Автобиография

               

   Я, Гринцевич Роберт Владиславович, авторский псевдоним - Роман Рассветов, родился 17 июля 1945 года в дер. Паулюкалнс Дагдского, с 1962 г. Краславского р-на Латвии.

   Родители:  мама: девичья фамилия Басулис Мария Яновна, родилась 16 мая 1916 года в дер. Паулюкалнс, в семье крестьян, родителей звали Мальвина и Янис. Кроме Марии, ещё были сёстры Анна и Янина, и братья Янис и Язеп.
   Проучилась в начальной школе 4 класса. Батрачила у богатых хозяев. Когда началась В.О. Война, пошла добровольцем на фронт. Работала прачкой, стирала обмундирование, бинты и т.д. Позже работала поваром. Прошла курсы санинструкторов, перевязывала и вытаскивала с поля боя раненых бойцов и командиров. Награждена медалью "За отвагу" и медалью "За победу над Германией".

   Отец: Гринцевич Владислав Антонович. Родился 6 ноября 1920 г. в Колпино Ленинградской области, в семье дворян.
   В 1939 г. был призван в ряды Красной Армии.
   С начала В О Войны на фронте, командир отделения в звании старшины артиллерийской разведки 677 а.п. Награждён орденом Красной звезды, двумя медалями "За отвагу", медалью "За оборону Сталинграда" и медалью "За победу над Германией".

   Родители поженились на фронте.
   Маму демобилизовали в феврале 1945 г., беременную мной.
   Отца демобилизовали осенью 1945 года.
   Кроме меня, у них родился сын Леонид 17 ноября 1946 года.
   Дочь Алевтина родилась 14 сентября 1949 года.
   Дочь Лидия 14 августа 1951 года.

   Я поступил в 1-й класс Дагдской средней школы в 1952 году. Жили мы тогда в дер. Слобода Дагдского р-на, в 3,5 км от Дагды и приходилось пешком идти в школу и домой.
   Когда я уже учился в 4-м классе, отец получил в Дагде однокомнатную квартиру, через пару лет - двухкомнатную, позже трёхкомнатную квартиру с печным отоплением, он в те годы работал завотделом сельского строительства Дагдского райисполкома.

   В 1959 г. я сдал экзамены за семь классов.
   13 октября 1959 г. был принят на постоянную работу в столярный цех учеником столяра Дагдского промкомбината.
   Перевёлся в вечернюю школу.
   3 мая 1960 г. сдал экзамены и получил 3-й разряд столяра.
   В 1962 году закончил Дагдскую среднюю школу с одной "тройкой", по пению!
   17 октября 1962 года уволился по собственному желанию и поступил на работу в Краславскую МСО(межколхозная строительная организация) по специальности плотник. На самом деле, что делала вся бригада, то и я.
   За годы работы в строительстве освоил специальности: плотник, бетонщик-арматурщик, каменщик, штукатур, печник, маляр, жестянщик, стекольщик, приходилось и канализацию прокладывать, и электрику делать, и теплоизоляцию шлаковатой, и т.д.
   
   16 сентября 1963 г. мы с братом Леонидом устроились на работу в СУ-3 Даугавпилсского общестроительного треста, строили за городом мясокомбинат. (Есть такая болезнь: охота к перемене мест!)  После работы в субботу, в те годы субботы были рабочие, уезжали в Дагду, рано утром в понедельник - назад в Даугавпилс.
   К концу года нам это изрядно надоело и мы 28 декабря 1963 года уволились и вернулись в Дагду.
   7 января 1964 г. вновь устроились на работу в Краславскую МСО.

   28 октября 1964 года меня призвали на воинскую службу в ряды СА.  Попал я в войска ПВО на Кольском п-ве, в отдельный радиотехнический батальон повышенной боевой готовности, на командный пункт, изучил специальности планшетиста и оператора. В увольнение солдат и сержантов не пускали.
   В феврале 1966 г. за образцовое выполнение задания комбата получил отпуск, чему был несказанно рад!
   3 января 1967 г., с разрешения комбата, ко мне в батальон приехала моя любимая девушка Людмила Сорочкина, и мы поженились в ЗАГСе г. Оленегорска, а потом, что было полным сюрпризом для нас, офицеры батальона и их жёны устроили нам солдатскую свадьбу в здании столовой батальона, присутствовали и все "старики", мы уже служили последний, третий год.
   В августе этого же года Людмила приехала ко мне второй раз.
   17 ноября 1967 г. меня демобилизовали в звании сержанта и я вернулся домой.
   Жить мы стали у родителей Людмилы. Она работала учителем начальных классов Дагдской средней школы.
   6 декабря 1967 г.  я устроился на работу в Краславскую МСО, в свою бригаду, бригадиром был мой учитель и наставник Ян Янович Лоц.
   В Дагде начиналось строительство СПТУ, сроком примерно 4-5 лет, и я соблазнился тем, что не надо ездить на объект, всё на месте, в Дагде, и устроился 5 мая 1969 г. на работу в Даугавпилсскую ПМК(передвижная механизированная колонна).
   1 июля  мне присвоили 4-й разряд каменщика.
   В феврале 1970 г.  присвоили 5-й разряд каменщика и назначили бригадиром комплексной строительной бригады.
   11 июня 1970 года Людмила подарила мне лапочку-дочку Аурику, очаровательную крошку!
   28 сентября 1970 г. меня призвали на три месяца на воинские сборы по подготовке офицеров запаса в г. Таллинн.
   По возвращении домой в Дагду я узнал, что мне предоставили на работе двухкомнатную квартиру со всеми удобствами в доме, который мы строили для работников молочного завода. Почти месяц мы с братом Леонидом доводили её до ума и в конце января 1971 года мы вселились в неё.

   В сентябре 1973 года я уволился из ДПМК и был принят на работу в Краславскую МСО и сразу назначен бригадиром строительной бригады.

   26 июля 1975 года у нас родилась дочь Наталия.(на "проза.ру" она - Натали Бизанс.)

   Осенью 1975 года призвали на месячные сборы в Адажи, под Ригой, в звании лейтенанта.
 
    28 сентября 1979 г. меня избрали освобождённым председателем постройкома Краславской МСО и перевели на работу в Райком профсоюза г. Краславы.

   В январе 1980 года  был призван на двухмесячные сборы в звании старшего лейтенанта в пос. Боровка Краславского р-на, в.ч. 26130.
   В начале октября 1981 г. мы получили в Краславе четырёхкомнатную квартиру в пятиэтажном доме, который построила МСО, на третьем этаже, за неё мы отдали две квартиры: нашу и родителей Людмилы.
   21 мая 1982 года умер мой отец...
   В августе 1982 года я поступил на учёбу заочно в Рижский строительный техникум.
   За годы работы председателем постройкома я понял, что эта работа не для меня, уж больно стройку люблю! Отчитался на отчётно-выборной профсоюзной конференции за проделанную работу и объявил, что возвращаюсь в строительство.
   21 октября 1982 года устроился рабочим в бригаду монтажников Юрана Франца.
   В июне 1984 года сдал экзамены и дипломную работу, и получил красный диплом Рижского строительного техникума по специальности "техник-строитель".
   18 февраля 1985 г. назначили меня бригадиром строительной бригады.
   15 апреля 1987 г. назначили мастером общестроительных работ.
   А в стране в это время началось невиданное до сих пор движение: кооперативы! И я, человек азартный и увлекающийся, загорелся попробовать! Организовал кооператив "Целтниекс", в переводе с латышского: строитель. Избрали председателем, но, это на бумаге, а на деле работал со всеми наравне.

   В это время социализм уже покатился под горку, с ускорением. К власти пришёл "великий реформатор" Михаил Горбачёв, вскоре получивший в народе кличку: Мишка Горбатый-Меченый.  Те, у кого была такая возможность, начали потихоньку разворовывать страну.  Впереди замаячил развал страны. Прибалтика взяла курс на выход из состава СССР. 
   Латыши заговорили о том, что все русскоговорящие, это люди второго сорта, "Иван! Бери шинель, иди домой!" Начали вспоминать "подвиги" "лесных братьев" и латышских фашистов из "Ваффен СС"...

   В 1991 г. мы с женой Людмилой сделали попытку закрепиться в России, в Орловской области. Договорились с председателем колхоза "Пробуждение", что колхоз нам предоставит для проживания  жилой дом с хозпостройками и участком земли в 25 соток, я поработаю в строительной бригаде до выхода на пенсию колхозного прораба, а потом приму у него дела.  Людмилу взяли на работу учителем начальных классов в Звягинскую среднюю школу. Мы нашли для временного проживания, до получения дома, сроком на 4 месяца, убогий домик, в котором давно не жили, хозяева приезжали из Орла посадить весной и убрать урожай осенью, сушили на полу картошку-морковку-свеклу и т.д.
   Я приехал туда первый и героически три дня драил полы, окна и двери от грязи и проветривал от сырости... Это для представления читателям.
   Родители Людмилы тоже собирались жить с нами на их родине, в Орловщине.
   Мы перевезли туда мебель и наш мотоцикл с коляской, распихали по соседям и учителям, с которыми Людмила работала.
   Я работаю на пилораме, в обеденный перерыв, с разрешения прораба, из обрезков досок делаю рейки для будущего забора...
   30 октября 1991 года скоропостижно умирает, по дороге в магазин, мама Людмилы Тамара Николаевна, в возрасте 64 года...  Срочная поездка на похороны...
   Вернулись. Хозяйка говорит, что пора готовиться покинуть её дом. Мы за временное проживание уплатили ей 500 рублей. По тем временам большие деньги. Разговариваю с председателем насчёт жилья. Он: - Скорее всего, я не смогу вам выделить дом, строительная организация разваливается, да и мы тоже, свободного жилья у меня нет, такие, брат, дела.
   И пришлось нам возвращаться, на месте мы машину не нашли, в Краславе нашёл для нас машину с прицепом муж Аурики, обошлась нам она в 2,5 тысячи советских рублей. От проданной дачи на берегу Даугавы почти не осталось денег...

   Мы с Людмилой безработные, Аурика тоже, перебиваемся случайными заработками.
   Летом 1992 г. получил предложение построить в дер. Бигосово большой двухэтажный дом для директора Верхнедвинского КБО. Это в Витебской области Белоруссии.  Собрал бригаду. Договорились о цене. Уезжали на неделю. Приезжали в Краславу на выходные.
   Крутятся мысли в голове: хорошо бы перебраться в Белоруссию, она выглядит несравнимо стабильнее Латвии, в которой полный коллапс. Если дочерям в Латвии будет совсем уж плохо, им будет, куда приехать.
   Заговорил на эту тему с Виктором Ивановичем, работодателем. Он: - Есть такая возможность. В 2,5 км от Бигосово, в дер. Опытная, мы строим два жилых дома с хозпостройками, с участками земли возле них. Один из них я могу выделить для тебя. Но, придётся работать в нашей организации, сам понимаешь.  Я: - Разумеется! - Я думаю, что и для Людмилы найдём работу в Бигосовской средней школе, - добавил он.

   Таким вот образом, в августе 1992 года, мы с Людмилой и её отцом Ильёй Сергеевичем переехали для проживания в Белоруссию. Квартиру в Краславе  оставили дочерям.

   16 мая 1993 года умер от рака мой брат Леонид.
   9 декабря 1994 г. Наталия родила дочь Владу.
   25 января 1995 г. Аурика родила дочь Анастасию.
    9 декабря 1996 г. умер отец Людмилы Илья Сергеевич. Мы договорились с пограничниками Белоруссии и Латвии, гроб с телом Ильи Сергеевича привезли в Дагду и похоронили его рядышком с могилой Тамары Николаевны.
   17 декабря 1996 г. Наталия родила сына Яниса.
   17 июня 1997 г. Аурика родила сына Никиту.
   13 июля 1997 г. утонул в Дагдском озере младший брат Людмилы Александр.
   Летом 2000 г. Наташа, её муж Владислав, и их дети Влада и Янис уехали во Францию, в провинцию Бретань, поблизости от пролива Ла Манш, в г. Роскофф. Спустя время, переехали в г. Морле (Моrlаix).
   10 ноября 2003 года умерла моя мамочка Мария.
   2 декабря 2003 года Наталия родила сына Антуана.
   18 апреля 2004 года Аурика в Риге родила сына Егора.
   В октябре 2005 года мы с Людмилой приехали в гости во Францию, к Наташе и Владу, и их детям, нашим внукам.
   В октябре 2008 года мы второй раз приехали к ним в гости.
   В марте 2009 г. мы с Людмилой приехали к ним на ПМЖ.
   В сентябре 2009 г. Аурика и её дети тоже приехали к нам на ПМЖ, удрали от мужа и отца.
   7 сентября 2014 года умерла моя любимая жена Людмила,  мама наших дочерей, бабушка наших внуков, погрузила нас всех в бездну горя...

   Сейчас мы с Аурикой и Егором  живём в двух соседних двухэтажных жилых домах с участками земли, на площади Солидарности, в г. Морле. Я живу в семье Наташи и Влада, с нами Янис и Антуан.
   Анастасия живёт со своим любимым мужчиной  Эдгаром в Риге.
   Влада и Никита живут и работают в Барселоне, Испания.
   Мы верим в то, что этот чёртов коронавирус минует нас, чего желаем и читающим эти строки.
   PS: Сегодня, 11 июня 2020 года, мы будем праздновать 50-летний юбилей Аурики, моей старшей дочери. Впереди ещё два юбилея: 17 июля мне исполнится 75 лет, 26 июля Наташе - 45 лет!

   Если читателя заинтересует наша скромная жизнь, то подробности её можно прочитать в моей книге "Их жизнь. В краю голубых озёр."
                Р.Г. (Р.Р.)

   
   

   


Рецензии
Здравия, Роберт!
Нелегко пришлось вам выживать на родной латышской земле.
Казалось бы свой, а вышло, что чужой. Вот к таким поворотам в судьбах людей привел развал СССР.
А чужая земля стала родной.
Главное дети и внуки рядом.
Доброго вам всего!

Татьяна Завадская   15.03.2024 15:32     Заявить о нарушении
Танечка, мы рядом...
Помогаем, чем можем.
Верим в лучшее!
Благодарю за всё!

Натали Бизанс   18.03.2024 23:36   Заявить о нарушении
Сочувствую Вам, Роман-Роберт! Я тоже знаю, как тяжело терять родных и близких людей. Да ещё и политические ломки, организованные богатеями, отечественными, европейскими и заокеанскими воротилами... Мой старший брат-наставник, заменивший родителей нам с сестрёнкой, родившейся на 13 день ВОвойны, через 3 месяца после его гибели- мама, папа,затем перестройка и смерть здоровенькой, очень умной студентки и художницы, отличницы-моей внучки, после этого умер мой муж, младшая сестра, пропал без всякой вести младший брат в Чернобыле, за ним - умерла младшая сестра, после неё сын её 30 лет, готовившийся к свадьбе, а в марте - муж мл. сестры - украинец,патриот России из Западной Украины... Не многовато ли? Уничтожают русский народ целыми семьями... Вот что творится на нашей прекрасной холодноватой стране... Вот почему не слышно слов: Правда, справедливость, свобода и мир...

Нина Похвалинская   21.04.2024 08:47   Заявить о нарушении
Нина, сочувствую вашим бедам.
Папа только первые дни можно сказать заново начал жить, после тяжелейшей операции и лечения.
Прошу Вас очень, не расстраивать его.
Если моя просьба, дочери, не будет услышана, заблокирую всех недоброжелательно настроенных.
С уважением,

Натали Бизанс   21.04.2024 23:46   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 82 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.