Статья о писателе Скромном -7

       Американскому Фонду Гражданских исследований и развития  (АФГИР)

ПРОЕКТ: «Становление Гражданского общества. Духовное наследие.»
Руководитель:                РОГОЖИН  Николай Николаевич - прозаик, сценарист.
Организация-исполнитель: Мурманский региональный общественный Фонд писателя Николая СКРОМНОГО.
    Три четверти века, дольше всех в мировой истории, Россия стонала под гнётом коммунистической тирании, «этого национального несчастия, грозящего уничтожить зародыши русской культуры в хаосе возбуждённых …грубых инстинктов» (М.Горький) Пролетарский писатель ещё в первые годы правления большевиков предвидел  непростое будущее страны. Были и другие, немногие, мастера пера, чья совесть, в отличие от «буревестника», была не запятнана, отображали  в своих творениях страшную и трагическую судьбу своего народа. Это -  Михаил Булгаков, Андрей Платонов, Борис Пастернак; из более близких по времени – Василий Белов, Борис Можаев, Анатолий Рыбаков. Вряд ли сюда можно отнести апологета Михаила Шолохова, но лишь убедительное его художественное умение, да Нобелевская премия не позволяют недооценивать этого автора. И только истинный лауреат, заслуживший это звание по праву, Александр Солженицын, сумел достоверно и наиболее точно написать о лишениях народных, не обойдя такой аспект, как методы и способы  борьбы пролетариата с родственным классом – крестьянством…
    После смуты 90-х, в следующее десятилетие, Россия, выходит, наконец-то, на магистральную дорогу общемировой цивилизации,   осмысливая прошлое, мечтая о будущем и… преодолевая новые напасти – растление иссушающих, искушающих духовность «ценностей». Книги, Интернет, экраны заполонились дешёвой отупляющей пошлостью разврата, «гламурами». Потоки этой мути не сходят и с такого мощнейшего рупора пропаганды, как телевидение. Ментовские войны и секс-разборки уродуют молодежь, отравляют жизнь старшему поколению, губительно действуют на детей… Иногда только, моментами, прорывается серьезное воспитательное кино в виде одинокого «Острова»(реж.П.Лунгин), не очень удачных повторных интерпретаций классики («Тихий Дон», «Война и мир», «Идиот»), малотрогающих исторических блокбастеров («1612», «Адмирал»). И даже экранизации романов таких авторов, как Солженицын, Рыбаков и Аксёнов («В круге первом», «Тяжёлый песок», «Московская сага») не становятся заметными явлениями культуры. Авторы известны, темы заезжены и затасканы, - однообразно всё, нудно и не ново…
    30 января 2007 года в неполные свои 59 лет, в Мурманске умер русский писатель Николай Александрович Скромный. Смертельная и скоротечная болезнь оборвала жизнь ярчайшего таланта, главным детищем которого стало грандиозное, созданное им произведение о репрессиях 20-30-х годов в СССР – роман-эпопея «Перелом». Объём этого многопланового повествования поражает – четыре книги в тысячу триста страниц текста, - поистине масштабное отображение гонений, притеснений, издевательств над многонациональным, многострадальным смешением людей, согнанных в поселения, тюрьмы и лагеря – русских и казахов, украинцев и чеченцев, поляков и киргизов…    Показаны в эпопее ужасающие картины становления ГУЛАГа, Голодомора 20-30 годов, насаждения колхозов, разорения селений, аулов и кишлаков… Но главной темой «Перелома» стала впервые в мировой и русской художественной литературе тема  изгнания  и положения ссыльных и спецпереселенцев, - по указу ЦК ВКП(б) от 1929 года. Сотнями тысяч сгоняемые с родных земель крестьяне высылались в суровые и необжитые регионы Казахстана, Сибири, Севера и Урала, где они голодали, пропадали,  погибали…
    Первая книга романа, вышедшая в  Москве стотысячным тиражом в 1989 году, была восторженно принята российскими читателями. Её по достоинству и положительно оценили все ведущие тогдашние критики страны – Куницын, Дедков, Ланщиков. Но в грянувшее время реформ и всеобщего обнищания о романе забыли. Он дописывался, и вновь, с большим трудом, пробивался к признанию. Лишь  в 2003 году в полной версии роман был опубликован и то, - всего в тысячу экземпляров, в мягкой обложке, разрозненными четырьмя томами, и только благодаря содействию местной власти и при поддержке канадских писателей. Дальше региона роман не распространялся и хоть были потом Большая литературная премия России вручена, и губернаторская, и медаль выдана, имени Шолохова, и поощрение от Мурманского пароходства сделано, известности это роману не прибавило, и даже после обсуждения книги в Союзе писателей в Москве. Вот почему, созданный и зарегистрированный в апреле 2009 года Фонд Николая Скромного стал проводить большую и разнообразную работу популяризации творчества писателя. Присвоили имя библиотеке с кабинетом-музеем  в поселке Росляково под Мурманском, где автор последнее время проживал; открылась выставка в Музее Северного флота в 2010 году, организована научно-практическая конференция, даны публикации в местную прессу и во всероссийскую «Литературную газету»… И всё-таки  всех этих усилий недостаточно. Деятели Фонда, Общественный его совет понимают, что сил и средств затрачено немало, а результата должного  - нет. Поэтому решено: пробивать телепроект экранизации «Перелома»; издавать  роман в добротном полиграфическом оформлении и большим тиражом; добиваться включения произведений Скромного в школьную программу; опубликовать в полном законченном виде последнюю написанную  им вещь – повесть о Лермонтове; дать заявку на присвоение имени Скромного одному из строящихся судов   мурманского флота; выдвинуть  писателя на присвоение ему посмертно - Литературной премии им. Солженицына…
2012 Мурманск


Рецензии