Саксин в устье Волги

Города призраки Руси, России и СССР.
=======================================
     Также Сарашен, Саджсин.
     Потомки саков огузы в начале 11-го века вытесняют булгар Хазарии в дельте Волги. Огузы объединили под собой множество племён, до сорока, говорит легенда. Сами огузы считали себя потомками саков, сооснователей Скифии. Создав своё царство Саксин, позже Сасция, они поселились в покинутом хазарами Итиль, назвав город теперь именем своих прародителей саков Саксином. Саками и скидами греки и римляне называли скифов. Саки считались наследниками киммерийцев. В основе своей они были ираноязычными, но впоследствии отюркоязычились.
     Древние летописцы располагают этот город в устье Волги, однако, более точных данных у них нет.
     Здесь хазары известны и в середине 12-го века. По сведениям Ишутринова русская летопись их именует саксинами по названию их главного города Саксин.
    Археологи школы Артамонова полагают, что Саксин можно ассоциировать с Самосдельским городищем в дельте Волги, в пол сотни километрах ниже Астрахани, на правом берегу реки Старая Волга, или Бирюль, вблизи села Самосделка Астраханской области.
     Посреди Волги был остров с небольшой возвышенностью, которую сформировали остатки крепости, площадью 10 гектар. Это была самая старая часть города, время формирования которой уходит в 7-й век.
     Здесь располагались в разное время три города. Итиль относился к Хазарии до 10-го века. Саксин или Саджсин относился к Золотой Орде до 14-го века. Рубрук называл его в 1254-м году Суммеркентом.
     Начало города историки относят к концу 7-го века, когда хазары начали создавать свои опорные пункты на окраинах своих владений. Одним из таких пунктов стал Итиль в устье Волги. После арабского нашествия в 737-м году хазарский Каган решил перенести одну из своих резиденций в Итиль.
     В 8-м веке за пределами хазарской крепости степняки не строили монументальных сооружений, они предпочитали лёгкие конструкции типа юрт, традиционные у саков, которые кочевали в скифские времена на востоке от Каспия.
     В конце 8-го века появляются лёгкие каркасные конструкции из деревянных столбов и жердей, вкопанных в землю, заполненные камышом, обмазанные глиной, турлучные постройки.
     До середины 9-го века основным этническим элементом Итиля были булгары.
     В конце 9-го века сюда начинают переселяться огузы с восточной стороны Каспия, откуда произошли саки. Они вносят в культуру городского населения булгар больше пышности.
     В конце 10-го века Князь Владимир пленил царя Хазарии и разогнал жителей Итиля. Торговые центры переместились в сторону Киева, Владимира, Булгара Волжского. На некоторое время жизнь в городе затихла.
     В центре Саксина была крепость в плане треугольная. Стены крепости были сложены из обожжённого кирпича. Причём, все остальные сооружения каменного типа имели стены из глинобитного необожжённого кирпича. Легенда утверждает, что тайна изготовления калёного кирпича принадлежала лично Кагану, даже цари Хазарии не имели права строить свои дома из калёного кирпича.
     Учёные считают, в хазарские времена частями города Итиль были Сарашен, который позже стал называться Скасин и Ханбалык.
     В 10-м веке, после разгрома Хазарии Киевской Русью, на некоторое время жизнь города затихает.
     В конце 10-го века освободившиеся злачные территории на востоке и западе Нижней Волги полностью занимают огузы, союз тюркоязычных племён, ставших предками туркмен, турок.
     В 11-м веке после падения Хазарского каганата, арабские источники указывают, что на Нижней Волге появился большой город, именуемый Саксин, где жили огузы. В городе в основном стояли шатры, большие и малые. В больших шатрах было много комнат, и там жили до пятидесяти человек. Город был наполнен булгарами, среди которых много мусульман, были там и аланы. Так сообщают арабские источники.
     Как и в любом другом средневековом городе, окружённом кочевой степью, состав его жителей был пёстрым: там были половцы, гузы, хазары, русь, выходцы из других соседних народов.
     В начале 11-го века огузы полностью вытесняют булгар Хазарии в дельте Волги. Постепенно они заселяют и территорию бывшей столицы Хазарии, называя её теперь именем своих прародителей саков Саксином.
     В конце 11-го века здесь появляются ремёсла, характерные для народов нижнего и среднего течения Сырдарьи и Семиречья, Центрального Казахстана и Приаралья, низовий Амударьи.
     Огузы проникли в донские степи ещё в середине 8-го века, когда Хазарские цари, построив Саркел на Дону, призвали угорцев и огузов на защиту этого города. Так что тема освоения дельты Волги огузам была хорошо знакома ещё за 300 лет до её освобождения от хазар.
     Новые жители города быстро осваивают ремёсла, традиционные для Итиля. Абсолютное большинство гончарных изделий 10-12-го веков были булгарского типа, которые традиционно имели по всей Волге хороший спрос.
     В 12-м веке, когда тут жили домонгольские племена гузов, огузов, русь, хазары, булгары, савиры вместе с саками, потомками сооснователей Скифии, появляются сооружения из обожжённого кирпича, взятого из стен крепости Итиля. Это был уже Саксин, видимо, основатели нового города на старом месте помнили времена Скифии.
     Саксин в 12-м веке оказывается более благоустроенным и разросшимся по сравнению с Итилём, о чём сообщает в своих записках ал-Гарнати. Он также отмечает, что главные в городе гузы, которые объединили сорок племён и сорок эмиров. У гузов традиционное жильё в виде юрт, вмещающих от пятидесяти до ста человек одного рода.
     В 12-м веке в Саксине продолжают жить, не ассимилированные ещё, булгары, сувары и хазары, расселившиеся в отдельных кварталах.
     В Саксин ежегодно прибывают множество купцов из Магриба и других восточных и южных стран. По материалам раскопок на городище видно, что огузы и булгары были основными компонентами горожан Саксина.
     Саксин в конце 12-го века становится центром транзитной торговли, о чём говорит широкая география находок на городище.
     Основой ремесла огузов в Саксине были земледельчество, скотоводство, рыболовство, керамика. Булгары выполняли роль купцов.
     В 12-м веке жизнь города оживает, но под другим именованием, теперь это Саксин, а хазар в этом городе русская летопись называет саксинами.
     В 12-м веке, по сообщениям арабских писателей, крупнейшими культовыми и торговыми центрами страны Булгарии были города Булгар, Сувар, Саксин. Ссылаясь на ал-Гарнати, арабские историки сообщают, что в середине города Саксин живёт эмир страны Булгар. Это означает, что Саксин был тогда столицей Булгарии и там была соборная мечеть, в которой эмир со своей свитой совершал пятничное моление.
     И была там ещё одна соборная мечеть для горожан, среди которых были люди из городов Булгарии Сувара, Булгара и Саксина.
     В 12 веке какая-то часть бывшей столицы Хазарии Итиль упоминается под именем Саксин, где жили половцы, а также потомки саков -- гузы и огузы.
     Реальность города подтверждается свидетельствами писателей, лично посещавших этот город, первым из которых в 12-м веке был Ал-Гарнати, который прожил там несколько лет.
     В конце 12-го века Петахия, раввин из Германии, каким-то образом добрался в Хазарскую степь в поисках там хазар, коих и нашёл, чудом уцелевших в пространствах, которые у русских назывались как Дикая степь. Было их мало, а ещё больше там было женского воя и собачьего лая по прошедшим Великим временам. Ни про какой Саксин он там не слышал, хотя в это самое время, по другим сведениям, в Саксине во всю кипела жизнь, по всей видимости, там не было иудеев.
     Надо полагать, что иудейский раввин был послан иудеями, выходцами из Хазарии, где они были её царями в 8-м веке, чтобы узнать, не осталось ли там иудейских общин.
     В начале 13-го века Рязанская Русь под руководством своих князей ходила на саксинских половцев, где преодолела вежи их. Саксин в это время относился к Донскому половецкому Союзу. В это время были ещё Лукоморский и Приднепровский Союзы, которые тоже претендовали на Саксин.
     В середине 13-го века сюда приходят монголы. Территорию города начинают обживать люди, в большей степени приверженные культуре Золотой Орды. Старые посады оказываются заброшенными, площадь поселения значительно сокращается. В это время здесь отсутствует постоянный воинский контингент, в результате чего начинаются погромы. Многие здания разрушаются, деревянные постройки пожигаются.
     Восточные авторы часто город Булгар, который часто ассоциировали с Саксином, ставили у Каспийского моря, называя его самым крупным городом 12-13-го веков на Нижней Волге. Надо полагать, что это нужно понимать не как название города, а как город, который относился к государству булгар.
     В 1229-м году монголы нападают на Нижнюю Волгу, после чего часть саксин и половцев бежали от монгол по Волге к болгарам. Саксины и половцы в это время кочевали в Волго-Донском междуречье. После отхода монгол на зимние квартиры, город восстановился.
     В 1232-м году, по свидетельству Татищева, монголы снова напали на нижневолжских булгар, коих история именовала как саксины. Саксины вместе с булгарами и русами смогли отстоять город в этом году.
     В 1237-м году монголы напали на пять величайших языческих царств: Сасцию, Фулгарию или Булгарию, Вединию чувашскую, Меровию марийскую, Пойдовию буртасов и царство Морданов мордвы. Саксинам пришлось отступить из города и перебраться на территорию Среднего Поволжья, оставив Нижнее монголам, которые на месте Саксина основали свою столицу.
     Многие авторы отмечали, что в 13-м веке первой столицей Золотой Орды был город Булгарского государства Саксин и сюда частенько наведывались русские и булгарские правители за ярлыками на княжение, привлекая ордынцев на свою сторону в междоусобной войне за главенство в своём государстве. При этом столицу Орды на том месте, где раньше был Итиль, называли и Саксин-Болгар, и Сарай-Берке.
     В 1242-м году Хан Бату ставит свой шатёр в городе Саксин-Булгар. Затем он построил новую столицу, которую назвал Сарай-Бату.
     В середине 13-го века Плано Каприни писал о саксинцах, когда посещал Батыя. Татищев сообщает, что в 1232 г. монголы вначале напали на нижневолжских булгар, среди которых были саксины, потомки древних саков, сооснователей Скифии.
     В 1253-м году Джувейни сообщает, что Батый держал свой царский шатёр в пределах древней столицы Хазарии Итиль-Саксин, а называл это место Сарай.
     В 1257-м году Ханом золотой Орды становится брат Батыя Берке. Он поставил свою резиденцию и ханский шатёр в городе Саксине, а назвал своё становище Сарай-Берке.
     В 1261-м году Каирская миссия семьи Поло нашла в устье Волги лишь суда Руси близ ставки хана Берке, которая тогда называлась Саксин. С началом войны с Хулагуидами, дядя и его племянник Поло, вышли из страны Болгар, где они жили в городе Саксин.
     В конце 13-го века наблюдается обживание руин города Саксин.
     В 1302-м году между Тактаем и Ногаем была ссора, которая закончилась Великим сражением, в котором победителем остался Тактай. Всё это происходило в пределах Саксина.
     В начале 14-го века начинается экономический подъём. Многие старые каменные здания усадеб перестраиваются, вместо них строятся более простые и удобные в использовании жилища как местного зодчества, так и нового Золотоордынского
     На основе местной традиционной керамики появляется массовая керамика крупных городов золотордынского типа.
     В середине 14-го века город начинает периодически подтапливать, население постепенно покидает город.
     Одно из последних сообщений о городе Саксин в 14-м веке со слов купцов, побывавших по своим делам в этом городе, оставил Аль-Омари.
     Во второй половине 14-го века город совсем затоплен, из-за резкого подъёма уровня Каспийского моря.
     Некоторые учёные утверждают, что Саксин погиб не в результате вражеского нашествия, а в результате наступления моря, которое уже не первый раз словно дракон выступает из глубин Каспия и поглощает деяния человека в дельте Волги. Происходило это несколько лет, город опустевал постепенно, в конце 14-го века земли в городе стало так мало, что покойников хоронили в домах.
     Затем несколько веков город пробыл под морскими волнами, а когда снова выступил на поверхность, никто уж и не помнил о нём.
     В 15-м веке арабский историк ал-Бакуви считал Саксин исчезнувшим городом и сближал его с Сараем Берке. Трудно понять, было ли это политическое сближение или географическое. Ордынцы могли в зависимости от ситуации менять центр своего пребывания. Часть года ставка хана находится в одном месте, другую часть года Хан сидит в другом месте. Прибывающие на переговоры дипломатические миссии ничего не путали, они записывали столицу ордынцев по месту пребывания Хана.
     В 15-м веке ал-Бакуви сообщал, что Саксин в настоящее время затоплен. Никаких следов город после себя не оставил. Вблизи него есть другой город именем Сарай Берке, где расположена резиденция Хана, ранее бывшая в Саксине..
     С Итилём и его потомком Саксином часто связывают город Суммеркент, о котором упоминает Рубрук, посетивший ставку Хана в 1255-м году. Он отмечал, что Суммеркент находится при Среднем рукаве Волги. При каждом разливе реки, город уходил под воду. В городе жили аланы и степняки.
     Суммеркент мог также располагаться на месте городища Мошаик на восточной окраине современной Астрахани.
+++++++++++++++++


Рецензии