Мечта

Праздный ум – один из необходимых инструментов для запуска необязательных творческих процессов. Освободившись, наконец, от обязательных программ, занявших всю зиму до середины июня, мне предоставилась счастливая и довольно редкая, к сожалению за занятостью, возможность свободного полета мысли в нечетких областях человеческих отношений, которые всегда представляли для меня интерес, как для любого живого пока человека, да еще и снабженного, все-таки, некоторым жизненным опытом.

Насмотревшись мелодрам по всем каналами, где тонкие изящные молодые женщины, вопреки опыту, оказываются образцами морали и нравственности, а также наслушавшись про феминизм, “Me too”, и домашнее насилие, которое я если и видел в своей жизни, то только в обратном направлении – по отношению к мужчинам, решил я освежить в памяти вопросы мотивации межгендерных отношений на современном этапе, учитывая все-таки наличие скромного молчания мужчин на общем фоне женской трескотни про так необходимые им свободу и независимость непонятно от кого и зачем. Разберемся!

Вот, допустим в живописи – как решался вопрос взаимоотношений полов, и их взаимной мотивации к этому? Художники – кто они, что они рисуют – пишут, да, да, да… И зачем они это делают?

Темой исследования выберем взаимное изображение художниками представителей других полов – пусть женщины рисуют мужчин, а мужчины - соответственно женщин. Может такое быть? Наверняка! Начали…

Первое же прикосновение к информационному поиску показывает, что увы! - женщин среди художников гораздо меньше, чем мужчин. Есть, конечно, но – доли процента, не более. ОК! Тогда сосредоточимся на мужчинах – художниках. Пишут ли мужчины женщин на своих полотнах? О, да! Во множестве. Есть исключение, Айвазовский, например. Но основная масса мужских живописных работ в той или иной степени посвящена именно женщинам.

Я совсем не собираюсь писать обзор или эссе на тему «Женщины в живописи». Это была бы совершенно безумная затея – достаточно лишь посмотреть интернет на эту тему, чтобы понять - насколько многочисленны предыдущие попытки таких исследований, и сколь богат арсенал живописных изображений женщин во все времена и у всех народов. Нет, обзора не будет! Будет общий взгляд, качественная оценка для понимания масштаба бедствия…

Мне хотелось лишь попытаться найти подтверждение своей старой догадке о том, что мужские представления о женщине вовсе не останавливаются на семейных ценностях, как нас тому учила и учит государственная пропаганда, религия и общественное мнение.

Конечно – всему свое время! Семью тоже надо создавать, и детей рожать, иначе как обеспечить воспроизводимость населения отдельно взятой страны? Но является ли такая цель всеобъемлющей, способной посвятить себе всю жизнь нормального человека?

Неужели мужчина идет к женщине только для продолжения рода человеческого – думал я, с разных сторон подходя к этой непростой теме?

Вспоминая свою историю, я скорее соглашусь с такой постановкой, так как отчетливо помню, как перед моей свадьбой все вокруг говорили именно, да и только о детях, для которых, мол - нужно работать, зарабатывать квартиру, а жену нужно обязательно обеспечивать, так как именно она и будет этих детей рожать. Других целей я как-то не припомню по тем далёким временам...

Ну, хорошо! А я никогда и не возражал. Дети, так дети – надо же что-то делать? Давайте детей рожать будем…

Но неужели это исчерпывающая постановка задачи? Своё-то мнение на этот счет я знаю. Но захотелось в очередной раз покрутить головой по сторонам, чтобы понять другие возможные варианты.

Не помышляя о какой-то аналитике в части живописных изображений женщин во все времена, я подошел сугубо качественно и практически – рассматривая бесчисленные женские изображения, созданные во все века, я отмечал про себя – каков процент изображений женщин в семейном интерьере в их общем количестве. Нет, немного! Попадаются иногда, семейные портреты в основном, выполненные на заказ. Но семейная тема мало интересовала художников всех времен в сравнении с изображением одиночного, пардон, женского тела в разных ракурсах, и с разной степенью наготы, которая понятным образом зависит от времени и места.

Странно! Как же так? А говорят – «семья, семья…»

С учетом того бесспорного факта, что художники – это преимущественно мужчины, возникает закономерный вопрос – а зачем мужчины рисуют женщин, не останавливаясь ни на мгновение на протяжении тысячелетий, если в их произведениях практически отсутствует основной вопрос, на который делает упор современная образовательно – воспитательная система нашего общества?

Нет, нет – не надо! Я не говорю, что вообще нет таких картин с семейной идиллией. Есть, и достаточно много. Но в общей массе живописных изображений женщин абсолютно преобладают сюжеты с одиночным изображением, без супругов и потомства.

Почему? Вот, разбираемся…

То есть, что мы видим в действительности? Мужчины – художники, поголовно женатые и имеющие детей, на протяжении многих веков, и в разных странах – упорно не хотят изображать своих жен и детей, ну, или чужих, что несущественно.

Удивительно!

Тогда – кто эти женщины, изображенные на картинах, и зачем они там изображены?

Жены? Нет, мы установили, что это не жены, ибо тогда ну хоть иногда этих жен художники изображали бы вместе с детьми, которые в семейной модели должны быть не менее дороги сердцу художника. Но этого не происходит… Повторю еще раз – подавляющее, абсолютное большинство художественных произведений данного жанра содержат изображения одиноких женщин.

Может быть это любовницы, которые оставили неизгладимый след в мятущихся душах художников всех времен и народов? Не исключаю! Но, думаю, что вряд ли. Любовниц меняют, как правило. Особенно в таком жанре как живопись, где натурщица - она и есть любовница. А как иначе? Как те, так и другие меняются с течением времени, и выбор какой-то одной для именно её запечатлевания – весьма трудный и неблагодарный процесс. Вряд ли одна любовница лучше других, этому нет оснований. Дело это хорошее, но, как-то, однообразное…

Тогда, что же это? Жрицы любви? Тем более сомнительно – там высокий профессионализм, воспроизводимость результатов. Нет никаких оснований выделять одну красавицу среди потока аналогичных конкуренток на открытом рынке любви.

Тогда - кто изображен на картинах - то обнаженной, то не совсем, часто с книгой, в интерьере, на природе… Кто эти женщины?

Может быть подруги, коллеги по работе? Тогда почему они обнажены, чаще всего? Нет! Что-то тут не то!

И вдруг я понял, потому что сам об этом думал. Это мечта! Да, да, мечта мужчины, любого мужчины, во все времена и на всех континентах.

Во все времена мужчины пытались разными формами выразить свою мечту о том несбыточном, что вроде и задумано было Создателем, но никак не поддавалось реализации на протяжении всей истории земной цивилизации. Само существование такой постановки задачи говорит, что не все так просто в отношениях полов во все времена.

О чем мечтает мужчина? Вы будет смеяться, о - женщины!, но мужчина мечтает о любви. Именно! Нормальному мужчине от женщины не нужно ничего, кроме любви, все остальное он может сам. Это женщине нужен результат, а не сам процесс, что и ведет к переходу мужских желаний в мечтательную область, недостижимую в реальной жизни. Но не будем отвлекаться от взятой темы…

Наблюдения показывают - в разные времена, особенно в ранних веках, мечта может быть религиозной, но чаще, а в современности абсолютно – это плотская живописная реализация несбывшихся надежд художника. Мечта, изображаемая на картинах – это то, чего нет в мужской реальности данного художника. Как вам такая версия?

Прямое подтверждение выдвинутой гипотезе о мечтательном характере большинства женских изображений находим, например, в работах отечественного современного художника КР, судьба которого весьма удивительна.

Я не буду делать рекламу незнакомым мне людям, но каждый желающий без труда найдет имя данного художника, задав в поисковой строке лишь название данной моей работы.

Являясь выходцем дальнего алтайского полустанка, КР получил, все-таки, художественное образование в столице, после чего, пройдя стажировку у одного из столичных мэтров, он влился в толпу таких же молодых художников, число которых всегда исчисляется сотнями, если не тысячами. Но уже вскоре наш КР приобрел как всемирную известность, так и связанную с ней финансовую независимость. Картины КР раскупаются на аукционах, висят в лучших музеях мира и в частных коллекциях. А всё потому, что молодому художнику посчастливилось «попасть в десятку» с целью своих работ – он рисует женщин мечты, и его бесчисленные картины пользуются неувядаемым спросом во всем мире.

Желающие могут посмотреть титульный рисунок данной работы, либо приложения после неё, взятые из работ указанного художника. Что мы видим?

На картинах КР чаще всего изображена одинокая молодая женщина, которая сидит за столиком кафе. Как бы в Париже. Ее никто не сопровождает. Она прекрасна, обворожительна и привлекательна до мужского сумасшествия. Она сидит и трепещет. Трепещет в ожидании внимания, мужского внимания. И мужчина идет к ней, идёт со словами, стихами, цветами, музыкой. Это – мечта, сон, грёзы! Мужчина знает – этой женщине нужно! все то, что у него есть. И в ответ он получит всё, на что надеется…

Так в чем мечта – формулируем четко! Идущий по улице – видит трепещущую молодую красивую женщину, которая одиноко сидит в придорожном кафе. Подходит – говорит ей насколько она прекрасна, представляется, рассказывает о себе, предлагает путешествие по городу и совместный ужин, она оценивает его достижения и такт, соглашается, они беседуют, и всё происходит до конца…

У меня именно такая женщина, которую я люблю, близкая к мечте, как мне иногда кажется!..

Конечно, жить с ними постоянно совершенно невозможно. Но это и не нужно нормальному человеку! Пора уже прекратить эти сказки – «шьёт, готовит, убирает…» Мужчине от женщины нужна только любовь! Остальное время мужчина занят делами, и вполне способен сам обеспечить себя необходимыми удобствами. Смешно говорить, особенно при нынешнем состоянии бытовой техники.

Детальное исследование данного типа женщин выходит за рамки моей скромной работы, в которой лишь показано, что созидательная мужская фантазия творит фантомы, не существующие в реальности, но которые помогают преодолеть их полное отсутствие хотя бы предположением о том – какими они должны быть.

Но они существуют в природе, я знаю точно – свободные женщины реальны, по крайней мере с одной из них я знаком лично, но это тема другого разговора, до которого тоже, Бог даст, когда-нибудь дойдут руки…

Итак, подойдем к выводам. Во-первых, я нисколько не против семьи, отнюдь! Я сам прошел этот путь целиком, выполнил всё, что положено – есть дети от первого брака, внуки. Там уже давно все взрослые, благополучные, и слава Богу! Семья, это зачёт – обязательная программа, которую каждый должен пройти, но не более того. Молодежь-то вообще не понимает в силу малого возраста, что этап рождения и воспитания детей, это лишь малая часть большой жизни. А потом что? Вот я и говорю…

Во-вторых, я не отношусь к женоненавистникам, которых много. Да, да, да – не отношусь! Я женщин люблю, как в том грузинском анекдоте про помидоры – «Помидоры любишь? Кушать – да, а так – не…» Женщин я люблю! Но где их взять в современном мире феминизма и “Me too”? Надо долго ходить и заглядывать в придорожные кафе. Я – свою нашёл наконец, и вполне доволен тем образом жизни, который получился в результате многочисленных и многолетних итераций именно с учетом описанных здесь особенностей.

Кроме того, женщина - мечта на картине, не требует ничего материального. Она самодостаточна. Господи! Как надоели эти женские спекулятивные претензии на материальное обеспечение! Скорей бы уже коммунизм что ли наступил, где каждому – по потребностям!? Хоть бабы отстанут. Ну, посмотрите сами – ни одна женщина на свете гроша ломаного не вложила в свои столь привлекательные для мужчин особенности, которые даны им Богом – а требует от мужчины все, включая жизнь; хотя те только и делают, что вкладываются, совершенствуются всю жизнь, развиваются, и всё не так…

Таким образом, проведенное краткое исследование ясно показало, что феномен нереализованной мужской мечты реально существовал во все времена и существует ныне! Если бы современные женщины дали себе труд изучить данный феномен более подробно, то объем конфликтов на свете существенно уменьшился бы.

И в заключение, попытаемся обобщить сказанное в виде очередной безнадежной попытки дать определение понятию «любовь». Что нужно мечте, вдохновенно сидящей на краешке стула, и способной вот – вот трепетно вспорхнуть? Секс? Да упаси Бог! Тряпки, палки? Нет! Отвечаю - ей нужно внимание! Ей нужно позарез, чтобы мужчина сказал ей слова !!! «Как вы прекрасны, моя дорогая!» И больше ничего, по большому счету, этого достаточно! Это удивительно, но я утверждаю – именно ради этих слов она украшает себя, а теперь сидит, трепещет, ожидает…

А мужчине что нужно? Ну, в конечном итоге – понятно – секс! Но перед этим – я вас умоляю – ему тоже позарез нужна оценка его стараний!

Таким образом, любовь, это для женщины – внимание, а для мужчины секс через оценку. Вот такая версия, под бесконечно большим номером…

Теперь может стать немного более понятно - почему же Анна Каренина все-таки бросилась под поезд? Может быть, Вронский не уделял ей должного внимания, как она это понимала? Любил, по-своему, но не понимал наших с вами выводов, сделанных в этом исследовании…

СПб

2020, июнь,

накануне отъезда в деревню

P.S. Нисколько не удивлюсь, если окажется, что найденное здесь обобщение уже тысячи лет существует в теории искусствоведения, так как все это время человечество решает одни и те же проблемы – отсутствие идеала в жизни, поиск его в собственной фантазии, и формирование движущей силы прогресса на разнице реального и мнимого. Понятно в этом смысле, что как только идеал будет достигнут, то прогресс сразу остановится на естественном вопросе – зачем ещё?

Новизна полученного здесь результата состоит лишь в том, что он получен не со стороны живописи, а скорее со стороны жизни, а живопись мы использовали лишь как инструмент. Можно и музыку рассмотреть, или что угодно – везде одно и то же.

Но, как обычно, скажу и здесь – все мои старания и в этот раз направлены в основном на подрастающее поколение, которое не должно уже, в отличие от нас молодых, заблуждаться насчет единственности предлагаемой им концепции жизни со стороны официальной пропаганды. «Семья навеки» - не единственный вариант такой организации, активно критикуемый и оспариваемый сейчас всем мировым общественным мнением, и не самый надежный и долговечный, как показывает практика.

Выбор за вами, я лишь делюсь собственными наблюдениями…


Рецензии