Вспомнил

Трудно даже представить мне, что это было в СССР! А ведь, было!
А было так.
Я закончил третий курс Художественно-графического факультета УГПИ. Мы все, и я в том числе, больше себя чувствовали художниками, чем будущими учителями черчения, рисования и труда.
Однажды, за три дня до каникул, преподаватель живописи и рисунка Холмогоров Алексей Павлович сообщил нам, что желающие пройти практику летом на грузовых теплоходах, могут получить документ, который позволит путешествовать по Волге и Каме бесплатно!
Я не сразу решился на это рандеву. Дело было в том, что на питание надо было брать с собой неясно сколько денег. Мой друг Каргашин Рудольф Фёдорович развеял мои сомнения мгновенно. Он, видите ли, без меня не воспринимал это путешествие никак!
Моя мать наскребла мне тридцать рублей. Это было всё, что она могла дать.

И мы поехали в город Сарапул. В этом городе была для нас самая близкая пристань.
За нами увязался Дуркин Александр. Потом он стал Чижовым. Ну, жена у него  потом появилась - Чижова. Думаю, понятно?
Естественно, я один имел этюдник, много картона и красок. Так получалось, что я один мечтал стать художником.
В Сарапуле я понял почти сразу, что без этого могучего прикрытия в образе двух серьёзных мужиков я бы выглядел юнцом, пожелавшем удрать от родителей в неизвестном направлении. Документ мне веса не добавлял. Мы немедленно получили в своё распоряжение каюту. Капитан ещё долго на меня оглядывался, не понимая, почему мне доверили такую серьёзную бумагу. Этюдник ему тоже ни о чём не говорил.

Всё раскрылось уже очень скоро. Два бездельника вели себя вольготно и просто отдыхали. Я же трудился в поте лица, замазывая одну картонку за другой. За обеды с нас взяли ровно по семнадцать рублей за месяц. Кушали два раза в день. Удивительно, что мне этого количества еды хватало. В один интересный момент я совершил ошибку: написал поварихи портрет. Вся команда пришла просить подарить портрет поварихе! Я стал мямлить, что мне нужно будет отчитываться за проделанную работу.
Боже мой! Как я тогда был глуп! Они все обещали, что повариха меня закормит!
А я тогда ещё рос! Лишняя порция второго мне бы не помешала. Кончилось тем, что Каргашин Рудольф моментально сменил корабль. Я тащился за ним, как хвост.

И на втором корабле произошёл тот же казус. На меня опять смотрел капитан, как на что-то, не доросшее до серьёзного документа. Но рядом были два серьёзных мужика.
Мы доехали до Украины, в которой и затерялись. Был у нас приличный загар, был отличный отдых. У меня дополнительно появились пейзажи Украины. И снова я проявил глупость: нарисовал маслом дочь капитана! Всё та же история повторилась! Вся команда требовала подарить портрет!

Пришлось бежать ночью с этого корабля на другой корабль. Без Каргашина я бы это путешествие не смог, вообще, осуществить, настолько я не подходил к званию художник и тому документу, который давал все права пользоваться льготами от Союза Художников СССР.
Следующий грузовой теплоход шёл в Москву и вёз партию автомобилей "Волга".
Ещё он вёз девочек, закончивших седьмой класс или восьмой. Здесь я мог рисовать этот цветной сад, сколько угодно. Детей у капитана не было! И повариху я уже не стал рисовать, помня, чем это закончилось на другом корабле.

Александр Дуркин нас быстро покинул, и мы в Москве оказались С Каргашиным вдвоём.
Погуляли мы в Москве неплохо. После этого гулянья у нас остались в карманах копейки.
Вернулись мы домой благополучно через полтора месяца.

Сегодня я вспоминаю всю эту прогулку не случайно. Всего тридцать рублей! А какое путешествие! Надо ещё вспомнить, что мы облазили все города, в которых грузовые корабли останавливались!
И сколько бы такое путешествие стоило сегодня? При этом, никакого коронавируса в дороге! Никакого чиханья, воспаления лёгких и дистанции в полтора метра!

И, самое главное: никакого возмущения поведением Генерального Секретаря, Хрущева Никиты Сергеевича! Я лично закончил институт, благодаря бесплатному хлебу в столовых!

Июнь


Рецензии