Жизнь - лакмусовая бумажка...

Ольга помнила с детства, как они жили одним подъездом. Дни "открытых дверей"  были каждый день для каждого. Пусть не накормят " от пуза", но чаем, с вкусным малиновым или клубничным вареньем, непременно угостят. Таковы были традиции и никто из жильцов подъезда их не нарушал. Жили одной большой семьёй.  Радости и беды делились со всеми поровну.
Ольга хорошо помнила, как они жили на первом этаже трехэтажной хрущовки. Жили одним подъездом. Если рожала Лида с третьего этажа, то весь подъезд волновался за то, чтобы роды прошли благополучно, и потом все вместе встречали роженицу с роддома. Если кто - то женился или замуж выходил - тоже ловили "зайца" всем миром и также всем миром  гуляли.
Если на первом этаже Степан пил, то все боялись за его жену Нину, потому что Степан в крепком подпитии мог распускать руки...
Не было тайных интриг, направленных друг против друга, а если и были "мелкие" недоразумения между соседями, - они каким - то чудесным образом сами разрешались и на общую атмосферу взаимоотношений это никак не влияло.
Ольга запомнила много разных моментов из жизни их подъезда. Моменты были всякие, не всегда приятные...
Когда Ольга училась в школе, она должна была вступать в пионерскую организацию. Степан, сосед, всегда над ней подшучивал: "Ольга, ну как, примут тебя в пионеры?" Ольга пожимала плечами, стараясь скрыть волнение, и неизменно отвечала, что она не знает, но, возможно, он, Степан, знает? Степан покатывался со смеху от такой искренней серьезности, выставляя, как украшения, полоску своих мелких, белых зубов.
За домом у них была огромная гора, вернее, дом стоял на возвышении, а за домом был очень крутой спуск вниз, к реке. Зимой они катались с этой горы на санках, а летом просто сбегали вниз наперегонки...
Ольге река навевала смутные, не очень приятные воспоминания... Однажды весной, когда река широко разлилась от весенних паводков, в ней утонул мужчина, и они бегали смотреть на утопленника...Это было для детей жуткое зрелище. Наверное, уже тогда первый раз Ольга столкнулась "вживую" со смертью, как каким - то пугающим, совершенно необъяснимым явлением жизни... С тех пор она стала панически бояться воды и все попытки родителей научить ее плавать ничем не увенчались.
Они бегали на луг загорать, собирали щавель и рвали луговые цветы для венков. Все это было неотъемлемой частью их счастливого детства.
Ольга по натуре была врождённая мечтательница. Окна в квартире выходили на реку, и она любила смотреть в окно, на противоположный берег реки, и мечтать о том, что именно оттуда появится ее настоящая любовь...Ольгу не смущала ничтожно малая вероятность того, что ее мечты вообще когда - либо сбудутся...Но они были неотъемлемой частью ее самой, как рука или нога являются неотъемлемой частью тела.
Ольга на всю жизнь запомнила вкус  меда, который она попробовала первый раз. Однажды соседка Нина привезла с деревни мед. Она налила им в глубокое блюдце меда и они макали в него кусочки булки...Это было что - то невероятное по вкусу, ароматное, душистое, сладкое...
На втором этаже жила бездетная, пожилая пара. Их звали Петр и Зоя. Они, детвора, очень любили Петра, и он их тоже любил. Может, потому, что у них не было своих детей? Петр приглашал их к себе домой, угощал чем - нибудь вкусным, и показывал настоящий, большой бинокль, в который они смотрели по очереди на противоположную сторону реки. А ещё показывал коллекцию своих деревянных поделок, изготовлением которых увлекался. Зоя же, наоборот, не разрешала им играть возле подъезда и всегда прогоняла.
На первом этаже жила старушка, ее звали Леонидовна. У нее был единственный сын, невестка, две внучки, которые жили в соседнем доме. Однажды Леонидовна упала и слегла. Но невестка и внучки почему - то не хотели за ней ухаживать, а делала это Олина мама по своей доброте душевной. Потом старушка умерла, а ее родственники обвинили Олину маму в воровстве...Оля удивлялась этому, ведь мама ничего больше не делала, кроме того, как убирала за Леонидовной, мыла ее, белье меняла... И Оля тогда уже открыла  для себя одну неоспоримую истину, что за сделанное добро не всегда благодарят, а бывает наоборот. Добро не всегда бывает таковым в понятии других людей...Ведь недаром говорят, что благими намерениями дорога вымощена в ад...
Вот так они и жили, не тужили...Ольга дружила со всеми, всем помогала по возможности. Как и ее мама. Она была тоже очень отзывчивая на чужую беду.
Чтобы не происходило с жильцами, чтобы не случалось, - жизнь все равно продолжалась по одним, ей одной известным, правилам и законам. Вот она даёт какой - то резкий "зигзаг" в сторону, а потом через некоторое время возвращается в исходное положение. Так и в подъезде происходило...Чтобы у кого не случалось, - жизнь через какое - то время набирала утерянный темп и возвращалась в проторенное русло...
Вот это чувство общности или "локтя", Ольга запомнила на всю свою жизнь. Никогда впоследствии в своей жизни она уже  не сможет почувствовать такого объединяющего чувства так остро.
Сейчас Ольга точно знает, что все зависит от людей. И дело здесь не в том, как люди живут, - бедно или богато, счастливы они или нет, - а в том, КАКИЕ они сами, какими человеческими качествами обладают. Ведь жизнь - это лакмусовая бумажка, которая проявляет в людях и хорошее, и плохое...вот только чего больше будет, - это уже зависит от них самих...


Рецензии