Аверинцев Сергей Сергеевич

Сергей Сергеевич Аверинцев (10 декабря 1937, Москва, СССР — 21 февраля 2004, Вена, Австрия) — советский и российский филолог, культуролог, анагност, историк культуры (в том числе христианской), философ, литературовед, библеист, крупный специалист в области изучения истории античной и средневековой литературы, поэтики, философии и культуры, русской и европейской литературы и философии культуры XIX—XX вв., поэзии Серебряного века. Переводчик, поэт, лектор, член СП СССР (1985), русского ПЕН-центра (1995), председатель Российского библейского общества (с 1990), международного Мандельштамовского общества (с 1991), президент Ассоциации культурологов, член Папской академии общественных наук.
Член-корреспондент АН СССР (с 23 декабря 1987) и действительный член РАН (с 22 мая 2003) по Отделению историко-филологических наук (Секция языка и литературы).

*** Биография ***

Родился 10 декабря 1937 года в Москве. Сын биолога Сергея Васильевича Аверинцева (1875—1957) и Натальи Васильевны Аверинцевой.

Окончил кафедру классической филологии филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (1961, дипломная работа «Принципы построения биографии у Плутарха»). В 1967 году защитил кандидатскую диссертацию по филологии («Плутарх и античная биография: к вопросу о месте классика жанра в истории жанра»; научный руководитель — С. И. Радциг), в 1979 году — докторскую («Поэтика ранневизантийской литературы»).

После окончания аспирантуры работал научным редактором в издательстве «Мысль» (1964—1966), затем — младшим научным сотрудником в Государственном институте искусствознания (1966—1971). В 1969—1972 годах читал на историческом факультете МГУ пользовавшийся большой популярностью курс по византийской эстетике. Член редакционной коллегии серии книг «Библиотека античной литературы», выпущенной издательством «Художественная литература».

В 1971—1991 годах — старший научный сотрудник ИМЛИ имени М. Горького АН СССР, в 1981—1991 годах заведовал сектором истории античной литературы.

В 1989—1991 годах народный депутат СССР, разрабатывал закон о свободе совести.

В 1989—1994 годах — профессор кафедры истории и теории мировой культуры философского факультета МГУ; в 1992—2004 годах — заведующий отделом христианской культуры Института мировой культуры МГУ.

В 1992—1994 годах — главный научный сотрудник Института высших гуманитарных исследований им. Е. М. Мелетинского РГГУ[4].

С 1994 года — профессор Института славистики Венского университета. Был постоянным прихожанином Свято-Николаевского собора в Вене.

В 1998 году присвоено звание почётного профессора Киево-Могилянской академии.

Был женат на филологе Наталье Петровне Зембатовой-Аверинцевой (род. 1939). В 1973 году супруги крестились в Москве, а в мае 1975 года обвенчались в Сионском соборе Тбилиси.

В мае 2003 года в Риме во время конференции «Италия и Петербург» перенёс обширный инфаркт, после которого в течение почти десяти месяцев находился в коме. Незадолго до его кончины епископ Венский Иларион (Алфеев) совершил над ним таинство Елеосвящения.

Скончался 21 февраля 2004 года в Вене (Австрия).

24 февраля в Венском Свято-Николаевском кафедральном соборе совершена торжественная панихида по С. С. Аверинцеву, которую совершал епископ Венский и Австрийский Иларион в сослужении настоятеля Собора протоиерея Владимира Тыщука и клирика собора иерея Радослава Ритича.

Согласно завещанию, похоронен рядом с родителями в Москве на Даниловском кладбище; надпись на могильной плите: «Сергей Аверинцев, чтец».

*** Научная деятельность ***

Совмещая пристальный интерес к тексту с универсальной эрудицией и литературно-критической аналитичностью, исследовал различные пласты европейской, в том числе христианской, культуры — от античности до современности, сделав ряд оригинальных историко-литературных и теоретических открытий (статьи «Филология» в «Краткой литературной энциклопедии», т. 7, М., 1972; «Новый Завет», «Теизм», «Теократия», «Христианство», «Эсхатология» и мн. др. в «Философской энциклопедии», тт. 4, 5, М., 1967, 1970; «Архетипы», «Христианство» и др. в энциклопедии «Мифы народов мира», М., 1987—1988; монография «Поэтика ранневизантийской литературы», 1977, защищена в качестве докторской диссертации; многочисленные статьи, посвящённые греческой, латинской и ближневосточной словесности и эстетике); переводы древних (в том числе византийских, латинских и сирийских и современных авторов (в основном с немецкого языка — Фридриха Гёльдерлина, Германа Гессе, Георга Тракля), статьи в энциклопедиях и научных изданиях об Освальде Шпенглере, Жаке Маритене, Карле Густаве Юнге и Йохане Хёйзинге, главы в коллективных трудах «История Византии», «История всемирной литературы» и др., концептуальные статьи-обзоры «На перекрёстке литературных традиций», 1973.

В острой полемике «неославянофилов» и «неозападников» отвергал крайности обеих позиций, выдвигая, в своеобразном наследовании учению Августина Блаженного, тезис о будущем христианстве как нравственном сопротивлении меньшинства. Имел особое пристрастие к Честертону.

Писал также религиозные стихи. «Основа поэзии Аверинцева — неколебимость Божьего слова и неприкосновенность непостижимых разумом тайн» (Вольфганг Казак).

*** Награды и премии ***

Государственная премия Российской Федерации (1996) — За монографию «Культура Византии IV—XV веков» в трёх томах
Государственная премия СССР (1990) — за фундаментальное исследование «Мифы народов мира» (энциклопедия в 2 томах, 1987—1988, 2-е издание)
премия Ленинского комсомола (1968) за кандидатскую диссертацию по филологии («Плутарх и античная биография: К вопросу о месте классика жанра в истории жанра»


*** Публикации ***
Автор более 800 научных публикаций, в том числе:

** Монографии **

Плутарх и античная биография. К вопросу о месте классика жанра в истории жанра. — М.: Наука, 1973. — 278 с.
Поэтика ранневизантийской литературы. — М.: Наука, 1977. — 320 с.
Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. — М.: Наука, 1986. — 255 с. В соавторстве с М. Л. Гаспаровым.
«Скворешниц вольных гражданин…». Вячеслав Иванов: путь поэта между мирами. — СПб.: Алетейя, 2001. — 176 с.
Сборники статей
Аверинцев С. С. Религия и культура. Tenafly, NJ, Эрмитаж, — 144 с.
Аверинцев С. С. Попытки объясниться: Беседы о культуре. — М.: Правда, 1988.
Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 447 с.
Аверинцев С. С. Поэты. — М.: Языки русской культуры, 1996. — 364 с.
Аверинцев С. С., Франк-Каменецкий И. Г., Фрейденберг О. М. От слова к смыслу: Проблемы тропогенеза. — М.: УРСС, 2001.
Аверинцев С. С. София-Логос. — Киев: Дух и Литера, 2000. — 912 с.
Аверинцев С. С. Образ Античности. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — 480 с.
Аверинцев С. С. Другой Рим. — СПб.: Амфора, 2005. — 368 с.
Аверинцев С. С. Связь времён. — Киев: Дух и Литера, 2005. — 448 с.

**Переводы **

Плутарх. Лукулл // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. — М.,1963. — Т. 2.
Тимей (Платон) и Критий (Платон) / Перевод С. Аверинцева // Платон. Собр. соч. в 4-х томах. — М.: Мысль, 1994. — Т. 3. (впервые опубликован в 1965 году)
Каллимах. Гимны // Александрийская поэзия. — М., 1972. — С. 101—129. (Библиотека античной литературы)
Книга Иова // Поэзия и проза Древнего Востока. — М., 1974. — С. 563—625. (Библиотека всемирной литературы).
Плутарх. Наставления в государственных делах // Плутарх. Избранное. — М., 1983. — С. 583—626.
Гессе Г. Паломничество в страну Востока.
От берегов Босфора до берегов Евфрата. — М.: Наука, 1987. — 480 с.
Многоценная жемчужина. Литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в 1 тыс. н. э. — М., Ладомир. 1994. (2-е изд.; есть позднейшие переиздания)
Переводы: Евангелие от Матфея. Евангелие от Марка. Евангелие от Луки. Книга Иова. Псалмы Давидовы. — Киев: Дух и Литера, 2004.

** Сочинения **

Аверинцев С. Бахтин и русское отношение к смеху // От мифа к литературе: Сб. в честь 75-летия Е. М. Мелетинского . — М., 1993. — С. 341—345.
Аверинцев С. Христианский аристотелизм как внутренняя форма западной традиции и проблемы современной России // Риторика и истоки европейской культурной традиции. — М., 1996. — стб. 319—329, 347—367.
Аверинцев C. Риторика как подход к обобщению действительности // Поэтика древнегреческой литературы. — М.: Наука, 1981. — С. 15-46.
Аверинцев С. Миссионер для племени интеллигентов.
Аверинцев С. Судьбы европейской культурной традиции в эпоху перехода от Античности к Средневековью // Из истории культуры Средних веков и Возрождения. — М.: Наука, 1976. — С. 17—64.
Аверинцев С. Истоки и развитие раннехристианской литературы.
Аверинцев С. Византийский культурный тип и православная духовность : Некоторые наблюдения // Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — С. 426—444.
Аверинцев С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры // Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. — СПб.: Азбука-классика, 2004. — С. 404—425.
Аверинцев С. Авторство и авторитет // Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. — М., 1994. — С. 105—125.
Аверинцев С. Символ // Аверинцев С. С. София-Логос : Словарь. — 2-е изд., испр. — Киев: Дух i Літера, 2001. — С. 155—161.
Аверинцев С. К истолкованию символики мифа о Эдипе // Античность и современность. — М., 1972. — С. 90-102.
Аверинцев С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. — 1989. — № 3. — С. 3-13.
Аверинцев C. Бахтин, смех, христианская культура // М. М. Бахтин как философ. — М.: Наука, 1992. — С. 7-19.
Аверинцев С. С. Добрый Плутарх рассказывает о героях, или счастливый брак биографического жанра и моральной философии // Плутарх. Сравнительные жизнеописания в двух томах. — М., 1994. — Т. 1. — C. 637—653.
Аверинцев С. Историческая подвижность категории жанра: опыт периодизации // Историческая поэтика : Итоги и перспективы изучения. — М.: Наука, 1986. — С. 104—116.
Аверинцев С. С. Заметки к будущей классификации типов символа // Проблемы изучения культурного наследия. — М. 1985.
Аверинцев С. С. Символика раннего Средневековья (К постановке вопроса)
Аверинцев С. С. Эсхатология // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.

** Проповеди **

Аверинцев С. С. Слово после вечерни в праздник Преображения Господня в храме Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, 18 августа, 1995 г.
Аверинцев С. С. О благодарности. О злых виноградарях
Аверинцев С. С. Воскресение — это сердце нашей веры. Отрывок из проповеди
Аверинцев С. С. Последняя проповедь Сергея Сергеевича Аверинцева в СФИ (Свято-Филаретовском православно-христианском Институте)
Аверинцев С. С. Проповеди в храме Успения пресвятой Богородицы в Печатниках и в СФИ (Свято-Филаретовском православно-христианском Институте)




P.S.: Сборник. Проводники http://proza.ru/2017/12/03/2473

______________¶¶¶¶¶
__________________¶¶__¶_¶¶
____________________¶¶____¶
____________________¶_____¶¶
__________________¶¶________¶
_______________¶¶¶__________¶¶
_¶¶_________¶¶¶______________¶
¶_¶¶____¶¶¶¶¶__________¶¶¶¶¶¶_¶
_¶¶¶¶¶¶¶______________¶______¶¶¶
¶____________________¶¶___¶¶¶¶__¶
¶¶___________________¶¶_¶¶¶¶¶¶__¶
_¶¶__________¶¶_______¶¶__¶¶_____¶
__¶¶_____¶¶¶¶¶¶¶¶¶_____¶_¶_______¶
___¶¶___¶¶_____¶_¶¶____¶__________¶
____¶¶__¶__¶¶¶¶¶_¶¶¶¶__¶¶_________¶
_____¶¶_¶¶¶¶_¶¶¶¶____¶__¶¶________¶
______¶¶_____________¶¶__¶________¶
________¶_____________¶¶¶¶_____¶__¶
_________¶_________________¶¶¶¶¶__¶
__________¶¶____________¶¶¶¶__¶¶__¶
___________¶¶_________¶¶___¶¶¶_¶__¶
_____________¶¶_____¶¶¶1¶¶¶¶__¶__¶
_______________¶¶¶_____¶____¶___¶
_________________¶¶¶¶________¶¶¶
_____________________¶¶¶¶¶¶¶¶


Рецензии