Апокал. Рёв 88
Иллюстрированный вариант книги "Критика чистого чувства" смотрите и читайте:
- на авторском сайте Анатолия Бочкарёва "Ревущаябочка.рф"
https://bo4ka-rev.ru
- на авторском канале А.А.Бочкарёва - в Яндекс Дзен - "Ревущаябочка".
Статьи и нарративы из книг автора. С использованием документальных фото, картинок и анимации.
Источник изображений: https://images.yandex.ru
* * *
ТЕПЕРЬ и в "этой стране" нужно было изо всех сил бежать, чтобы по крайней мере оставаться на месте.
РЫНОЧНОЕ КОРОМЫСЛО (качель, балансир) непрерывно разбегающихся «спроса и предложения» на самом деле не так-то просто отрегулировать, уравновесить. Даже в рамках одного города, района, тем более региона. Даже немцам.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО оккупанты постарались сбалансировать ОБА ПЛЕЧА РЫНОЧНОГО БАЛАНСИРА и не только предоставили режим наибольшего благоприятствования крупному, среднему и мелкому (особенно в сельском хозяйстве) производственному предпринимательству, не только отпустили чрезвычайно наэлектризованную торгово-посредническую стихию, но и предприняли действия по организации мощного противовеса самим предпринимателям и торговцам.
РЕЧЬ ИДЁТ о серьёзных попытках создания немцами в России РАЗВИТОЙ СЕТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОБЩЕСТВ, об их намерении сформировать здесь здоровую социальную рефлексию на производство и торговлю, притом довести её до уровня и статуса приоритетной отрасли, как оно в принципе и должно бы существовать в нормально сбалансированном хозяйстве: природный, а не организованный спрос потребителя должен рождать адекватное предложение производителя или ДИКТОВАТЬ ЕГО.
А не наоборот, подобно тому, что было сконструировано большевиками в их перевёрнутом мире, или даже как это осуществлено загнивающими плутократами на Западе.
Вообще любые программы (как и культуры по О.Шпенглеру) - всегда выглядят словно кибернетические организмы. Они обязательно саморазвиваются, сами стремятся к живой биографичности. Поэтому если они работают, лучше их не трогать!
Как и живые существа, они рождаются, длятся, выгоняют плод, дряхлеют и умирают.
Столь же ярко, неотразимо биографична и программа создания нацистскими немецкими прорабами в России современной потребительской сферы.
Буквально с нуля. От совершенно дремучего, патриархального состояния: «огород - рынок».
САМИ ПО СЕБЕ Общества потребителей явились достаточно новым для России делом. Тем более в той сравнительно совершенной форме и при том широко развёрнутом фронте мероприятий по их созданию, предпринятых (поначалу особенно эффективно) немецкими нацистами.
Они словно бы и впрямь УЦЕПИЛИ ГЛАВНОЕ ЗВЕНО, до которого никак не могли пробиться ни Пётр Аркадьевич Столыпин, ни Сергей Юльевич Витте.
«СВОБОДНЫЙ РУССКИЙ РЫНОК» (до сих пор ужасно смешной и одновременно страшный термин) поначалу и при немцах сразу же задавил потребителя.
Торговая анархия попросту бесчинствовала. Никакие обычные рыночные механизмы тут практически не действовали. Как и при Ельцине все тротуары и рынки оказались фактически завалены непонятно какой «продукцией». Даже бульвары и набережные.
Оставалось опускаться до карательных мер и разгонять неорганизованных торговцев или продолжать с увещеваниями проделывать новую тропу в «народном экономическом сознании». Или и то и другое осуществлять вместе, что представлялось практически невыполнимым.
Однако немцы почему-то так и поступили. Выбрали наихудшее.
СПЛОШЬ И РЯДОМ создаваемые немецкими нацистами районные и окружные ОБЩЕСТВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ещё не могли непосредственно влиять на производителей и торговцев.
(ГАСК. Р - 1059, оп. 1, д. 3, л. 122)
ПОНАЧАЛУ они вообще никак не регулировали отношения с ними потребителей, хотя бы потому, что сами были в совершенно зачаточном состоянии и во многом от бессилия сами же и организовывали скупку-продажу или даже непосредственное производство недостающих товаров (разумеется, не слишком большой сложности изготовления).
(ГАКК. Р - 432, оп. 1, д. 1, лл. 4 – 5).
В РЕЗУЛЬТАТЕ возникало нечто вообще уникальное - ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Обществ потребителей. С другой стороны в этом существовал и некоторый позитив.
В обстановке всё ещё продолжающегося военного хаоса и неразберихи, а также высоких, неснижающихся цен русский потребитель впервые не стал ожидать чьих-либо соизволений, подачек и у моря погоды, а сам попытался дать себе работу, сам себя накормить, одеть, да обуть. (Об этом среднестатистический «россиянин» и поныне имеет довольно смутное представление - О ЛЕГАЛЬНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ САМОЗАНЯТОСТИ, без пристроенного на горбу государства.)
Конечно, это получалось не столь эффективно, как можно было бы ожидать. Прежде всего - оказалось весьма многозатратно.
Однако и такая попытка кое-что да значила. «Заговор торговцев» в какой-то момент дал-таки сбой.
В ЦЕЛОМ даже на стадии становления такие Общества всё же обнаруживали довольно неплохо выражающуюся тенденцию к овладению (хоть бы и в неблизком будущем) контролем за настоящим производством и предложением. Младенческая слабость потребительских Обществ компенсировалась ещё и волевыми распоряжениями в их пользу оккупационной администрации. Организационными и агитационными.
ВАЖНЕЙШИМ ШАГОМ немцев в этом направлении стало массовое создание в России КОНЪЮНКТУРНЫХ КОМИТЕТОВ.
(ГАКК. Р - 416, оп. 1, д. 2, л. 1).
В сущности именно такие комитеты (до которых путинскому режиму ещё расти и расти!) оказались способны наиболее полно и защитить права потребителей, и организовать сравнительно сбалансированное производство и сбыт.
Зачастую основной способ действия такого комитета заключался в откровенно силовом, ПРИКАЗНОМ УСТАНОВЛЕНИИ приемлемых цен на промышленные и сельскохозяйственные товары и определении форм их реализации. При немцах («под немцем») это почему-то не заслоняло и не размывало, как у большевиков, ни самого товара, ни производителя, ни посредника-торговца, ни наконец потребителя.
ТОВАРЫ ЕЩЁ НА СТАДИИ проектирования и производства тщательно «подгонялись» под нужды и требования транспортировки, сбыта, наконец под непосредственные потребительские интересы.
Шла проработка далеко не только соответствующая основному спросу, санитарным нормам и допускам - но и наконец (по названию даже) - конъюнктурная, то есть, с точным учётом реальной конъюнктуры - в конкуренции производителей и коммерческих посредников. Внутри их сфер и друг с другом.
РЕШЕНИЯ любого местного КОНЪЮНКТУРНОГО КОМИТЕТА оказывались обязательными к немедленному исполнению буквально всеми сторонами. Нарушения или невыполнения заказов-распоряжений комитета, установка произвольных цен кем бы то ни было карались штрафами по 5 и выше тысяч рублей за каждый факт.
Работников, уличённых в невыполнении распоряжений Конъюнктурного комитета, немедленно увольняли вне зависимости от ранга и должности. За это же отнимали патенты, предприятия лишались права аренды, эксплуатации и торговли. Применялись и многие другие, подробно разработанные санкции.
(Там же).
Без разрешения Конъюнктурного комитета все магазины оккупированной России страшились поднять цены хотя бы на копейку.
КОНЪЮНКТУРНЫЕ КОМИТЕТЫ в сущности становились универсальными арбитрами в поле. И на линии.
Они присутствовали повсюду и вникали во всякие мелочи. Их основная забота заключалась в арбитраже даже не столько между сплочёнными (в своих интересах) производителями и торговцами с одной стороны и разрозненными, медленно консолидирующимися потребителями - с другой, -
сколько между самими производителями и между самими торговцами, всегда жёстко конкурирующими и конфликтующими внутри своих взаимоотношений.
В ситуации катастрофических последствий демонтажа большевистского управления в экономике КОНЪЮНКТУРНЫЙ КОМИТЕТ явился реальным и довольно эффективным стабилизатором, замедлителем и преобразователем развала общеэкономических связей великой страны.
(Если бы его не было - то и при немцах случилось бы то, что произошло полвека спустя, при Ельцине, без войны и прямой оккупации. Полнейшая разруха и распад общества.)
Каждый местный КОНЪЮНКТУРНЫЙ КОМИТЕТ, будучи наиболее эффективной формой существования Общества потребителей, его «толкачом» и авангардом, всё же не был абсолютно беспристрастным арбитром. По мере развития конъюнктуры рынка он колебался, менял акценты и векторы, сдвигаясь то в сторону приоритета потребления, то посредничества, то производства.
Иногда Конъюнктурный комитет принимал решения в пользу какого-то отдельного вида производства. Он пытался находить в каждой области необходимую (и возможную) точку равновесия всей системы.
КОМИТЕТ в соответствии с конкретными местными условиями и общей ситуацией должен был объективно оптимизировать её, пусть даже вынося ошибочные решения (лучше плохие, чем никакие). Он вводил в рамки и производство и потребление, устанавливал предел беспредельному развитию детоталитаризации. Фактически он включал в себя в неразвитом, не дифференцированном виде функции различных инфраструктур, а точнее - исполнял за них эти функции, временно замещал.
Он стал исполняющим обязанности координатора централизованного планирования и контролирования. Может быть неким сердечным клапаном. Или «водителем ритма», вживлённым в атриовентрикулярный синус рухнувшей экономики. На период пока выборочной, пока ступенчатой, компенсаторной «реструктуризации» всего, вновь заиндевевшего, организма «русского мира».
ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ОПОСРЕДОВАННОЕ - тем более с подачи оккупантов - регулирование цен и самой потребительской ситуации на становящемся рынке не могло играть на руку исключительно одному местному потребителю или наоборот производителю или коммерсанту.
Основное предназначение конечно - общая социальная стабилизация. Выпуск пара. Сглаживание социальных перекосов, пока не заработал основной экономический, рыночный механизм. И хотя ЭТО БЫЛ ТАКТИЧЕСКИЙ ХОД НЕМЦЕВ, но стратегически он находился в узловом, ключевом месте, в самой точке неравновесности. Совсем малые усилия в ней могли теперь породить огромные последствия.
Поиски компромисса, выдержка твёрдой конъюнктурной линии поначалу в некоторой степени облегчались её калькированием с германских планов и программ. Одновременно именно в силу такого «эхолалического», некритического заимствования немецких решений - они становились и менее гибкими, менее чуткими к глубоким «местным» подвижкам.
Где-то в совсем глубоких пластах. А потом и в совсем неглубоких.
ВПОСЛЕДСТВИИ именно это и начинало приводить ко всё большим перекосам и к накоплению огромных, никуда не исчезающих зарядов статического «социального электричества», поскольку обусловливало слипание и полную Смычку Управления (производством и торговлей) и Распределения.
Это консервировало новый, теперь уже практически непотопляемый уровень УЧРАСПРЕДА (который и был потом унаследован неблагодарными большевиками на всё своё послевоенное время, вплоть до начала следующих перестроечных конвульсий).
КОНЪЮНКТУРНЫЙ КОМИТЕТ оказался конъюнктурным в самом прямом, житейском смысле. Он по-петровски лишь модернизировал толпы непрофессионалов. Оживил их. Стряхнул снег и пыль с камзолов.
Высшей мерой профессионализма в данных ипостасях «нового порядка» вновь оказалось старинное русское умение с дурным запалом выполнять любые пожелания начальства. Всячески угождая ему.
Так и у немцев со временем стала получаться предельно конъюнктурная социальная поделка. Фактически по иному высказанный прежний тоталитаризм.
Материал ведь всегда диктует. А в России - так и надиктовывает!
Чистому Разуму беспрерывно обыскивать жуликоватое Чистое Чувство на инфернальных русских базарах всегда получалось слишком хлопотно и опасно: материал чересчур жёсткий. Да и обязательно с дырами! Непонятно где. Когда же именно он начнёт диктовать – в них-то всё и провалится!
НАИБОЛЕЕ САМОСТОЯТЕЛЬНЫ, без опоры на Конъюнктурные Комитеты, были «под немцем» Общества потребительской кооперации. Теперь они функционировали на новых основаниях (переформулированных старых).
Во многом нацистские преобразования в системе потребкооперации сыграли исключительно положительную роль для дальнейшего совершенствования русского традиционного хозяйствования.
1. В первую очередь, безусловно отменялись бесчисленные нахлебнические, промежуточные звенья между заготконторами, краевыми или областными организационными структурами - и реализующей сетью.
Для этого немцы сразу отключили систему райпотребсоюзов - самым элементарным разгоном.
(ГАСК. Газета "Ставропольское слово", № 42, 30 октября 1942 г., с. 2).
2. Безоговорочно прекращалась деятельность госконтроля и госсубсидирования. Только полная самопомощь, самофинансирование, самоуправление, самоответственность («включительно до круговой поруки» - немецкой навязчивой идеи в отношении русских, мол, где русские, там и «круговая порука»).
(ГАСК. Р - 1121, оп. 1, д. 1, лл. 261-262).
3. Вводился разумный минимум необходимой подотчётности собственным центральным, негосударственным органам (края, области, затем - округов, комиссариатов, рейхскомиссариатов).
(Там же).
4. Для соблюдения интересов третьего рейха в Потребкооперацию вводилась фигура немецкого уполномоченного, который должен был «давать организациям и учреждениям советы и распоряжения».
(Там же).
5. И, наконец, главное - завязывались прямые связи (вот тут-то минуя всякий центр и даже германского уполномоченного) между основными рабочими, то есть, низовыми звеньями потребкооперации. Это с одной стороны. А с другой - с ещё существующими колхозами, потом общинами, госхозами, ТОЗами, фермерами.
Таким образом, всё же как-то устанавливалась главнейшая, функциональная перемычка между основными, фундаментными блоками хозяйствования. И оно становилось хотя бы относительно эффективным. При этом сразу отпадала прожорливая армада посредников, в том числе большинство начальников. Невероятное благо для России!
ОДНОВРЕМЕННО с большей функциональностью экономического фундамента потребкооперации её центральные и низовые звенья получали большую свободу действий. Они высвобождались и от мелочной, изнуряющей опеки со стороны властных структур. И от изматывающей подотчётности и субординации. Главное - от армии нахлебников!
В выгоде опять оказывались сами производители и потребители.
Даже ЗАГОТКОНТОРЫ ПОТРЕБКООПЕРАЦИИ теперь обладали настолько большими правами, что практически сами могли выполнять функции посредников. Они заключали во множестве договоры на поставку продукции в какие угодно районы - не только своим местным жителям, но и на отдалённые рынки сбыта. Сами организовывали производство. Наконец, сами же и торговали.
ПОЧТИ ВСЯ ПРИБЫЛЬ за небольшими исключениями шла в бюджет этих контор с их впоследствии развившейся магазинной сетью и таким образом впрямую сказывалась к выгоде местных производителей. Теперь выходил двойной резон трудиться лучше, даже оставаясь при госхозе, общине или ТОЗе. Во-первых, больше сам получишь или приобретёшь. Когда дружишь с заготконторой.
Во-вторых, и с излишков, ушедших в другие районы, тоже возвращался навар в виде нового товарного ассортимента и более низких цен в лавках потребкооперации на непроизводимые в здешних местах товары, то есть, на привозную продукцию.
(Там же. л. 237).
До Ганзы ещё далеко, но уже теплее.
Рыночное коромысло уже практически выровняло оба плеча. Однако вновь и вздрагивало, словно бы прислушиваясь к уже приближающейся с востока канонаде фронта. К родному голосу старого своего «регулятора».
Дивизион «Катюш» на линии огня - лучший в мире «экономический регулятор»!
Отрегулирует всё. Сразу. И наповал!
Свидетельство о публикации №220061400422