Из жизни японских ветеранов Второй Мировой войны

Как-то мы беседовали с моим близким другом – японоведом Иваном, под тихую, немного отрешенную музыку, и что-то выпивали. Он делился событиями своей текущей жизни и рассказал, как недавно ему пришлось сопровождать одного престарелого японца, который приехал навестить могилу своего товарища, похороненного здесь, в приморской земле. И когда под протяжные звуки музыки я слушал рассказ о том, как японский старик зажигал на заброшенной могиле курительные палочки, этот сюжет запомнился мне. Я попросил его рассказать поподробнее и вот что узнал.

Правда, начать нужно не с красоты японских ритуалов, а с судьбы японских ветеранов Второй Мировой войны. Отличие от российских кардинальное. Если наши ветераны считаются героями-победителями, а вернувшиеся с войны – героями дважды, то в Японии наоборот. Там тоже помнят служащих Японской императорской армии, в семейных альбомах хранят их фотографии, берегут память о них, но с почтением относятся только к тем, кто не вернулся с войны, покрывшей позором Японию. Кто остался самураем. А к выжившим и вернувшимся отношение обратное: они воспринимаются как носители памяти об унижении, упоминать об их участии в войне даже стыдно. Так это сложилось в современном японском обществе. И в социальном плане японские ветераны той войны тоже не имеют каких-либо льгот и регалий, потому что они попросту говоря, их не заслужили. А многие из выживших испытали и дополнительное унижение, находясь в советском плену несколько лет на принудительных работах в Сибири.

С одним таким 90-летним японским ветераном, пережившим русский плен, моему другу-японисту пришлось поработать в качестве гида-переводчика. Старый японец приехал в Приморье с главной целью – посетить могилу своего товарища, которого похоронил под Находкой в 1947 году. Для него это было так важно, что он копил деньги на эту поездку несколько лет, и хорошо к ней приготовился.

Могила находилась на старом кладбище в Находке, на участке, где в те годы хоронили японских военнопленных. После некоторых поисков старик нашел нужную табличку и немного расчистил могилу. Затем он встал на колени, не торопясь зажег поочередно несколько курительных палочек, сложил руки перед собой и замолчал. Перед его лицом завились струйки дыма от палочек, уходя в пасмурное приморское небо. Он посидел молча какое-то время. Иван отошел в строну, чтобы не мешать.

По возвращении в гостиницу, японец пригласил переводчика на прощальный ужин и рассказал свою историю. В 1945 году в ходе Маньчжурской наступательной операции они попали в плен Советской Армии и их отправили в лагерь на работы в  г. Тайшет (это между Красноярском и Иркутском). В 1947 году по приказу Сталина японских военнопленных начали отправлять на родину, и он с очередной группой был отправлен по железной дороге в Приморье. Но его товарищ не пережил долгий переезд и скончался в Находке, перед самой отправкой в Японию. Это было и трагично и обыденно для того случая. Как известно, существование пленных было очень тяжелым, и многие японцы остались в сибирской земле. Уже выпив, японец стал вспоминать подробности и сказал, что до сих пор помнит четыре русских слова: «Лопата», «Картошка», «Майор» и «Норма». Вспоминая ту жизнь, он пустил слезу. Затем рассказал, что после возвращения он вел очень скромную жизнь, и работал каким-то второстепенным помощником при школьной библиотеке. Но всегда помнил об оставшемся в приморской земле товарище.

На следующий день Иван посадил своего клиента на поезд в Хабаровск, и на том они расстались. Все это было году в 2003-м, и надо думать, эта поездка для того японца стала завершением какой-то истории. Это один небольшой фрагмент из истории пребывания японцев в сибирском плену, которая оставила в сознании японского народа заметный след. Для погружения в эту тему можно познакомиться с книгой японского ученого Като Кюдзо «Сибирь в сердце японца» или посмотреть фильм о японском художнике Иттику Кубота, все это на русском языке.

Май 2020 г.


Рецензии