Тихие сказки заркала нашего времени
Режиссер постановщик – Александр Худяков.
Графика – Надежда Сторчевая.
В спектакле заняты:
Артём Шолыгин – Крокодил.
Анна Павлова – девочка.
Надежда Сторчевая – Марта Фрея,
Диана Родионова – Баба Яга.
Князева Полина – Снежная Королева,
Котляровская Мария – фея Перели.
Лера Городцова – русалочка.
Дарья Харитонова - Ангел.
Театральная Гостиная Vinci. Санкт Петербург. 6 июня 2020.
Спектакль Александра Худякова «Тихие сказки» предлагает нам взглянуть на реалии нашего времени с помощью философской сказки-притчи, которую он визуализирует в этом несценическом театральном проекте. Худяков в этом спектакле создаёт нам точку наблюдения и познания через воплощение авторского прочтения одноименной книги Зинаида Миркиной. Здесь он виртуально- воплощает очертания страны, которой нет на карте. Этот мифический мир создаётся через многосторонние воплощения принципа дуальной реальности, при котором фантасмагория и реалии нашего времени сосуществуют в одном пространстве. В одной плоскости воплощения этой истории он населяет эту мифическую страну сказочными персонажами, чьи образы известны нам по сказкам нашего детства, но при этом их образы визуализированы контурно, вне их сюрреалистического антуража сказок.
Во второй плоскости воплощения образы мифических персонажей и их первоначальные сюжетные характеристики, обозначенные в сказках, здесь практически нивелированы или существуют на ассоциативном уровне и полностью лишены фантасмагорического антуража. В спектакле Худяков создаёт виртуальную реплику этой сказочной страны с высокой степенью приближения к реалиям нашего времени и здесь это осуществляется через воплощение модели общества, в котором персонажи, разных сказок живут и сосуществуют, согласно предписанным им законам и правилами.
В этом многообразном сообществе сказочных персонажей он создаёт проекцию реалии нашего времени, и она воплощается через виртуальную модель иерархической вертикали власти. В «Тихих сказках» эта модель обустройства мира представляет их в форме шахматных фигур на игровой доске, где их местоположение определено статусом в этой иерархической пирамиде. Худяков в воплощении этой истории в спектакле «Тихие сказки» использует сегментацию пространства в формате Zoom для визуализации доминирования принципа иерархичности миропорядка в этой стране, согласно которому в нём строго отведено определённое место, за границу которого он не может выйти.
Этот парадигма существования в спектакле создаётся с помощью аллегоричного ранжирования персонажей, при котором эффект приближения этой истории к реальности нашего времени усиливается. Этот приём создан по принципу усиления транспарентности через нивелирование первоначального мифического происхождения персонажей и постепенного проявления в их образах реалистичных элементов-черт. В результате этого процесса мы видим трансформацию их образов, в которых проявляются хорошо узнаваемые сходства с персонажами известных нам из ежедневных информационных потоков средств массовой информации. В истории под названием «Тихие сказки» мы открываем различные аспекты дуальной парадигмы существования, в одном из них видение реальности различно. Реальность персонажей вертикали власти серьезно отличается от реальности тех, кем они повелевают с вершин пирамиды власти.
Худяков в своей трактовке философской сказки-притчи фокусирует внимание зрителя на парадигме экзистенциального существования персонажей этой мифической страны. В ней отражаются приметы жизни нашего времени, где принцип дуальности видения реалий и экзистенциализм существования является элементом повседневной реальности. Этот реализм приближения к приметам нашего времени усиливается в спектакле через визуализацию пропасти разделяющей плоскости существования персонажей нижних слоёв, и миром повелевающих с высот пирамиды власти. В этом аспекте концепции дуальности видения она открывается нам в диалогах персонажей, которые помогают создать картины иллюзорных реалий жизни на верхушке пирамиды власти.
В парадигме существования иерархической верхушки вертикали власти персонажи пребывают в своём обособленном зоне комфорта, в которой они видят окружающих их мир через призму собственного понимания мирового порядка. В «Тихих сказках» этот фокус наблюдения показывает нам шаблонность мышления и трафаретное видение реальности, на основе которого они формируют мир вокруг них. В этой истории персонажи верхушки вертикали определяют парадигму существования, скроенную по шаблонам и лекалам их собственного мерила нормальности жизни. Это форматное несовпадения вызывает у них раздражение и желание переформатировать по своему образу и подобию.
В спектакле Худяков придаёт этим философским диалогам особое художественное выделение, с помощью которого их участники абстрагированы в Zoom пространстве спектакля. Это выделение с помощью колористического фонового решения подчеркивает в их ликах экзистенциальность существования, при котором лики персонажей в сегментированном Zoom-пространстве спектакля возникают из мрака ночи. Этот прием визуализации образа придаёт им трагичность, и усиливает философский контекст их диалогов размышления о мироздании и реалиях мира.
Философский контекст, этой истории усиливается через создание графических картин реалий жизни персонажей этой страны, и здесь с помощью этих графических иллюстраций философские диалоги создаётся дополнительная плоскость видения реальности, в которой отражаются приметы нашего времени. В этой истории Худяков создаёт реплику страны, в которой присутствует зеркальный эффект, позволяющий нам увидеть в мифических ликах реальные четы персонажей, известные всем из ежедневных информационных потоков, а в этих историях разглядеть отражение событий нашего времени.
Свидетельство о публикации №220061400844