Забрать все книги бы, да сжечь...

Весь карантин сын в Бруклине страдал – стройка закрыта. Готовка, уборка, спорт, маята от безделья. Рискнула заикнуться ему об почитать – есть же масса всего, до чего руки в свое время не дошли. Он заржал, - мамсик, ты и скажешь!  И отправился на марш по Нью-Йорку: полицию поддержать, а расизм осудить… Сын у меня чудный, добро нутром чует, а в голове уложить, что вокруг происходит, с этим неважно.

Любого родителя в любой стране спроси, все жалуется, что дети не читают, а школы жуткого качества.  Недавно за бокалом вина спрашиваю приятеля, что он думает, -- у того пятеро мелких? Пожимает плечами: мол, современное образование может быть заточено только на одно: помочь студенту понять свои сравнительные преимущества и сделать его конкурентным на рынке труда. Так это ж уровень ПТУ, -- говорю, -- кроме работы у человека есть и другие задачи.  Развитие личности, понимание мира, желание передать следующим поколениям культурный багаж, накопленный человечеством.  На это мне был ответ, что для общества это слишком дорого!  История, логика, литература, музыка, -- все что зовется liberal arts, широким гуманитарным образованием, -- роскошь и факультатив.  Критическое мышление не поможет денег не заработаешь.

В лучшей школе Вашингтона, где учился сын, программа истории занимает один (sic!) семестр. На выбор – Древняя Греция или Древний Рим, или Средние века, или новейшая история и так далее.  Поразительно,-- в моей совковой школе история была дважды в неделю каждый год. Учебник истории сына поразил не меньше: главное сражение Второй мировой -- Пирл Харбор. О Сталинграде, Нормандии, бомбежке Дрездена – ни слова. Иностранные языки считаются пустой тратой времени и в Штатах, и в Британии.  Зачем, раз мы весь мир заставили говорить на своем? Тут не только советскую школу вспомнишь, а даже, прости господи, Энгельса, который сказал «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек».

Мой самый близкий друг – из сливок истеблишмента Германии, кстати,  – слыхом не слыхивал имя Курта Воннегута.  Фейхтвангера, знает, но не читал.  Гете читал, Фолкнера нет,  Кафку знает, о Бальзаке только слышал, -- короче, программу совковой школы осилил где-то на треть. Пре-рафаэлиты в его представления это те, кто до Рафаэля жил, пришлось объяснять. Из архитектуры знает только баухаус и ар-нуво. Так он еще очень и очень образованный человек, если с другими сравнить! 

Полностью текст читайте на https://snob.ru/profile/23854/blog/168157/


Рецензии
Добрый день, Елена Викторовна!
Возможно, что ваш сын и прав, по своему. Было время, я очень расстраивался, что мои дети практически не читают книг, кроме учебников. Сейчас, уже взрослыми, они читают только книги необходимые им по работе. И это нормально. Значит им просто не нужна эта информация. Конечно, я не могу с ними поговорить о достоинствах романов Воннегута или Стейнбека, обсудить что-то из поэзии или классической музыки и т.д., но при этом они рациональны, обладают прекрасным чувством юмора. Иногда я думаю, что тоже зря запоем читал книги, как только научился читать в 6 лет. С 12 лет у меня была норма - 200 страниц текста в день, любого. При этом, Всевышний наделил меня отличной памятью. И сегодня, я не понимаю, зачем мне помнить и знать античную историю, вместе со всеми мифами древнего Египта, Греции и Рима, мифологию скандинавских народов, практически всю европейскую литературную классику и русскую тоже? Кроме редкой возможности сверить культурные коды с каким-нибудь случайным "яйцеголовым", всё это не принесло мне в жизни ни счастья, ни особой прибыли. С уважением, Темиртас.

Темиртас Ковжасаров   14.06.2020 20:26     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.