Дифирамб доброте дерева

Мне много приходилось работать с деревом, строить из него, вырезать и декорировать. И всегда при первом взгляде на естественную структуру поверхности или на срез дерева у знакомых вырывался возглас: "О, оно греет изнутри, излучает здоровье!" Это истинная правда. Дерево за время своей жизни, десятилетия и даже столетия, аккумулирует колоссальную жизненную силу. Можно легко представить, как рядом с каким-то деревом много лет кряду каждую весну пел своей подруге любовные песни соловей, на ветвях другого высиживала своих птенчиков самка дятла и, разумеется, заложила, таким образом, в код дерева информацию своей сердобольной заботы о подопечных. Кроме того, лес постоянно заряжается грозами, слушает музыку ливней и погружается в завораживающую, исцеляющую тишину после ураганов… И все это, я верю, живет потом в наших предметах, сделанных из дерева.

Насколько оригинально могут смотреться малые садовые формы из самого обыкновенного дерева можно убедиться по нескольким примерам. Тому, кто желает видеть свой участок чистеньким, с коротко остриженной травкой, без особых наворотов, но с изюминкой, можно посоветовать где-то в приграничной зоне у проезжей части, либо неподалеку от соседей соорудить прясло старого деревенского забора из жердей или какую-нибудь другую конструкцию, стилизованную под старину. Несколько ярких цветов, посаженных в землю рядом, придадут палисаднику особый, оригинальный облик.

Естественным украшением участка может стать и старое сухое дерево. Оно создаст уместный контраст живому зеленому окружению. К тому же наши далекие предки считали, что в дерево поселяется душа кого-то из умерших родственников и поэтому оно имеет право на естественную смерть - ветровал. Кто знает? Надо только придать стволу оригинальную форму, убрав мешающие длинные ветви. Необычайно живописно может смотреться, например, толстое дерево с множеством торчащих, коротко опиленных стволов и сучьев. Летом оно может служить постаментом для цветов в разнокалиберных горшочках.

В Африке не каждое засохшее дерево, неприносящее плода, принято рубить! Напротив, иные из них стоят словно на показ и смотрятся как художественные «инсталляции». С давних пор у бедуинов принято подвешивать на деревья бездонные сосуды. Нынче в богатых курортных местах на севере Египта, например, в оазисе Эль-Файюм и на Синае такое встречается в новомодных садах, разбитых вокруг шикарных особняков.

С языческих времен люди верят в существование злых духов. И чтобы уберечь себя от их опасного влияния, когда-то повсюду оставляли изображения оберегающих сил. Например, на фасадах домов среди прочих украшений русские мастера изображали диких животных и мистические существа: львов, драконов, разверзших пасти, русалок-берегинь. Североамериканские индейцы вырезали и вырезают до сих пор из дерева и камня фигуры фантастических существ с устрашающим оскалом или столбы-тотемы, увенчанные птицами с распахнутыми крыльями, якобы готовыми быстро оповестить хозяев о надвигающейся опасности. На Гавайских островах и в Океании аборигены также запугивают незванных гостей "злыми духами". Кстати, всемирно известные архитекторы, американец Фрэнк Ллойд Райт и итальянец Карло Скарпа еще сравнительно недавно с успехом использовали элементы тотемов при проектировании как частных построек, так и общественных зданий. Современные европейцы, несмотря на то, что вроде бы остаются все такими же суеверными, как их далекие предки, оберегам не верят, но подобными фигурами тоже нередко украшают свои современные сады и жилища. Правда, фигуры эти прохожих не устрашают, а, скорее, забавляют.

Оказывается, оригинальным образом можно обойтись и с самым обыкновенным пнем. Так хозяин одного дома в пригороде Мюнхена спилил старое дерево, поваленное бурей. Долгие годы оно украшало сад у калитки и домочадцам было очень жаль расставаться с ним. Тогда отец вычинил внутренности пня, поместил внутрь небольшую электрическую лампочку, со стороны дорожки сделал два отверстия, вставил в них "глаза"- толстые фары от списанного Мерседеса, сверху надел коричневую "шляпу" - крышку от старого жестяного бака для белья, «небрежно» прижал ее "пампоном" - куском бетонного шара с забора, расколотого памятной для семьи грозой. Простым перочинным ножом чуть обозначил рот и нос (выковырял дырочки - ноздри), подмазал границы частей "лица" охрой. Хозяйка навела прическу, посадив сзади плющ. И вот, уже пятьдесят лет кряду этот "ночной сторож" исправно исполняет свои домашние обязанности.

Во время моего путешествия по Тиролю мне как-то повстречались два хохочущих "подвыпивших австрийца",  сделаных из сукастых кривых стволов сосны, один скромный бородач в шляпе (такого можно сделать из любого толстого дерева, хотя бы и из осины; после резки покрыть два раза олифой и покрасить масляными красками) и из толстых кривых ветвей и ровно напиленных шайб разного диаметра - кикимора лесная. Все три вполне удачные интерпретации на тему современный «колодец». Если в первых двух случаях корыта для воды были сделаны из толстых плах, то у «кикиморы» вполне стильно смотрелся допотопный хозяйственный водопроводный кран и пожарная двухсотлитровая бочка, окрашенная внутри голубой краской. Все они и нелепые, и смешные, и сделаные малыми средствами, но со вкусом, живут в моей памяти живыми персонажами.

А один толстый дракон, повстречавшийся мне в Чехии, видимо, дань моде или своеобразный привет ментального Запада чувственному Востоку. Он словно просветленный даоский божок, проглотив разом все западные философии, "врос" в землю на границе тысячелетий - на грани реальности и сюрреализма. По соседству с этим древним "чудовищем" даже каменные беленые стены традиционного провинциального дома выглядели много легче!

Еще где-то у нас на дачном участке я видел два веселых лесных духа, сделанных из комлей толстых старых деревьев с обрубками корневищ. Тогда мне подумалось, что если у кого-то совсем негустые заросли на участке перед домом -  не беда, один такой добрый леший, спрятанный под деревом или поставленный куда-то в угол, может сделать сказку былью, то есть создаст такую атмосферу, в которой обязательно почувствуются отголоски таинственной жизни большого леса.

И крупная фигура Золотого петушка может утвердить иного ребенка в уверенности, что царь Додон живет на соседней улице. Правда поработать папе над ним придется немного побольше, чем над лесными духами. Но петушок не обязательно должен быть большим, двухметровым и совсем не обязательно делать ему каменный пьедестал. Его можно посадить куда-нибудь повыше, например, на столб, пусть стережет всю территорию; видимо, не случайно у многих народов есть поверье, что петух стоит на страже интересов человека, поэтому нечистая сила его сторонится. Так, на шпиле известной церкви Петра в Риге уже несколько столетий сидит один из таких стражей.

Хорошо запомнилась мне и неброская на первый взгляд, «старинная» телега на колесах, служившая человечеству много столетий единственным траспортным средством. Она была выполнена в миниатюре, длиной один метр. "Неухоженная", посеревшая от времени и заросшая яркими цветами, она была настолько художественна, что от одного взгляда на нее, словно от касания умелой руки массажиста, от меня, помнится, отступила дневная усталость.

Небольшая тачка - "куда подать" оказалась своеобразным мобильным горшком под цветы, сделать которую не мудрено любому рукастому домохозяину. Нужно то для этого всего две широкие доски, два бруска, колесо, морилка да бесцветная олифа. Ну и подходящий инструмент, разумеется.

Еще одной идеей садовой миниатюры восхитился хозяин участка, которому наверняка неоднократно приходилось сидеть в подобном сооружении где-нибудь на краю леса в ожидании дикого зверя. Вот и у своего дома для красоты он сделал модель наблюдательной вышки из березы, пониже и размером поменьше охотничьей и посадил в нее улыбающегося гнома – этакого охотника за здоровыми эмоциями. Добрые люди, добро пожаловать!

А после того как у стен Макарьевского монастыря на Волге я увидел натуральный деревянный башмак сотого размера длинной метр уже не скажу, что «сказка - ложь» и лишь добрым молодцам урок. Не иначе как сама баба-Яга обронила его в окрестном лесу. Видно спешила куда-то да шнурок развязался... Рядом с башмаком для сравнения я выкладывал свой телеобъектив. Это впечатляло. Такой башмак может быть ящиком для семейной садовой обуви или просто живописно «валяться» в любом месте участка.

Что ж, помнится когда-то, до перестройки нам внушали, что сказку можно сделать былью, а сегодня мы уже сами своими руками «держим миров приводные ремни» и можем более того – быль сделать сказкой и не где-то на Марсе, а под окнами дома своего! И все благодаря чудесным свойствам дерева


Рецензии