Тайна Жизни

Вы когда-нибудь замирали в восторге или недоумении перед цветком или бабочкой, задумываясь над тем, что же такое – наша жизнь?
В детстве, наверное, каждый из нас испытывал некое таинственное ощущение Себя в оболочке человеческого тела и задавался вопросом: "Как бы я себя чувствовал, если бы не родился?"
Однажды мне довелось общаться с одной такой душою, только что оказавшейся в безысходном положении из-за невозможности вернуться в своё привычное тело... Это произошло во время осмотра места одного дерзкого убийства, типичного для "лихих 90-х", когда Советский Союз развалился, а новая Россия ещё не встала с колен.

***
Февральская ночь. Метель задувает в небольшой уголок от выпавшего осколка в наружной раме окна. Сквозь дрёму, удобнее повернувшись на выпирающих пружинах старого дивана, я по армейской привычке натягиваю на голову тонкое поношенное байковое одеяло и через оставленную перед носом брешь вдыхаю освежающий заоконный воздух, как бесконечную мировую субстанцию… Наслаждаясь тишиной уснувшего провинциального города, улетаю за ласковым завыванием ветра в ветвях огромного тополя за окном.
Не в каждое суточное дежурство криминалист может позволить себе ночной отдых. Прерывистый звонок телефонного аппарата возвращает меня из блаженного полусна в состояние тревожной ответственности.
Голос дежурного из телефонной трубки с чуть уловимой извиняющейся интонацией окрыляет мои чувства значимостью происходящего события и необходимостью служения на благо Державы:
– Юра, у нас убийство. Срочно собирайся, прокуратура уже здесь.
Жму на кнопку выключателя настольной лампы – на часах почти 4 утра…
Основные подробности происшествия  стали известны уже в подпрыгивающем на белых кочках оперативном «УАЗике», летевшем, разрывая зимнюю ночь вспышками синего проблескового маячка. Убийство молодой женщины выстрелом в голову было совершено несколькими десятками минут назад на автозаправочной станции, расположенной на развязке дорог перед районным городком "Н", что в 250 километрах от областного центра. Цель – хищение денег из кассы оператора, кем эта женщина и работала.

Дорога позволяла занять себя анализом причинно-следственных связей уже ставших в последнее время систематическими хладнокровных убийств, сметающих со своего одержимого пути неповторимые человеческие жизни. Отчего же это происходит? Может быть оттого, что человек, обделённый в детстве родительской любовью или вниманием взрослых, воспитанный на приоритете внешних ценностей, особо не напрягался постижением какой-то ещё …духовной сферы в своей жизни – а зачем?.. – инстинкты и условные рефлексы решают за человека его первичные физические потребности! Это очень жизнестойкая животная психология, сформированная самой природой. Но всё же Человек, как мне кажется, изначально задуман быть идейным "наполнителем" и управителем своего природного естества. А если он не наполнен духовно, то – как волк – только и рыщет в поисках добычи, не понимая, что форму насытить невозможно. У такого "хищника" внутренний мир настолько ущерблен, что не способен управлять внешней Гармонией жизни…

За философскими размышлениями я и не заметил, как мы добрались до места происшествия. Погода здесь стояла тихая, на площадке перед заправочной станцией, хорошо освещённой фонарями, нас уже заждались. Начальник райотдела со своими помощниками и прокурором доложили о происшествии. Внутри здания работали сотрудники местной опергруппы. Растерянный руководитель АЗС с двумя сменщицами-операторами стояли чуть поодаль рядом со скучающей докторшей в белом халате поверх пальто, и с ними зам главы районной администрации с сумрачным выражением лица, представляющим своим присутствием оценку значимости этого события.

Постовой дежурил у следов обуви, обнаруженных на снегу за зданием. Первым делом я внимательно изучил их. Следы показывали, что от окружной линии автомобильной развязки через заснеженную поляну к задней части здания подходили два человека. Один, судя по размерам обуви, длине шага, степени продавленности и характеру рисунка подошвы, был мужчиной плотного телосложения и высокого роста, вторым человеком была женщина. Эти следы я сфотографировал с масштабной линейкой, предварительно сдунув напорошенные снежинки, используя штатив и – для выявления рельефа рисунка – боковое освещение фонариком. История следов говорила, что некоторое расстояние мужчина и женщина шли вместе, обсуждая план действий, а перед зданием разошлись, обходя его с разных сторон: женщина – справа, чтобы подойти к окошечку для обслуживания, а мужчина – слева, к закрытой железной двери...
Обратно эти двое уже вместе и бегом преодолев заснеженное поле, сели в машину, следы протектора шин которой были обнаружены на обочине. Четыре точки колёсных опор образовали вмятины, давая возможность замерить расстояния базы и колеи, а по специальной таблице определить марку автомобиля – ГАЗ-24 «Волга». Данные таблицы подтвердило и наличие признаков пробуксовки от задних ведущих колёс с длинным шлейфом выброса снега и грунта, что говорит ещё и о естественной спешке, с которой преступники покидали место своего деяния. Впереди по ходу движения находится двухуровневая развязка с направлениями на Киев и Великие Луки. Ночью, как правило, движения на трассе нет и кроме следов этой машины, слегка припорошенных снегом, других следов не оказалось. Но как-то странно они проложены – по встречной, сходящей от направления на Великие Луки… хотя это и понятно: убийца сокращал путь, игнорируя правила системы развязки.

Теперь, уже кое-что зная о преступниках, мы заходим в помещение заправочной станции, где кропотливо идёт фиксация всего обнаруженного. У самого входа в тамбур кафельные пол и стены облиты тосолом, 5-и литровая пластиковая канистра с остатками которого лежит тут же. Это и было хитроумной уловкой в расчёте на то, что в маленькое окошечко для обслуживания клиентов эту покупку подать будет невозможно и тогда придётся открывать дверь. Расчёт оказался верным и заветная дверь открылась…
Любопытство сыщика заставило меня заглянуть за настежь открытую дверь в операторский зал, и это любопытство преподнесло мне ценный "подарок" – у самой стенки скромно лежал патрон 16-го калибра! Когда я его поднял, оказалось, что фабричный пыж в нём смещён, образовав щель, из которой пахло сгоревшим порохом, а капсюль наколот – и вся картина этой драмы тут же прояснилась. Догадливый читатель наверно уже понял, что одноствольное ружьё в руках мужчины дало осечку. Но почему, – спросят иные, – ружьё должно быть одноствольным? – Элементарно!.. Иначе убийца сразу же произвёл бы выстрел из второго ствола. Тут оператор, уронив от неожиданности канистру с тосолом, пробка которой от удара вылетела, а жидкость забрызгала стены и разлилась по полу, бросилась к “спасительной” бытовке. Пока мужчина в спешке перезаряжал ружьё и переступал через скользкую лужу, бракованный патрон искать было уже некогда…

Помещение операторского зала щетинилось перевёрнутыми стульями и раскрытыми купюрными ящиками кассовых аппаратов. Оперативники доложили, что в одном из них последний чек выбит в 03:15 на сумму одной канистры тосола.
Но самое жуткое, непривычное и неестественное для человека зрелище предстало перед глазами в правом дальнем углу помещения, где расположена бытовая комната. Обычный человек невольно отстраняется от подобного созерцания, поэтому к той части помещения никто и не приближался, дожидаясь меня...
Пол и стены этого уголка операторского зала были залиты и забрызганы до уровня пояса кровью. Рядом с открытой дверью в бытовую комнату в кровавых сгустках неловко лежало неживое тело молодой женщины, растянувшееся вперёд головой от выхода из бытовки. Впрочем, небрежно упавшую на пол кожу рваной маски лица с лоскутами скальпа и слипшимися от крови прядями волос головою назвать было трудно...
Методично и скрупулезно ведётся протокол осмотра, обрабатываются дактилоскопическими порошками сантиметры стен, дверей, мебели и предметов, при помощи лупы исследуются все “подозрительные” поверхности, щёлкает затвор фотоаппарата... Местный криминалист сообщил, что к трупу он даже не подходил.

Озадаченный биологическими особенностями осмотра, я начал со сбора разлетевшихся по операторскому залу осколков черепной коробки, похожих на затвердевшую кожуру грейпфрута, оторванной от позвоночника нечеловеческой силой давления пороховых газов. Из этих осколков я выбрал интересную группу – с мелко обломанными и закопчёнными краями, которые при совмещении составили левую височную половину черепа, образующие в центре неровное опалённое отверстие диаметром около 20 мм. Было ясно, что выстрел произведён в упор. Пока я держал эти черепки в руках, следователь сфотографировал их положение с линейкой, потом мы упаковали их в конверт "вещдоков". Следующим шагом осмотра было исследование положения брызг и подтёков крови на стене рядом с трупом – они свидетельствовали о положении жертвы в момент её смерти – стоя на коленях и руках. Значит, преступник настиг её в бытовой комнате, удерживающей дверь изнутри за ручку – оказалось, что в этой двери замок даже не предусмотрен! Получается, что "злодей" буквально вытянул обезумевшую от страха женщину за дверную ручку, и она упала перед ним на колени... Что она чувствовала в эти последние мгновения – трепет страха перед неизвестностью, мольба о милости и, может быть, раскаяние, что так легкомысленно доверилась ночной "покупательнице"?

Я слышу беспокойство руководителя АЗС – надо как-то сказать о случившемся её мужу и двум деткам, которые ещё вечером приходили сюда проведать маму... Её душа, казалось, вот тут же, среди этой оперативной суеты витает незримым свидетелем над своим бедным неживым, но всё ещё тёплым телом... И лишь глаза стеклянно смотрят с оброненной на пол бледной кожи лица на задумчиво присевшего над ней криминалиста...
Потрогав её ещё тёплую руку, я обратил внимание на лежащую в метре от тела, в сгустках растёкшейся крови и лимфы, массу обнаженного мозгового вещества, в чём совсем недавно формировались мысли и чувства человека. Своеобразный биохимический преобразователь энергии души, величайшее достижение природы, самое сокровенное и тайное – оказалось так кощунственно и грубо поругано! Философски отметил про себя, что погибший “информационный центр” человеческой биомашины уже не в силах дать нужные импульсы по оторванным проводкам нервов, чтобы поднять это вполне ещё функциональное тело, и даже, казалось, передать нам какую-то важную информацию... Вот и вся человеческая жизнь.
В этот момент я вдруг услышал позади себя взволнованный возглас молодой женщины, стоящей за мной чуть правее и незаметно наблюдавшей за моими действиями:
– Это – всё?..
От неожиданности я растерялся и, только собрался было в недоумении обернуться, чтобы увидеть – кто же ко мне так тихо подошёл, как в это же мгновение от неё последовал ещё более громкий возглас с оттенком требовательности и даже обиды, интонирующий почти истерическим изумлением в каждом коротком слове:
– И ЭТО – ВСЁ?!!!..
Когда же я, наконец, обернулся, то за собой... никого не увидел! Все участники осмотра находились далеко от меня в другой части помещения. Ещё мгновение послезвучие её голоса материально висело в воздухе, отражаясь от стен, касаясь моей одежды, волос... Я подумал, –  это шутка или игра, –  и на всякий случай  развернулся, сидя на носке ботинка, вокруг себя – но никто за мной не прятался... Под впечатлением заданного мне вопроса, с его тревогой и недоумением, болью нелепости происшедшего и страхом перед неизвестностью, меня тоже на минуту сковал необъяснимый страх. Лишь понял, что это без сомнений – ОНА, потерпевшая! Только мысль пронеслась, как продолжение диалога: "Наверное, ещё не ВСЁ, если Вы со мной говорите"!..

Теперь-то я сожалею о том, что ничего ей не сказал. И она как будто отошла в сторону… А ведь у нас мог бы получиться интереснейший диалог! Можно было с её слов даже составить субъективный портрет этого мужчины или той женщины – что как раз входило в мои обязанности эксперта. Интересно, как отреагировали бы на это мои коллеги?..
Конечно, я не был готов к этому ни морально, ни духовно, только понял, что истинный "водитель", которого я только что реально слышал, освободился от своей физической оболочки, и мозговое вещество теперь представляло для меня лишь исследовательский интерес – как обычный  биологический материал, подобный своеобразному растению. Это философское абстрагирование помогло мне сконцентрироваться на объекте и найти ключевые улики.

По консистенции мозговое вещество, в бытовом сравнении, похоже на холодец. Исследуя его, с биологической точки зрения варварским методом – при помощи погружения пинцета в рыхлую серую массу и смыкая его концы, я неожиданно обнаружил там фрагменты рубленых гвоздей – то, чем был снаряжён патрон! Микротрассы на поверхностях скошенных срубов были чётко выражены и даже хорошо просматривались невооружённым глазом, в дальнейшем их можно идентифицировать с тем зубилом, которым они нарубались. Для объективности будущей экспертизы я старался набрать этих фрагментов как можно более. Увлечённый копанием в залитом кровью "желе", концы моего пинцета вдруг обжали нечто упругое и объёмистое… Первой мыслью было: "Неужели мышца?" Однако вынутый из кровавого месива предмет оказался… самодельным бумажным пыжом! Обмыв его под струёй воды из-под крана, я осторожно развернул пыж на столе под всеобщее изумление присутствующих участников опергруппы.  Все ахнули – пыж состоял из трёх сложенных листков, вырванных из журнала “Человек и закон”! Внутренние края листков, оторванных от корешка, как правило, индивидуальны и совпадают только с тем журналом, откуда они были вырваны. Так в протокол осмотра, кроме самодельной дроби из рубленых гвоздей, было внесено ещё одно убедительное вещественное доказательство.
После фотофиксации и упаковки "вещдоков", подписей понятых, наша работа завершилась. Труп увезли в морг, уборщица помыла полы, убрав остатки биоматериала.

Когда же мы садились в наш боевой «УАЗик», я, оглянувшись, увидел, как местные собаки что-то растаскивают из уличной урны… – мозг, в котором час назад хранились улики, а ещё вчера формировались мысли! И как будто чьё-то тёплое чувство благодарности за проделанную работу коснулось моей души – это, несомненно, была ОНА, с кем я так и не осмелился заговорить…

Выйти на преступную группу и доказать вину их участников не составило особого труда. В Великих Луках было зарегистрировано несколько автомашин «Газ-24», у двоих из которых имелось одноствольное ружье. И, наконец, у одного из них оперативники нашли рубленые гвозди и журнал “Человек и закон” с вырванными страницами. Криминалистическая наука посредством обнаруженных улик утвердила в сознании очередных преступников мысль о неотвратимости наказания.

***
Этот случай до сих пор не даёт мне покоя своей незавершённостью диалога и соприкосновением с вечной человеческой тайной – смертью, которая, оказывается, вовсе не смерть, но – особый переход из одного мироощущения в другое, на пути великого таинства Жизни.


Рецензии
Вспоминается похожий случай( я имею ввиду, убийство оператора АЗС) в маленьком тихом городке близ Опочки... Нашумевшее дело.

Да, таинство Жизни велико настолько, что нам никогда, я полагаю его не постичь. Оно может быть и к лучшему.

Суровый рассказ. Но такова жизнь на нашей планете. Среди людей бродят озверелые хищники. А жизнь всегда на волоске. http://proza.ru/2019/08/07/942
Спасибо. С уважением, Валерий

Валерий Павлович Гаврилов   25.08.2021 07:56     Заявить о нарушении