Фильм Разведчицы - скрытая идеологическая диверсия

Продолжая «коронавирусное сидение», вдогонку за «Гетерами майора Соколова» пересмотрел 12-серийный фильм «Разведчицы», который видел еще в 2013 году, когда он только вышел. С тех пор сериал уже почти забылся, ну вот я и решил сравнить  две «шпионско-девичьи» ленты, снятые почти одновременно, и фактически на одну и ту же тему. Хотя лично для меня «сериал забылся» - это уже показатель: обычно понравившиеся мне фильмы я помню долго…
И действительно: новый просмотр оставил двоякое впечатление, но больше - отрицательное. Первое, что буквально «режет» отношение к сериалу – уже упоминавшаяся мною при разборе «Гетер» стандартная для нашего времени антисоветская штампизация. Опять изрядно надоевшие «кровожадные НКВДшники», только мешающие своим же воевать, и «геройские зеки», наперекор жестокой государственной машине спасающие Родину. Но в «Разведчицах» все это более навязчиво. В «Гетерах» «зечками» были лишь некоторые преподаватели, только обучавшие курсанток, но в операциях не участвовавшие; а сами курсантки в большинстве – нормальные советские комсомолки. В «Разведчицах» же чуть ли не все курсантки набраны из тюряги – «типа, кровью искупить вину»! Даже одну из главных героинь, показанную как патриотично настроенную комсомолку, авторы все равно «загоняют» по ложному обвинению в тюрьму - видимо, чтобы не портила общую картину господства «криминальной романтики». И к концу сериала сценарист и режиссер всеми сюжетными ходами заставляют бывшую «пламенную комсомолку» разочароваться в своей стране и сбежать за границу…
При таком подходе к теме никак не могло обойтись без «вишенки на торте», которой стали 9-я и 10-я серии (последние 11-я и 12-я посвящены фактическому дезертирству бывшей комсомолки-зечки). Если первые восемь серий еще более-менее смотрибельны, то 9-я и 10-я вызывают не то что недоумение, а просто возмущение. Возмущение как нелогичностью показанных событий, так и явной провокационностью этих серий, стремлением вызвать не то что неприязнь, а настоящую ненависть к Красной армии и всей советской системе. Автор сценария явно болен на голову, иначе у него никогда бы не родился сюжет о преднамеренном уничтожении советским десантным отрядом польского партизанского отряда – причем отряда не антисоветской Армии Крайовой, а отряда, шедшего на соединение с Красной Армией для совместной борьбы против немцев! Якобы, это вызовет вражду между «плохими» и «хорошими» поляками, и они не будут мешать Красной Армии… Чушь! Бред! Я уж не говорю, с чего бы это полякам передраться между собой, а не выступить после такого совместно против «русских убийц». Для Советов перебить своих польских сторонников - это то же самое, что рубить сук, на котором сидишь! Потому что гораздо больше бы Красная Армия выиграла, разрекламировав как героев перешедших на советскую сторону партизан, и обеспечив их всем  необходимым для борьбы с общим врагом…
После этих гнусных серий досматривал фильм с трудом, только потому, что поставил перед собой задачу написать на сериал рецензию. И после 9-й и 10-й серий с «расстрелом» польских партизан наша дезертирша-разведчица уже не выглядела столь омерзительно, как она бы воспринималась, не будь той «польской вишенки на торте». В общем, впечатление от фильма осталось угнетающее, хотя в первых восьми сериях и присутствовали героические и жизненно правдивые эпизоды. Ведь если не считать две первые серии, навязчиво внедряющие в мозг зрителя мысль о том, что лучшими разведчиками и патриотами СССР являлись мобилизованные на войну уголовники, то остальные серии вплоть до позорных 9-й и 10-й, относительно неплохо показывают подготовку, а затем участие курсанток в разведывательных операциях. Показана в этих сериях и неудобная, но жизненная правда. Такая, как гибель разведчиков еще при высадке, до того как задание начало выполняться. И страх молодой разведчицы, впервые увидевшей смерть, и попытавшейся дезертировать, чтобы спастись. И то, что с ней сделали компаньонки по группе, и чего им психологически стоило ликвидировать вчерашнюю сокурсницу, готовую их выдать. Особенное впечатление производит 6-я серия, в которой на выручку разведчикам, попавшим в руки немцев, приходит находящийся в окружении небольшой советский отряд. Пятнадцати или двадцати окруженцам, почти не имеющим боеприпасов, прятаться бы от врага по лесам; но принявший командование этой группой молодой лейтенант атакует врага и вытаскивает разведчиков из застенков – ценой собственной жизни. Пожалуй, этот эпизодический герой запоминается в фильме больше всех. Человек, не потерявший в критических обстоятельствах голову, мобилизовавший небольшую группу бойцов в полноценное дисциплинированное подразделение Красной Армии, не поддающийся давлению старшего по званию – майора-медика, не разбирающегося в военном деле, но всеми силами пытающегося не допустить гибели своего сына. А сын этот – он, этот лейтенант; и давление на него получается двойное – и авторитетом отца, и приказом старшего по званию. Совершенно не известный нам актер Степан Бекетов потрясающе, достоверно сыграл эту роль: несгибаемого, инициативного командира Красной Армии, принимающего, несмотря на давление, самостоятельное решение, и разрабатывающего план операции, позволивший даже малыми силами выполнить задачу.
Вот, что касается игры актеров. В этом плане фильм крайне неровный, и полностью проигрывающий «Гетерам майора Соколова». Если в «Гетерах» чуть ли не каждая роль исполнена великолепно, с дущой и запоминается, то в «Разведчицах» наряду с некоторым количеством хороших исполнителей много актеров средних, если не малых способностей. Причем, как ни прискорбно, слабо исполнены в основном именно главные роли! Так, хороши в фильме эпизодические работы Степана Бекетова (лейтенант-окруженец), Александра Саюталина (его отец, майор-медик); убедителен Маркус Кунце в роли летчика Люфтваффе аристократа Гюнтера фон Рикерта, в доверие к которому внедряется одна из героинь. Хорошо смотрятся Владимир Вдовиченков и Ирина Апексимова (начальник и инструктор разведшколы); хорош и Николай Добрынин в образе архимандрита Вениамина, добровольно вызвавшегося помогать разведчикам. А вот главные героини…
Светлана Устинова, играющая уголовницу Зою Величко, насильно «забритую» в разведчицы и удерживаемую «на крючке» только тем, что в руках Советов находится ее дочь (очередной плевок в нашу страну от создателей фильма), еще как-то старалась справляться со своей ролью. Но постоянно хмурая Светлана Иванова (комсомолка-уголовница Арина Прозоровская) на протяжении всего сериала вызывала у меня только раздражение. Мало того, что ее игра неубедительна и натянута (как, впрочем, и вся сценарная проработка этого образа); при взгляде на Иванову не появляется ощущения, что это – девушка из того, военного времени. Она вся насквозь современная, совершенно чужая военной эпохе, не натуральная, особенно в военной форме. Внешне пару раз костюмеры и гримеры сумели придать Светлане облик женщины 40-х годов, однако она смотрелась таковой только в статистике. Как только ее героиня начинала говорить или действовать, образ уходил, и вновь на экране появлялась девушка из 21-го века…
Кстати, о костюмах и макияже (что немаловажно, так как фильм рассказывает о женщинах). Если в «Гетерах» девушки при отправлении на задание красят губы, придавая им форму, модную именно в 30-40 годы, то в «Разведчицах» этого нет и в помине. Я не специалист в области современной пластики, но имею подозрение, что губы героинь «Разведчиц» вообще подкачаны силиконом (хотя утверждать это точно не берусь). А вот в отношении формы в этом фильме – полная небрежность. Герои на протяжении всего сериала ходят в одних и тех же гимнастерках - что в 1941, что в 1944 годах; и при этом одежда на них все время новенькая, даже не обмялась, не полиняла и не застиралась. Форменные береты на головах курсанток – настоящий инфаркт для старшины. Отсутствие петлиц и знаков различия прямо кричит о том, что это спецгруппа, а не стандартная воинская часть.
Несуразностей и откровенных русофобских настроений, тесно переплетенных между собой, в сериале навалом. Чуть ли не все персонажи хотят «свалить из проклятой Рашки». Советский видный ученый, в начале войны застрявший на оккупированной территории, готов бежать от немцев в Англию, но никак не на советскую территорию, куда его насильно тянут разведчицы. Уголовницу Зою Величко удерживает от дезертирства сначала дочь, остающаяся «в руках Советов», а потом – любовь: угораздило ее влюбиться в отнесшегося к ней по человечески преподавателя разведшколы. А не случись этого – тоже бы сбежала? Бывшая «пламенная комсомолка», а теперь дезертир Арина целый год (!) таскает с собой по Германии не знающего немецкого языка найденного в Польше мужа, которого выдает за контуженного, и потому якобы глухого германского солдата. А как же немецкие врачи – они что, неспособны отличить пулевое ранение в грудь от контузии головы? И как можно мотаться по госпиталям, а потом по наводненному гестаповцами Рейху без документов? И потом – болтающийся без дела мужик призывного возраста в проигрывающей войну Германии, в которой в это время «ставили под ружье» даже детей, женщин и стариков, - он что, не заинтересовал ни полицию, ни Гестапо? А после Победы этот бывший лейтенант Красной Армии, а затем польский партизан, ни в чем перед советской властью не виноватый (и тоже до войны мечтавший послужить Родине) теперь абсолютно не желает вернуться в Союз!
Совершенно нелепым, неправдоподобным образом сценарист фильма дал Арине в руки секретный архив немецких агентов, оставленных на советской территории. Теоретически эта «палочка-выручалочка» могла стать возможностью для ее возвращения в СССР. Арина же, не желая возвращаться, все же готова передать архив в НКВД. Но «тупые злобные  НКВДшники» вместо того, чтобы принять добровольно передаваемый ею ящик с бумагами, зачем-то организуют операцию (на оккупированной американцами территории!) по насильственному отъему архива и ликвидации Арины! А та, уже зная «подлую сущность Советов», разрабатывает собственную контр-операцию и, сдав русским архив, сама уходит от расправы, навсегда оставаясь «за бугром». Правда, сверх-мудрый руководитель разведшколы все это «просчитал», но пока оставил Арину в покое, надеясь в будущем использовать ее, как внедрившегося «спящего» агента («пусть пока ждет - к ней еще придут»)…
Вот такое мы имеем кино: на первый взгляд – патриотический фильм о войне, а на деле – пасквиль и идеологическую мину, приучающую зрителя к мысли, что наша Родина того не стоит, чтобы за нее бороться. И что все умные люди должны просто «валить из подлой Рашки»…


Рецензии