Мой добрый конь, мой верный конь!

Мой добрый конь, мой верный конь!
               

В  этой композиции участвует несколько
исполнителей и звучит 13 песен
 (1-2 куплета, а иногда и целиком)
               
                /Звучит песня  Юрьева  «В лунном сиянии…»

    Все мы вышли из детства,  а значит, из сказок и преданий.  А в них часто встречаются былинные герои.  Вспомним хотя бы трёх богатырей с картины Васнецова.  Эти три богатыря на конях как бы сфокусировали на себе всё богатство Руси.
    А почему богатыри обязательно на конях?
    Да потому, что  «одна голова хорошо, а две – лучше».
   А иногда происходит такое тесное слияние всадника с лошадью, что остаётся одна голова.
   Да, да.  И первыми это подметили древние греки – именно в их мифологии были полулюди-полукони  -  кентавры. У них голова и передняя часть туловища  -  мужчины,  а задняя  - лошади.

   Ну, это было в Древней Греции, а у нас было  - другое.  В те далёкие от нас времена любимой игрушкой детей на Руси были коники.  Из дерева.
Это потом появились медведи, зайцы, другие зверушки.  НО первым был конь! А куда ж без него?  Лошади всегда сопровождали человека:
и в хозяйстве, и в дороге, и в бою.  И, наверное поэтому, с конём связано так много народных пословиц и поговорок:

Волк коню – не товарищ.
Суженого на коне не объедешь.
Старый конь борозды  не испортит.
С чужого коня среди грязи долой.
Закон, что дышло; куда повернул – туда и вышло.    и др.
     Нередко с лошадью сравнивали работящего человека, мол, работает, как лошадь.  Об этом ещё в 18 веке  Хемницером была написана басня:

Верховый гордый конь, увидя клячу в поле,
В работе, под сохой и не в таком уборе,
Как сам тот конь от барина имел,
с пренебрежением на клячу посмотрел
и хвастал, чванился, и тем, и сем хвалился:
«Что, -говорит он кляче той, -
Бывал ли на тебе когда убор такой,
каков убор ты видишь мой?    
И знаешь ли, меня как всякий почитает:
всяк, кто мне встретится, - дорогу уступает.
Всяк обо мне твердит и всюду  похваляет.
Тебя же кто на свете знает?»
Несносна кляче спесь коня:
«Пошёл, хвастун! – ему на это отвечает, -
Оставь в покое ты меня.
Тебе ль со мной считаться и
и мною насмехаться?
Не так бы хвастать ты умел,
когда б овса моих трудов не ел.»
               
                /Звучит песня  «Распрягайте, хлопцы, коней…»


У русских всегда была  «охота к перемене мест»
                Облаком волнистым
                Пыль встаёт вдали;
                Конный или пеший –
                Не видать в пыли! 
                Вижу:  кто-то скачет
                На лихом коне.
                Друг мой,  друг далёкий,
                Вспомни обо мне!                /Аф.Фет/

Часто у нас в жизни происходит то, чего бы  мы не хотели в данный момент
      Глухая степь  -  дорога далека.
      Вокруг меня волнует ветер поле,
      Вдали туман – мне грустно поневоле,
      И тайная берёт меня тоска.
           Как кони ни бегут – мне кажется лениво
           они бегут.  В глазах одно и то же:
          - всё степь да степь, за нивой снова нива.
          «Ямщик, чего ты песни не поёшь?»
     И мне в ответ ямщик мой бородатый:
     «Про чёрный день мы песню бережём».
     «Чему ж ты рад?»  -   «Недалеко до хаты,-
     знакомый шест мелькает за бугром».
            И вижу я:  навстречу деревушка;
            соломой крыт, стоит крестьянский двор,
            стоят скирды. – Знакомая лачужка.
               
            Вот крытый двор.  Покой, привет и ужин
            найдёт ямщик под кровлею своей.
            А мне…а мне меняют лошадей.

          Как остро чувствовали поэты и композиторы дорогу:  её призыв… порой тоску…и снова надежду.  Тройка с бубенцами могла всех оттеснить в канаву.  Человек,  сидящий в тройке, чаще всего, ехал по государевым делам..
        Мы только немногим более 100 лет пользуемся машинами, самолётами, поездами,  а до этого была лошадь!  В царской России в 1913 году было около 32 млн. лошадей. А для лошади главным было покорять пространство, нужна была дорога. Вот почему так много говорится и поётся о ямщиках и о дорогах.               
          .А колокольчик!?
Звон колокольчика олицетворял жизнь, в нём можно было услышать и радость, и горе.  Подумаешь… Всего-то на всего колокольчик.  Бубенчик. А без этих бубенчиков жизнь казалась бы и серой, и тусклой.

         По дороге зимней, скучной
         Тройка борзая бежит.
         Колокольчик однозвучный
         Утомительно гремит.
         Что-то слышится родное
          в долгих песнях ямщика:
          То раздолье удалое,
          То сердечная тоска…               /А.Пушкин/

                /Звучит песня Братьев Бакалейниковых  «Бубенцы» Стихи А.Кусикова/
               
    Многие русские поговорки, кажется, и не относятся непосредственно к лошадям, однако имеют к ним косвенное касательство. Такова, например, поговорка о дружбе:  «Не службу, а в дружбу».  И это подтверждает стихотворение Риммы Казаковой:
              Обнимаются лошади неуклюже.
              Обнимать им неудобно, безруко.
              Лошади знают, что такое дружба,
              Они понимают, что значит разлука.
                И стоят они на лугу росном,
                Посреди света белого, безмолвного, голого.
                И не задают никаких вопросов,
                Положив друг на друга большие головы.

    Поэты и вслед за ними композиторы находили в лошадях источник своего вдохновения, и вот тогда появлялись на свет романсы.
                /Слушаем романс  «Пара гнедых»  (1 и 4 куплеты) на стихи (перевод)  Ал.Апухтина/

     А сейчас – небольшая шутка!
Кто мне скажет:  двое сапог  -  это 2 или 4? Ответ довольно сомнителен.
А двое коней? Это сколько ног? ….А это уже без всякого сомнения.
Ну, что ж. Продолжим нашу программу.  Послушайте стихотворение Бориса Слуцкого  «Лошади в океане»:
Лошади умеют плавать.
Но не хорошо, недалеко.
    «Глория» по-русски значит «Слава», -
     Это вам запомнится легко.
          Шёл корабль, своим названьем гордый,
          Океан старался превозмочь.
          В трюме, добрыми мотая мордами,
          Тыща лошадей топталась день и ночь.
                Тыща лошадей!  Подков -  четыре тыщи!
                Счастья всё ж они не принесли.
                Мина кораблю пробила днище
                Далеко-далёко от земли.
                Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
                Лошади поплыли просто так:
                Что ж им было делать, бедным, если
                Нету мест на лодках и плотах?
                Плыл по океану рыжий остров.
                В море синем остров плыл гнедой.
                И сперва казалось – плыть им просто:
                Океан казался им  рекой.
                Но не видно у реки той края.
                На исходе лошадиных сил
                кони вдруг заржали, возражая
                тем, кто в океане их топил.
                Кони шли на дно и ржали, ржали,
                все на дно покуда не пошли.
                Вот и всё!
                А всё-таки мне жаль их –
                рыжих, не увидевших земли.

 Чтобы не было так грустно, послушаем шуточное стихотворение Вадима Левина о глупой лошади:
        Лошадь купила четыре калоши –
        Пару хороших и пару поплоше.
        Если денёк выдавался погожий –
        Лошадь гуляет в калошах хороших.
             Стоит просыпаться первой пороше –
             лошадь выходит в калошах поплоше.
             Если же лужи на улице сплошь,
             лошадь гуляет совсем без калош!
      Что же ты, лошадь, жалеешь калоши?!
      Разве здоровье тебе не дороже???
                /Звучит песня «Рыжий конь»/
И снова дорога…
Если  «всякому овощу своё время»,  то лошадь можно использовать весь год. Она во все сезоны хороша!         
         Лениво и тяжко плывут облака
                по синему зною небес.
                Дорога моя тяжела, далека,
                в недвижном томлении лес.
                Мой конь утомился,  храпит подо мной.
                Когда-то родимый приют?               
                А там, далеко, из-за чащи лесной
                какую-то песню поют.

           /звучит тихо-тихо песня-романс «Когда я на почте служил ямщиком…

                И, кажется, если бы голос молчал,
                мне было бы трудно дышать,
                и конь бы, храпя, на дороге упал,
                и я бы не мог доскакать!
                Лениво и тяжко плывут облака,
                и лес истомлённый вокруг.
                Дорога моя тяжела, далека,
                но песня – мой спутник и друг.         
 /Звучит песня громче.  И вовсю: «Когда я на почте служил ямщиком…/

Белый, белый, белый снег -  кони мои  -   птицы!
Да. Быстрых коней, несущуюся тройку не зря сравнивали с летящей птицей.

«Видно птицу по полёту».//Далее – Н.В.Гоголь/
              И какой же русский не любит быстрой езды?  Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: чёрт побери всё!  -  его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно – чудное?
        Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь и всё летит:  летят вёрсты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток; летит с обеих сторон лес с тёмными строями елей и сосен; летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сём быстром мелькании – только небо над головой, да лёгкие тучи, да продирающийся месяц  одни кажутся недвижны.
       Эх, тройка! Птица – тройка, кто тебя выдумал?
       Знать, у бойкого народа ты могла только родиться,  в той земле, что не любит шутить, а ровнем – гладнем  разметнулась на пол-света, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябит тебе в очи.
       И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом,  а наскоро живьём с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик.
       А ямщик!?   Борода да рукавицы!
       А как привстал, да замахнулся, да затянул песню -  кони вихрем, спицы в колёсах смешались в один гладкий круг,  только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившейся пешеход -  и вот она понеслась, понеслась, понеслась!
      Чудным звоном заливается колокольчик.  Всё остаётся и остаётся позади. Бойкая, необгонимая  тройка летит!!!
                /Звучит песня Г.Пономаренко  «Эх, вы сани!  Кони, кони…» Стихи С.Есенина/               

Знаете ли вы, что граф Григорий Орлов (фаворит Екатерины Второй),  когда отошёл от государственных дел, выписал из Англии породистых коней.

А почему именно из Англии?

Потому что, хоть лошадь в то  время ценили, пожалуй, по всему миру, но в Англии был культ коней. Недаром чистейший шотландский виски, гордость Великобритании, был назван  «Белая лошадь».

Да. Лошадь – самая сильная страсть нынешней английской королевы. Елизавета Вторая до сих пор всегда присутствует на скачках.

Так вот, когда граф Орлов отошёл от государственных дел, он выписал из Англии 38 отменных жеребцов и 50 чистокровных кобыл.  И это положило начало созданию знаменитой породы орловских рысаков, которые прославили не только самого графа Орлова, но и Россию в целом.
     Орловский рысак – составная часть русской культуры.  Сила, красота и благородство этой лошади не зря были оценены.  Это  -  лошадь столетия.
Орлов понимал, что  «яблочко от яблони недалеко падает».

    И да будет вам известно, что у здания манежа Первого московского конного завода поставлен памятник одному из орловских жеребцов.  Там красуется бронзовый конь по имени  «Квадрат».

   Вообще, в 18-ом и особенно в 19 веках благодарное человечество поставило немало бронзовых коней:
    - вспомним хотя бы несущуюся вперёд квадригу с Аполлоном на фронтоне  Большого театра;
    - а красавцы кони Клодта на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге;
    - и конечно, вздыбленный конь под медным всадником, там же в Санкт-Петербурге
    - и на гордом коне красуется Пётр Первый!!!
Да, к ним никогда  «не зарастёт народная тропа».

Одна скаковая лошадь стоила 74 млн дол.

   А Николай Второй в 1826 году приказал построить Дом для престарелых, отслуживших своё лошадей. Потому что Николай Второй очень любил лошадей. Этот Дом построен в Санкт-Петербурге и стоит до сих пор.

   А знаете ли вы, что тот медный конь под медным всадником не просто конь, а точная копия любимого коня Петра.
   Как-то летом 1698 г. молодой  Пётр Алексеевич возвращаясь из заграничного вояжа, увидел в окрестностях нынешней Риги дивной красоты коня. Купцы вели его на продажу.  Царь, не раздумывая, выкупил жеребца, и дал ему странное для скакуна имя – Лизетта.
     Отправился царь подковать коня. Далее всё происходящее в кузнице дошло до нас в следующем виде:      
     Кузнец сделал подковы, но они не вызвали у царя доверия: царь схватил одну из них и легко согнул. Потом бросил её к ногам кузнеца, потребовав ковать новые, из более прочного металла.  Кузнец выполнил, что требовалось, а когда получил в награду серебряный рубль, то легко согнул его пополам и бросил к ногам царя, как бы намекая на более прочную монету – на золотую.
    Царь Пётр оценил дерзкий юмор, расхохотался и бросил кузнецу весь свой кошелёк. А конь Лизетта долго служил царю. Он изображён на многих портретах Петра Великого, и вот он же – под медным всадником.

   Да, это – рыцарь не на час!

    О знаменитых любимцах можно рассказывать часами.  Вспомним кратко ещё одного – конь Буцефал. По легенде у этого гигантского скакуна было два (два!) сердца и очень крутой нрав.  Он не раз спасал жизнь своему хозяину Александру Македонскому, а в возрасте 30-ти лет пал в битве с индийцами.
На месте гибели своего любимца (в 326 году до нашей эры) великий полководец основал город Александрия Буцефала.

    Поэтому не мудрено, что порой за коня готовы были полцарства отдать.
Первым эти слова (которые потом стали крылатой фразой), произнёс в драме Шекспира король Ричард Третий. Потерявши в решающем сражении коня, он и вскричал это:
      «И помню, как в испуге диком,
                Он леденил всего меня
                отчаянья последним криком:
                «Коня!  Полцарства за коня!»

    Да, конями тогда дорожили. Это много позже пришло время, когда всё изменилось:
                Продают коней с аукциона.
                Красоту России продают.
                Рысаки-красавцы благосклонно
                перед покупателем встают.
                Оптом зарубежные магнаты
                забирают наших лошадей,
                а они, чуть шевеля ушами,               
                и не знают о судьбе своей.
                Им – с орловщины и Ставрополья -
                ныне предлагается начать
                ипподромами чужого поля
                чьи-то интересы защищать.
              Кто придумал эту распродажу
              генофонда голубых кровей,
              на минуту не подумав даже
              о судьбе российских лошадей?            /Вас. Захарченко/

    Выражение «Троянский конь» тоже вам всем хорошо знакомо.  Оно стало нарицательным и означает дар  врагу с целью его погубить. А началось всё с Троянской войны.  10 лет греческие цари воевали против древней Трои. 
10 лет греки осаждали непокорённую Трою. Не добившись победы, греки пошли на большую хитрость: они изобрели огромного деревянного коня, внутри которого спрятались воины, и оставили этого коня у ворот Трои.  «Дарёному коню в зубы не смотрят».
     Не подозревавшие подвоха, троянцы приняли этого коня за жертвенный дар и ввезли его в город.  А ночью спрятавшиеся воины выбрались из коня и впустили в город всё остальное войско. Вот так Троя была побеждена.

    Но так тихо, спокойно в истории войн бывает редко. Чаще – наоборот:
                Изведал враг в тот день немало,
                Что значит русский бой удалый,
                Наш рукопашный бой.
                Земля тряслась – как наши груди;
                Смешались в кучу кони, люди.   
                И залпы тысячи орудий
                Слились в протяжный вой…

Таки  «кучи», в которых  «кони, люди» - бывают и во время войн и во время революций…
                И вечный бой!
                Покой нам только снится
                Сквозь кровь и пыль…
                Летит, летит степная кобылица
                И мнёт ковыль…
 А это уже годы революции… Поступь революции, и значит, уместно вспомнить Красную конницу во главе с Будённым:
              /Звучит  «Марш Будённого»  Дм.Покрасса.  Стихи А.Д»Актиля/

И теснила эта конница Белую Гвардию:

              В огне всё было и в дыму.
              Мы уходили от погони.
              Увы, не в пушкинском  Крыму
              Теперь скакали наши кони.
                В дыму войны был этот край.
                Спешил наш полк долиной  Качи,               
                И покидал Бахчисарай               
                Последним мой разъезд казачий.
       На юг, на юг!  Всему конец!
                Прощай, фонтан холодных слёз.
                Мне сердце жгла слеза иная –
                И роз тебе я не принёс
                Тебя навеки покидая.                /Ник.Туроверов/

    15 ноября 1920 года из Крыма уходил последний пароход с остатками Белой Гвардии.

Кстати, вы знаете, что лошадь очень предана своему хозяину. Об этом даже ходят легенды.  Вот одна из них:
               Уходили мы из Крыма
               Среди дыма и огня.
               Я с кормы всё время мимо
               В своего стрелял коня.
                А он плыл, изнемогая,
                За высокою кормой,
                Всё не веря, всё не зная,
                Что прощается со мной…
               Сколько раз одной могилы
               Ожидали мы в бою.
               Конь всё плыл, теряя силы,
               Веря в преданность мою.
                Мой денщик стрелял не мимо.
                Покраснела вмиг вода…
                Уходящий берег Крыма
                Я запомнил навсегда.                /Ник.Туроверов/

                /Звучит песня в исполнении В.Цыгановой «Конь вороной…»/

Вы, конечно, знаете, что лошадь нередко была действующим лицом, а порой и главным героем в рассказах, повестях, сказка:
     - вспомним рассказ Куприна  «Изумруд».
     - а история свободолюбивого мустанга-иноходца, которую поведал нам Сетон-Томпсон,
     - и конечно, сказка Ершова  «Конёк Горбунок»: 
               Сивка-Бурка, вещая каурка
               встань передо мной,
               как лист перед травой.
«Сказка – ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок»
     Известные художники на века запечатлели стать лошадиную в живописных полотнах. Во многих народных преданиях и песнях народ выражал своё доброе отношение к лошадям и …тройке удалой…
            /Звучит русская народная песня «Вот мчится тройка почтовая…»/

     И до чего же они красивы – эти лошади.  Как они играют мускулами, как грациозен их шаг, как отливает блеском их атласный волос… 
                Мой добрый конь, мой верный конь!
                Люблю ноздрей твоих огонь,
                И стать твою, и гордый рост,
                И развевающийся хвост.
                Люблю, красавец удалой,
                Когда ты скачешь подо мной
                И мерный стук твоих копыт
                Один в глухой степи звучит.
Лошадь украшали, как дорогое существо; не только приобретали всю эту смесь (сбрую) – хомут, гуж, дугу, вожжи и проч. но и вещи, не относящиеся непосредственно к управлению лошадью – попона, нагрудный ремень, чулки и др.  Отношение к лошади всегда было особым.

                /Звучит песня М.Блантера  «Эх вы, кони-звери…» Стихи И.Сельвинского/

    Мы знаем много историй, в которых человек усмирял гордый нрав лошади, подчинял её своей воле. И как часто конь этому сопротивлялся и не сдавался!
           Честь кавказского тавра,
            что ты мчишься, удалая?
            И тебе пришла пора;
            Не косись пугливым оком,
            Ног на воздух не мечи,
            В поле гладком и широком
            своенравно не скачи.
                Погоди: тебя заставлю
                я смириться подо мной,
               в мерный круг твой бег направлю
               укороченной уздой.                /А.Пушкин/

       Мы также знаем, что есть такая  порода лошадей, которая не может и не хочет жить в неволе:   
И били…били, силясь подчинить
                меня, коня, своей капризной воле…
                Я повод рвал, взвивался вверх от боли…
                Мир расползался, как гнилая нить.
                О, Бог коней! Коли ты есть – увидь
                и содрогнись от гнева на престоле:
                бичи до мяса шкуру пропороли…
                но рано из меня верёвки вить!
                О, дай мне, Боже,  львиные клыки,
                дай мощь – несокрушимую, слоновью,
                я выкуплю свободу своей кровью
                и разорву насилия тиски.
                Нет! лучше  -  смерть,
                чем до скончанья дней
                влачить удел стреноженных коней!!!
                /Л.Луткова/

                /Звучит песня В.Высоцкого  «Бег иноходца»/


В забытом Храме встану у порога
и подойду тихонько к алтарю.
Давно хотела я спросить у Бога:
-Спаситель, есть ли лошади в раю?
    Ведь лучшие мгновенья в этой жизни
    я провожу, мне кажется, в седле.
    Пусть это странным кажется кому-то ,
    нет ничего прекрасней на земле: -
         безумной скачки, мощи и напора
         трёхкратной дроби кованых копыт,
         шального ветра, воли и простора
         до горизонта, что к себе манит.
               Дорога лентой вдаль ведёт куда-то
               среди лугов, туманов и дождей.
               Поверьте, люди, я не виновата ,
                что родилась влюблённой в лошадей.
                А конь губами трогает ладони,
                в траве роса алмазами блестит.
                И целый мир в глазах лиловых тонет,
                и солнце пряди гривы золотит.
                Должно быть, мы судьбу не выбираем
                и свыше дан огонь души моей,
                Прости, Господь, но мне не надо рая,
                если в раю не будет лошадей!              /Оксана Кукс/

     /звучит песня в исполнении группы «Любэ»  -  «Выйду ночью в поле …»



                К О Н Е Ц

               
    
               
               
               



               





            
               


Рецензии