Интервью с Сергеем Сметаниным

https://boosty.to/ruspoetry


В чем смысл утверждать: «Я материалист?»
Смысл этого утверждения,наверное, заключается в уяснении для себя и для возможного единомышленника или оппонента моей философской позиции. То, как я решаю важнейший вопрос о первичности (материи или духа, природы или разума, бытия или сознания, речи или понятия) и какие из него делаю теоретические выводы, как применяю это практически, дает возможность определить, что я собой представляю, скажем, как мыслитель.
 

Какую мудрость несет данное утверждение?
Для меня это мудрость осознания себя причастным к огромному лагерю замечательных, остроумных, наблюдательных и глубоких, часто одаренных чувством юмора людей, благодаря которым у человечества появилась ясная и правдивая картина мира, возникли реальные достижимые и прекрасные цели, в том числе художественные идеалы. Осознание это дает возможность, многому доверяя, учиться у них, экономить умственные силы, не тратя их на «изобретение велосипеда», вносить свою лепту в создание «величественной картины мироздания», с уважением относиться к представителям противоположного лагеря «идеалистов», понимая, что во многом познание мира обязано последним, позволяет самостоятельные открытия. Это утверждение помогает определить свое уникальное место в мире, понять свое назначение в нем и добиваться в нем каких-то успехов, кого-то вести за собой, кому-то противостоять, а в конечном счете, быть счастливым, постоянно беспокоясь о счастье возможно большего количества людей, животных, птиц и растений.
 

Считаете ли Вы, что у человека нет души и вообще нужна ли
душа человеку?
Считаю, что у человека есть душа постольку, поскольку это доказывается материалистической психологией. Душа для человека является чрезвычайной ценностью, так как благодаря душе он, собственно, живет (чувствует, познает и стремится к чему-либо).
Беда, когда душа у человека больна. Не лучше, когда она черства, испорчена, изуродована, извращена, недоразвита или раздута самомнением как водянкой. Поскольку это доказывается общественной психологией или социологией, душа есть и у группы людей, и у коллектива, и у толпы, и у народа.
 

Считаете ли Вы, что Демокрит был материалистом?
Да, конечно. Постольку, поскольку не признавал власти судьбы. Хулиганил. Кричал публично: «Эй, Судьба, где ты? Покажись, я плюну тебе в лицо!» — желая доказать современникам, что ему от судьбы ничего не будет за это кощунство. Кажется, доказал. По крайней мере, у меня нет сведений о какой-либо настигшей его за это каре, или о каком-либо другом его злосчастии.
 

Отличается ли мир кошки живущей в квартире (в царских условиях) и мир кошки в деревне?
Относительно животных, как утверждал психолог Л.С. Выгодский можно одинаково аргументировано доказать, как то, что они мыслят себя в мире, так же как то, что они не наделены этой способностью. Он предоставлял решение этого вопроса философам.
Как философ я могу сказать, что обе кошки живут в одном мире (космосе), но в разных мирах «житейских», «кошачьих».
 

Отличается ли их бытие?
Разумеется, бытие, как философская категория, обнимает их обеих. А бытие их в качестве домашних животных отличается своими условиями.
 

8.12.2006 г.

Г.И. Кобылкин


Рецензии