Фильм Игра со смертью, 1978 г

Фильм Игра со смертью, 1978 г.

      Как известно, в 1972 году, вскоре после окончания работы над фильмом «Путь дракона» Брюс начал работать над новым фильмом. По задумке Брюса Ли это должен был быть не просто фильм о боевых искусствах, а своего рода философская притча о боевых искусствах, которая, по идее Брюса, должна была раскрыть зрителю основы самой философии боевых искусств на примере стиля джиткундо, разработанного Брюсом Ли. По идее Брюса кульминацией фильма должны были стать сцены в древней пагоде. По легенде эта древняя пагода – старинная школа боевых искусств, на каждом этаже которой преподают определенный стиль боевых искусств. Охраняет же этаж лучший мастер стиля. Брюс вместе с двумя другими мастерами боевых искусств, представителями триады, должны подняться наверх и сразиться со всеми мастерами боевых искусств.
      Надо отметить, что использовать пагоду в качестве школы боевых искусств не нова. Еще в 1968 Брюс вместе со своим другом, актером Джеймсом Кобурном разрабатывал идею съемки фильма «Молчащая флейта», где должна была фигурировать пагода-школа боевых искусств. Но идея осталась нереализованной.
      Подбор актеров был утвержден уже в 1972 году и Брюс начал съемки. На роль спутников Брюс пригласил Джеймса Тьена и Чи Юаня, а на роли мастеров боевых искусств Брюс пригласил таких актеров как: Йенг Цзе, известный под псевдонимом Боло Йенг (мастер карате, 1-й этаж пагоды),  Ван Ин Сик (мастер тхэквондо, 2-й этаж), Таки Кимура (мастер джиткундо, 3-й этаж), Дан Иносанто (4-й этаж, мастер филиппинского стиля эскрима), Джи Хан Джей (5-й этаж, стиль хапкидо). 6-й и последний этаж должен был охранять мастер «без стиля», которого должен был сыграть бывший ученик Брюса, американский баскетболист Карим Абдул-Джаббар. Кроме них различные роли были отведены для Чака Норриса, Джорджа Лэзенби (известного по роли агента 007 в фильме «На секретной службе его величества»), Боба Уолла, а также Саммо Хунга, Анджелы Мао, Ши Кьена (он должен был сыграть роль главного антагониста) и других. Кроме того, по свидетельству мастера тхэквондо Джуна Ри, которого по праву называют «отцом американского тхэквондо» за вклад в развитие тхэквондо в США, Брюс вел переговоры о том, чтобы дать Джуну Ри одну из ролей в фильме, какую – неизвестно.
Ли начал съемки в 1972 году, успев к началу 1973 года отснять сцены схваток с Даном Иносанто, Джи Хан Джеем и Каримом Абдулом-Джаббаром. Но тут подвернулся контракт на съемку фильма «Выход дракона» и работу над фильмом «Игра со смертью» пришлось отложить. В июне 1973 Брюс возобновил работу над «Игрой со смертью», но отснять толком ничего не успел – 20 июля 1973 года Брюс Ли скончался от отека головного мозга. Несколько лет материалы незавершенного фильма пылились на полках, наконец, в 1976 продюсер студии Голден Харвест, Раймонд Чоу, с которым работал Брюс Ли до самой смерти, решил продолжить работу. Он решил не брать в рассмотрение философские идеи Брюса Ли, а пошел по более простому пути, представив режиссеру совершенно новый сценарий, не имеющий ничего общего с первоначальной идеей Брюса, кроме, конечно же, финальных сцен в пагоде. В качестве режиссера, кстати, решено было выбрать Роберта Клоуза, который работал с Брюсом над фильмом «Выход дракона». Поскольку Брюсом были отсняты лишь финальные сцены решено было задействовать дублеров, похожих на Брюса Ли. В результате были выбраны три дублера – Юэнь Бьяо, который должен был дублировать Брюса в небоевых сценах, корейский актер Ким Тай Чунг, который должен был дублировать Брюса в поединках. Третьим дублером стал малоизвестный актер Альберт Шам, который дублировал Брюса в нескольких небоевых сценах. В результате в 1978 году фильм вышел на экраны и имел серьезный успех. Хотя на мой взгляд получился очень неровный, сырой фильм, который, хоть и есть за что любить, все же сложно поставить в один ряд с предыдущими картинами Ли.
      По сюжету Ли играет мастера боевых искусств, звезду кинематографа по имени Билли Ло, которого пытается шантажировать некий преступный синдикат во главе с доктором Лэндом (актер Дин Джаггер). После того, как Ло отказывается сотрудничать, синдикат пытается убить Ло, подстроив убийство под несчастный случай на съемочной площадке. К счастью, Ло выживает и, изменив свой облик до неузнаваемости, начинает мстить. В конце концов он проникает в штаб-квартиру синдиката, которая располагается в пагоде, каждый этаж которой охраняют мастера боевых искусств (актеры Дан Иносанто, Джи Хан Джей и Карим Абдул-Джаббар соответственно).
      В принципе, фильм есть за что похвалить. Роберту Клоузу удалось снять современное (по меркам 70-х годов прошлого века) кино, раскрывающее глаза поклонникам фильмов о боевых искусствах на другую сторону актерской популярности. И хотя об этом много было уже сказано, но все равно сама сценарная концепция, что ни говори, хороша. Да и музыка Джона Барри невероятно хороша и добавляет напряжения в кадр. Но вот сама реализация…
      Даже не знаю, с чего начать. Ну, по порядку. Главная роль… Как уже было сказано выше, настоящего Брюса Ли мы сможем увидеть лишь в конце – это примерно 18 минут экранного времени. Все остальное время за Брюса отдуваются дублеры – Юэнь Бьяо, Ким Тай Чунг и Альберт Шам. Видимо, чтобы скрыть «свое истинное лицо» исполнитель главной роли большую часть времени ходит в огромных, закрывающих половину лица, очках, но если приглядеться, то без труда можно увидеть, что перед нами не Брюс, а «кто-то другой». Да, режиссер пытается скрыть от нас присутствие в кадре дублера, вставляя в крупных планах лицо Брюса из более ранних фильмов. И все бы ничего, если бы не откровенно грязный монтаж. Например, нам показывают крупный план Брюса, вырезанный из фильма «Выход дракона», где у Брюса, как многие помнят, довольно внушительная шевелюра. Затем камера отъезжает назад, главный герой поворачивается к нам боком, и при этом отчетливо видно, что он коротко пострижен. Или еще жуткая сцена в начале фильма, где главный герой разговаривает с Хью О’Брайеном. Лицо главного героя при этом отражается в зеркале и создатели не придумали ничего более оригинального, чем  просто вырезать лицо Брюса из раннего фильма и наклеить поверх лица дублера. При этом отчетливо видно, как сам дублер двигается в кадре, а лицо при этом остается неподвижным. Почему нельзя было к монтажу подойти более ответственно, непонятно. Что касается остальных актеров, играющих ведущие роли – Хью О’Брайен, Дин Джаггер и Гиг Янг, то тут вообще полный провал. Создается такое ощущение, что эти персонажи вообще не прописаны в сценарии и их роль – чистой воды экспромт. Мне кажется, если их вырезать из повествования, то фильм нисколько не потеряет, даже наоборот – выиграет в хронометраже. Кстати, Хью О’Брайен, по моему, вполне осознает, на что подписался ибо с его лица в течение всего фильма не сходит презрительная ухмылка. Актриса Колин Кэмп, играющая роль девушки главного героя, хоть и симпатичная по своему, но так переигрывает в кадре, что просто диву даешься… Конечно, нельзя не отметить роли Боба Уолла и Дана Иносанто, при этом Дан Иносанто – единственный актер из первоначального каста, который согласился принять участие в продолжении. Кстати, увидев в списке актеров Чака Норриса, не обольщайтесь. В фильм «Игра со смертью» просто вставили небольшой отрывок поединка между ним и Брюсом (настоящим) из фильма «Путь дракона».
      Но, конечно же, фильм с Брюсом ли мы смотрим прежде всего из-за поединков. И тут ситуация неровная. С одной стороны, поединков много и они хороши по своему. Это касается как поединков, в которых дерется дублер, Ким Тай Чунг, так и поединков, в которых дерется настоящий Брюс Ли. Прежде всего хочется отметить поединок между Ким Тай Чунгом и Бобом Уоллом, а также драка между Ким Тай Чунгом и телохранителями доктора Лэнда в поместье в Макао. Ну и конечно же финальные поединки, где мы видим уже настоящего Брюса Ли. Особенно хорош поединок между Брюсом и Каримом Абдулом-Джаббаром – нельзя не признать, что из всех киношных поединков Брюса Ли этот – самый, по моему, напряженный. Чтобы понять хотя бы приблизительно чего стоил Брюсу этот поединок сравните рост Карима Абдула-Джаббара (218 см) и Брюса Ли (171 см). Признаться, фильм стоит посмотреть хотя бы из-за этой финальной серии поединков. Ну и тут нельзя не придраться – монтаж отдельных сцен выполнен грязновато и обрывочно, например, нам показывают лицо противника Брюса крупным планом и вот уже в следующей сцене противник как по мановению волшебной палочки отлетает на пару метров назад. Зачем так халатно было подходить к делу, непонятно.
      Кстати, фильм вышел в двух версиях – гонконгской и международной. В этих версиях отличаются титры и заглавная музыкальная тема, при этом из гонконгской версии вырезаны сцены разговора главного героя с Роем Чао в театре китайской оперы и последующая драка там же. Также в гонконгскую версию добавлена драка между Ким Тай Чунгом и мастером тхэквондо Казановой Вонгом (она будет добавлена в международную версию фильма «Игра со смертью 2. Башня смерти»). А также в гонконгскую версию фильма вошла финальная сцена, в которой Билли Ло вместе со своей девушкой покидают Гонконг, в то время как международная версия фильма заканчивается на финальной сцене в пагоде.
      Интересный момент – еще до начала съемок фильма в прессу утекли некоторые подробности отснятого материала в фильму «Игра со смертью», в частности, фрагменты поединка между Брюсом и Каримом Абдулом-Джаббаром. В результате еще до выхода фильма у него появилось несколько клонов – «Прощай Брюс Ли. Его последняя игра со смертью» 1975 года, где главную роль исполнил Брюс Лай, «Начало игры со смертью» (или «Игра насмерть», в отечественном видеопрокате) 1978 года, в которой главную роль исполнил Брюс Ле. Также, после выхода оригинального фильма, в 1979 году, вышел еще один клон  - фильм «Настоящая игра со смертью», где главную роль исполнил малоизвестный актер Лунг Тьен-Хсиян.
      В общем и целом фильм оставил двоякое впечатление. С одной стороны – неплохой сценарий и прекрасные поединки. С другой – халатная операторская работа, которая портит все. Такое ощущение, что фильм делался наспех, без должного прилежания. Особенно обидно становится когда понимаешь, что стоило вложить в создание фильма побольше сил и времени, то получился бы если не шедевр, но очень сильная картина. А так – ни рыба, ни мясо, интересное только своими поединками.
 
Положительные стороны: сценарий, постановка боевых сцен.
Отрицательные стороны: монтаж, актерская игра, режиссура.

Общее впечатление: слабый фильм, который интересен исключительно своими поединками.
Оценка: 6 из 10.

(С) Никитин Алексей (2020)


Рецензии