  колоритом, всепроникающим светом и радостью бытия…
  Ученик  А. К. Саврасова и В. Д. Поленова, он  не раз говорил, что у него «нет направления и нет моды»,  а в своем творчестве он старается передать безусловную радость и красоту окружающего мира.
Сотрудничая с известным меценатом,  промышленником Саввой Ивановичем Мамонтовым,   живописец принимает  участие в оформлении более трех десятков постановок Русской частной оперы, а впоследствии успешно сотрудничает с Большим и Мариинским театрами.
  Константин Коровин -  человек самых разносторонних  талантов :  первый русский художник-импрессионист,  декоратор,  архитектор,  педагог,  писатель, оставивший нам  замечательное литературное наследство...
  С именем Константина Коровина связана подмосковная дача Поленова.  Много пленэрных работ будет написано в  Охотино, где художник  в 1897 году построит небольшой дом. В  1880-х годах живописец начинает выезжать в Европу , в Париж, где знакомится с новейшими течениями в искусстве,  в 1890-е побывает на Русском Севере.
  Но, пожалуй, самые яркие и жизнерадостные картины  Константин  Коровин напишет  в начале ХХ века в солнечном Крыму.
  Впервые художник посетит Крым в 1889 году. К этому времени у него сложится собственная техника, которую потом назовут  “русским импрессионизмом” –  техника живых и ярких красок, сильного мазка, способного запечатлеть неуловимые солнечные блики  крымской природы  и морских пейзажей.
  В 1904 году  Константин Коровин  побывает  в гостях у друга юности А. П. Чехова в Гурзуфе, где писатель  из скромной татарской сакли сделает себе дом.
  Вот  тогда-то  художник и принимает решение выкупить участок земли неподалёку от дома А.П. Чехова и построить собственную виллу . В 1911 году строительство дома будет завершено.
  "В Крыму, в Гурзуфе, у моря, я построил себе дом в четырнадцать комнат. Дом был хороший. Когда вы просыпались, то видели розы с балкона и синее море.… С террасы были видны Одалары - две большие скалы, выступающие из моря, "пустынные скалы"…На скалах этих никто не жил. Только со свистом летали стрижи. Там не было ни воды, ни растительности"- писал К.А. Коровин.
Виллу  Константин  Алексеевич  назовёт  «Саламбо» в память о балете А. Ф. Арендса по роману Г. Флобера, к которому он рисовал декорации для Большого театра. В доме у Коровина побывали многие его знаменитые современники  – артисты, писатели, художники. Среди них были Суриков, Репин, Куприн, Мамин-Сибиряк, Горький. А одна из  двух скал Гурзуфа, что напротив дома Константина Коровина ,  будет переименована в скалу  Шаляпина  –  его  божественной красоты и  силы голос когда -то звучал отсюда.

   Мастерская  Константина Алексеевича была со вкусом и изяществом  обставлена  - старинная темно-красная мебель, стены  отделаны коричневым деревом.
На балконе мастерской Коровин пишет  несколько превосходных этюдов – «Балкон в Крыму», «На террасе», «Вечер. Интерьер» и  множество других.
  Это - невероятно плодотворный период  творчества живописца.
  Художник наслаждается  работой в Гурзуфе. С восходом солнца он обычно пишет  утренний этюд, после завтрака работает над  дневным, и в сумерках приступает  к третьему - ночному.   Вечерние улочки,  духаны и лавочки с огнями и темными фигурами особенно вдохновляют художника.  И так, пока он жил в Гурзуфе, проходил почти каждый день.
   В 1910-е годы живописец увлекается декоративно-красочными натюрмортами.  Большая их часть пишется именно в Гурзуфе.  Особое место на этюдах  Коровина часто занимают любимые им розы, нередко изображаемые на фоне моря. Он создаёт десятки  этюдов  с розами .
   А в Севастополе  Константин Алексеевич,  являющийся страстным рыболовом,  пишет многочисленные  натюрморты  с  рыбой.
Вначале Коровин бывает в «Саламбо» наездами,  в 1914-1917 почти безвыездно живёт  здесь , уезжает только на лето.  Из времен года в Крыму он больше всего любит  раннюю весну, когда у моря все распускается,  а в горах еще лежит  снег.
После революции  1917 года Коровин уже не вернётся в Гурзуф.
   В 1922 году виллу национализируют. Сам художник в 1923 году эмигрирует  в Париж, откуда пришлёт  завещание – передать виллу «Саламбо» русским художникам.
   К.А. Коровин скончается внезапно, на улице, от сердечного приступа  11 сентября 1939 года, когда над Парижем раздастся вой сирены, предвещающей фашистскую бомбардировку…

    Не могу сказать, что память о пребывании Константина Алексеевича Коровина в Гурзуфе сегодня бережно сохраняется.

Вопрос  функционирования музея   великого русского художника  остаётся открытым.  Судя , по источникам в интернете,  в ближайшие годы он вряд ли и решится  - нет интересантов ,  да и меценаты перевелись, государственным институтам эта задача, похоже , оказалась непосильна…

   Но, вопреки всему , яркая симфония живописи Константина Коровина остаётся  нам навсегда,  даруя восторг и радость бытия, передавая ощущения трепета  полуденного воздуха,  яркости солнечных бликов, полынной горечи крымского ветра и озоновой свежести морских волн… всего  того, что Великий Живописец называл “пением за жизнь”…


                Фото. Константин Коровин. Гурзуф. 1914
                Пристань . Гурзуф. 1914


Рецензии
Читаю ваш рассказ и любуюсь радостными, солнечными картинами Константина Коровина. Какие они искренние и яркие. Сегодня займусь изучением его наследия. Пусть в музеи далеко, но есть интернет.Вы меня заразили творчеством Константина. Кустодиева уже посмотрела. Мне он давно нравился. Спасибо вам за стимул к познанию наших чудесных художников. Очень впечатлил факт смерти художника. Вой сирены - это ужасное, надрывное ощущение. Иногда оно хуже чем грохот снарядов. Спасибо за чудесный рассказ.

Светлана Гамаюнова   15.09.2022 13:52     Заявить о нарушении
В том же году во Франции умер и Филипп Малявин, уход этих прекрасных художников был напрямую связан с приходом во Францию фашистов...
Спасибо, Светлана!
/
Вдохновений и радости!

Наталья Николаевна Максимова   16.09.2022 07:38   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.