Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья

ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И МАТЬ ИХ – СОФЬЯ

     Во втором веке в Италии царствовал император Адриан.
     В это же время в Риме жила благочестивая вдова Софья. У неё было три дочери – Вера, Надежда и Любовь. Мать воспитала их в духе любви ко Христу, любви к Богу.
     Адриан пожелал увидеть семью христианок.
     Увидал. Послушал. Удивился. Но всё равно он не считал их веру непоколебимой и потребовал, чтобы девочки отреклись от христианства и принесли жертву языческим богам. Они наотрез отказались. Тогда император, несмотря на их малолетство – Вере было -12 лет, средней – 10 и самой  маленькой – 9 лет – предал детей пыткам. Их пытали на глазах у матери, пока они не скончались.
     Софья похоронила останки дочерей и не отходила от их могилы. Она усердно молилась. На третий день Господь послал и ей тихую кончину. Так закончилась их земная жизнь, и началось бессмертие.
     Через какое-то время Софию и её трёх дочерей причислили к лику святых.  Мощи мучениц покоятся в Эльзасе.
     Это было во 2-ом веке, сейчас – 21 век. Их нет в живых уже много веков, но мы помним о них, так как они оставили после себя память - это драгоценное наследство, которое принадлежит всем нам

                /Звучит религиозная песня «Три сестры»/

      Теперь переходим к женщинам, которые носят эти имена – символы добродетелей:
Вера, Надежда, Любовь, Софья. Любимым  девочкам, появившимся на свет, мы даём эти имена.
            Хочу сказать, что это моя субъективная композиция. Я люблю читать стихи, и я выбрала именно этих женщин, потому что они были или музами великих поэтов, или сами оставили след в истории.
       Они разные и по характеру, и по внешности, и по значимости. Но …ничто великое не может быть забыто!
       А начнём мы… Начнём мы, пожалуй, с Веры, имя которой подзабыто сейчас, но в своё время она блистала на сцене и с успехом представляла Россию за рубежом.  Это – известная русская балерина ВЕРА КОРАЛЛИ.  В 1909 году её, одну из первых Дягилев пригласил в Париж на знаменитые русские сезоны.  Ей рукоплескал Париж.
       В этот год сезоны ещё не закончились, когда Вера вдруг исчезла.  Дягилев был вне себя от негодования:  исчезла прима-балерина. Исчезновение довольно скоро объяснилось: причиной была большая сумасшедшая любовь -  появился Леонид Собинов. Он всегда появлялся внезапно. Ему 36, ей 18.  Для неё это первая сильная любовь. Казалось, счастью не будет конца.
                /Звучит романс М.Глинки в исполнении Л.Собинова  «Страстью и негою…»/

     Одно только омрачало Собинова – за рубежом его называли мужем знаменитости.
Вскоре Верочка забеременела, но продолжала танцевать.  После закрытия сезона они планировали вместе отправиться в Италию, отдохнуть; да к тому же Вере нужен был покой. Но неожиданно Леонид пропал.  По-началу Верочка даже не беспокоилась, но время шло, а он не появлялся. Начались волнения, терзания.
       Выяснилось, что он женился. На даме общества.  Ведь Верочка только танцовщица, только плясунья, у неё ничего нет.   «Завязка – ведь сказка.  Развязка – страданье». От  нервного потрясения – выкидыш,  детей у Верочки быть больше не могло.
       Взвихрённая революцией Русь вынесла за свои пределы, в эмиграцию многих людей. Уехала и Вера Коралли.  В Париже она открыла свою школу танцев, а во время 2-ой мировой войны оказалась в Вене.  Жила она долго, как правило, танцовщицы живут долго.
У Веры Алексеевны была в жизни ещё и большая новая любовь и большой триумф на сцене балета.
      Но у очень многих эмигрантов часто случалась одна и та же болезнь – ностальгия – тоска по родным местам. Лечение этой болезни только одно – возвращение на родину.
Это не обошло и Веру Коралли,  В начале 1972 г. Вера Алексеевна, наконец, решилась послать письмо в СССР:  «Прошу разрешить мне вернуться на Родину».  Как ни странно, она получила разрешение, в ноябре получила советский паспорт и в большом волнении стала собираться в дорогу.
      Но через две недели – скончалась. Ей шёл 82-ой год.
                /Звучит голос А. Баяновой  «Всё прошло…»



          ВЕРА  ХОЛОДНАЯ  (1893 – 1919)

     Это одна из первых актрис русского «Великого Немого», легенда зарождающегося кинематографа.  Её помнят до сих пор, потому что таких больше не было. Не было, чтобы и умна, и красива, и талантлива, и чиста, и счастлива, и всеми любима.
     Она родилась в семье первым ребёнком, и её назвали Верой. Второй дочери дали имя Надежда,  третьей девочке – Софья.
    В 10 лет её отдали в гимназию. С классом Верочка впервые побывала в Большом театре и заболела балетом.  И вымолила у родителей разрешение поступить в балетное училище Большого  театра.  Родители не хотели, но согласились, надеясь на то, что девочку не возьмут:  она была полной.  Но девочку приняли,  из-за её красоты  -  быть хорошенькой для балерины было не менее важно, чем быть грациозной.
    Но через год Верочке пришлось расстаться с балетом:  её бабушка, от которой семья материально зависела,  считала актрис безнравственными и не заслуживавшими уважения, и полагала, что девице из хорошей семьи не место в театре.
     В 17 лет Верочка заканчивает гимназию и на выпускном балу знакомится с Владимиром  Холодным, высоким, круглолицым, добродушным студентом – юристом. Они полюбили друг друга с первого взгляда и очень скоро  (при дружном неодобрении обоих семейств) поженились.  Тогда не одобряли скоропалительных браков, но этот брак оказался на редкость счастливым: они до самой смерти любили друг друга.  Это была  «любовь, похожая на сон».
      Владимир Холодный был заядлым автолюбителем – весьма оригинальное увлечение по тем временам. Он заразил гонками и свою молоденькую жену,  и они вместе не раз попадали в аварии, буквально чудом  оставаясь в живых.
     После рождения дочери,  а роды были крайне тяжёлые,  Вера долго болела, врачи запретили ей рожать в будущем.
 Тогда они ещё удочерили девочку.  После появления дочерей Вера сменила своё увлечение автогонками.  Денег в семье не было, и летом 1914 г. она пошла на кинофабрику в надежде что-нибудь заработать.
       Режиссёр снял Верочку в двух эпизодах, но ничего не предложил, не обнаружив у красивой дебютантки никакого таланта.  Однако на юную красавицу обратил внимание совладелец мастерской и дал ей рекомендательное письмо к другому режиссёру, который увидев В.Холодную, был потрясён.  Ему как раз на главную роль нужна была женщина необыкновенной красоты, а опыт и умение играть его не интересовали.  Вот этот режиссёр – Бауэр – и сделал из Веры Холодной  «звезду».  Он научил молодую и неопытную актрису использовать свою внешность.
     Первый же фильм имел оглушительный успех. После третьего фильма Вера Холодная становится популярной актрисой.
    Но в мире идёт война, муж воюет.  В августе 1915 г. пришло известие о том, что поручик Владимир Холодный тяжело ранен в бою под Варшавой и находится при смерти. Что делает Вера?  Она немедленно, не раздумывая бросает работу, детей и мчится к мужу в госпиталь. Она так заботилась о нём, что поражала своей самоотверженностью профессиональных сестёр-милосердия и практически вытащила его с того света.
      В Москву они возвращались вместе. Владимира отправили в отпуск  «по ранению». За храбрость его наградили Георгиевским Крестом и шпагой с золотым эфесом. Оправившись, он снова ушёл на фронт.
      А Вера снова пошла на кинофабрику.  Фильмы с её участием выходили один за другим.  И вот её уже называют  «королевой экрана».  Интересно, что на авторство этого титула претендовал Александр Вертинский.  Он впервые появился в доме Холодных, когда привёз Вере с фронта письмо от Владимира.  Он приходил, садился на стул, и часами молча сидел и смотрел на Веру... Он посвятил ей множество своих песен.
       К середине 1918 г. Вера Холодная стала настолько популярной, что решили снять фильм о ней самой.  Но оказалось, что ничего примечательного в её жизни не было: не было сенсаций, откровений, каких-то тайн.  Никто не хотел верить, что Вера Холодная только верная жена, заботливая мать, счастливая женщина.  А её хотели видеть роскошной, загадочно-порочной, доступной, как в песнях Вертинского.  Все знали, какие песни он посвятил ей, а, значит, она такая  и есть.  И «лиловый негр в притонах Сан-Франциско» был, конечно, гораздо интереснее скромного юриста Владимира Холодного.
                /Звучит голос А.Вертинского с песней «Лиловый негр»./


                ВЕРА  КОРЕНДИ

     А сейчас вспомним последнюю музу одного из ярчайших поэтов «Серебряного века» Игоря-Северянина  Веру Коренди.  К моменту их встречи ему 48.  Он 14 лет женат на женщине, которую сильно любит.  Живёт с ней, к сожалению, в вынужденной эмиграции: в 1918 г. из холодного, голодного Петрограда он вывез горячо любимую им мать на дачу в Эстонию. Думал – не надолго. Оказалось – до конца своих дней.  Эстония вскоре отделилась от Советской России стала зарубежным государством. Мать скончалась.
     Жгучая тоска по родине, беспросветное безденежье делали жизнь поэта невыносимой.
     И вдруг появляется она -  Вера Запольская, по мужу Коренди.  Вера Борисовна – учительница,  последняя спутница поэта:

                Ты влилась в мою жизнь,
                словно струйка  Токая               
                в оскорбляемый водкой хрусталь.
                И вздохнул я словами: «Так вот ты какая:
                вся такая, как надо».  В уста ль
                поцелую тебя иль в глаза поцелую,
                точно воздухом южным дышу.
                И затем, что тебя повстречал я такую,
                как ты есть, я стихов не пишу.
                Пишут лишь ожидая, страдая, мечтая,
                Ошибаясь, моля и грозя,          
                Но писать после слов вроде: «Вот ты какая:
                Вся такая, как надо»  -  Нельзя!!!
 
    Стихов он больше, действительно, не писал – так был влюблён!
    А потом понял, что это была только вспышка, яркая вспышка, а любит он по-прежнему свою жену – Фелиссу Круут, эстонку: «Моя жена всех женщин мне дороже». Он делал неоднократные попытки вернуться к жене (брак с которой официально не был расторгнут), но Фелисса Михайловна была женщиной строгих правил и не простила измены мужу.  Он жил один
     Но мы благодарны той женщине – Вере Коренди -  ради которой появилось то необычное стихотворение и за те розы, что Игорь дарил Вере, хотя они и увяли…
                /  Звучит романс Чернецкого  «Увядшие розы» в исполнении Г.Улетовой/
               
         А музой другого поэта  «Серебряного века» была женщина по имени Надежда. 
Поэт Иннокентий  Анненский - один из загадочных поэтов России.  Любители его поэзии ценят его не за то, что он сказал, а за то, что он дал почувствовать несказанное.
        Ещё будучи студентом  (студент-филолог С-Петербургского университета) он был приглашён репетитором к сыновьям-подросткам  Надежды Хмара-Борщевской. Она – вдова, ей – 36 лет, но она дивно хороша собой.
        И этот молодой студент страстно и безоглядно влюбляется в эту красивую женщину.  Это его первая влюблённость.
        13 лет разницы. Да ещё студент. «Скандал, да и только!» – Так думала Надежда.
Но студент жаждал соединить свою жизнь именно с ней. Влюблённость застила ему глаза, и Надежда пошла на это.
        Но музой  Иннокентия  она была недолго.  Когда рассеялся угар влюблённости и он понял, что сделал ошибку,  Иннокентий Анненский не то, что возненавидел её, но как-то отделился и чувствовал себя всю жизнь одиноким.  Он всё скрывал в себе,  не допуская ни малейшего бунтарства. Сын поэта позже писал: «Отец прожил с той женщиной (так он называл свою мать)  30 долгих и сложных лет.
                И мнится, я должен, таясь,
                На странном присутствовать браке,
                Поняв безнадёжную связь
                Двух тающих жизней во мраке.
                /Звучит романс Абазы на стихи И.Тургенева  «Утро туманное»/

              А теперь  -  НАДЕЖДА  ТЭФФИ

     Тзффи звали дочку первобытного человека – весёлую девочку шалунью в одном из рассказов Киплинга. Именно этот псевдоним и взяла себе  Надежда Александровна Бучинская,  урождённая Лохвицкая.  Иван Алексеевич  Бунин  называл её не иначе как «великая умница-остроумница». 
      Писала она много. Из-под её пера выходили и стихи, и рассказы, и фельетоны.  В своих сочинениях она была очень иронична:
                Ты меня, моё счастье,
                Всё равно не утешишь,
                Ты солжёшь слишком нежно,
                Я пойму слишком горько!
                Ты меня, мой любимый,
                Всё равно не полюбишь.
                Я горю слишком ярко –
                Ты возьмёшь слишком просто!
Это – философское стихотворение, но в нём – вся Тэффи.  В дореволюционной  России популярность её была необыкновенна:  ею восхищались буквально все – от аптекарских учеников до  императора Николая  Второго.
       В канун трёхсотлетия дома Романовых решено было составить юбилейный сборник. Почтительно осведомились у царя, кого из современных писателей он желал бы видеть в этом сборнике.  Царь решительно ответил: - «Тэффи, только её, никого, кроме неё. Одну Тэффи!».   В годы революции за рубежом с волной эмиграции оказалась и Надежда Тэффи.  Но будучи русской по духу, она в конце жизни приняла советское подданство.
      Сочинения Надежды Александровны издавались по всей Европе и во многих странах Азии,  особенно много было издано в Китае.  Она по праву считалась  «жемчужиной  русского юмора».
   Мой чёрный карлик целовал мне ножки.
                Он был всегда так ловок и так мил!
                Мои браслетки, кольца, серьги, брошки
                Он убирал и в сундучке хранил.
                Но в чёрный день печали и тревоги
                Мой карлик вдруг поднялся и подрос…
                Теперь ему я целовала ноги –
                А он ушёл и сундучок унёс.
   Надежде очень нравился один французский постулат:  «В день, когда перестаёшь смеяться, - начинаешь стареть».
                /Звучит романс Н.Зубова  «Не уходи…»/


     Среди женщин, носящих имя Надежда, я хочу вместе с Вами вспомнить ту, что была избранницей  лучшей помощницей человеку, который без сомнения перевернул мир.

           НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА КРУПСКАЯ

     Более надёжного и ответственного человека для Владимира Ильича найти было невозможно. Её стихией всегда был труд.  Пожалуй, без неё Ленин никогда не написал бы множества своих сочинений. Именно она обеспечила ему условия для работы.  Надежда Константиновна, помимо всего прочего, взяла на себя довольно сложную и такую необходимую в революционном деле работу – она консперировала переписку – расшифровывала и зашифровывала.
       Многие считали и считают, что это был чисто деловой союз, создание семейной партячейки, но Надежда Константиновна это опровергает.  У неё мы читаем: «Мы были молоды, когда познакомились.  Мы крепко любили друг друга. Была у нас и поэзия, и молодая страсть…» Ну что ж…  из ничего ничего не получается… Ведь не случайно она после суда, получив 3 года ссылки, просила направить её в село Шушенское.  Там в ссылке находился её жених.
      Она приехала туда с матерью, что оказалось очень кстати:  тёща зятю попалась золотая и именно она обеспечивала молодым налаженный быт. Дочь её – Надежда – не умела вести хозяйство, зато она в совершенстве умела делать то, что потом назовут партийным строительством.  Но Надежда Константиновна всю жизнь мучилась от невозможности родить ребёнка. А детей ей очень хотелось. Но этого счастья она не изведала, материнское чувство её обошло.  Тем с большей заботой взяла она опеку над детьми Инессы Арманд, когда та неожиданно скончалась.
      Когда в их семье появилась Арманд,  Надежда Константиновна к тому времени на фоне Арманд сильно проигрывала: она была уже располневшей, её внешность портила базедова болезнь.  По доброй воле Крупская была готова уйти – дать мужу свободу и счастье, но Ленин сказал – «Останься!» и она осталась. В конце концов, уехала Арманд. Получается, что Ленин пожертвовал любовью к Арманд ради своей жены.  Он не смог предать свою верную и надёжную Надежду.
      Очевидно, что Надежда Константиновна была для Владимира Ильича частью его самого и он хорошо понимал свою неотъемлимость от неё, и разлуку с ней он бы не пережил.  А как он ценил, что она была с ним в его тяжёлые последние годы. То, что она сделала для своего больного мужа, был настоящий подвиг.
      Но худшее для неё самой было впереди, когда Ленина уже не стало.  Она сама нуждалась в серьёзном врачебном уходе, её нервная система была сильно истощена.  Внешне ей оказывали знаки почёта, а внутри она была абсолютно изолирована  и одиноко доживала свою нелёгкую жизнь, пока не пришёл ей час, отмеренный Богом.
                /Звучит романс на стихи А. Тимофеева  «Свадьба»
                …Нас венчали не в церкви…/



                ЛЮБОВЬ  ДМИТРИЕВНА  МЕНДЕЛЕЕВА-БЛОК
               
 Эта женшина в молодости вызывала небывалый поток песнопений в русской поэзии. Если судить по фотографиям, красивой её не назовёшь – грубоватое, немного скуластое лицо, не очень выразительные глаза.  Но именно ей было посвящено почти 760 стихотворений. В мировой любовной поэзии  это – рекордное, непревзойдённое число. Ту книгу стихов её редактор В.Брюсов назвал  «Стихи о прекрасной даме».
     Любовь  Менделеева-Блок  -  дочь гениального русского учёного и жена одного из великих русских поэтов.

       Их венчанию предшествовали 5 лет трогательной, нежной и  в то же время, сложной любви. Любовь была такая сильная со стороны поэта, что он даже однажды подготовил предсмертную записку на случай отказа Любы от его любви. Он писал ей необыкновенные письма и стихи:
     Не призывай.  И без призыва приду во Храм.
                Склонюсь главою молчаливо к твоим ногам.
                И буду слушать приказанья и робко ждать.
                Ловить мгновения свиданья и вновь желать;
                Твоих страстей повержен силой под игом слаб.
                Порой  -  слуга,  порою – милый,  и вечно  -  раб.
    Он поднял Любу на такую высоту, что трудно было дышать.  Он считал, что плоть и возвышенная любовь несовместимы.  Но Любе недостаточно было его поэтического поклонения, она была человеком физически и душевно здоровым, трезвым и уравновешенным,  и она находит нормальную мужскую ласку вне семьи.
Муж – Блок – это терпит:   
 Зимний ветер играет терновником.
                Задувает в окне свечу.
                Ты ушла на свиданье с любовником.
                Я один.  Я прощу.  Я молчу.
                Ты не знаешь, кому ты молишься –
                Он играет и шутит с тобой.
                О терновник холодный уколешься,
                Возвращаясь ночью домой.
                Но,  давно прислушавшись к счастию,
                У окна я тебя подожду.
                Ты ему отдаёшься со страстию,
                Всё равно. Я тайну блюду.
                Всё, что в сердце твоём туманится,
                Станет ясно в моей тишине.
                И, когда он с тобой расстанется,
                Ты признаешься только мне.
     Вообще, Любовь Дмитриевна была женщиной очень целеустремлённой и, как правило, реализовывала свои планы:
     - она закончила Бестужевские курсы и, по части образования они с мужем шли в ногу.
     - они вместе с Александром Блоком (ещё в юности) хотели стать профессиональными артистами. Блок не стал им, хотя его жизнь была довольно тесно связана с театром,  а Люба довольно уверенно шла к этому:  - она ставит голос,
                -  берёт уроки танцев,
                -  усиленно занимается декламацией,
И всё же становится профессиональной актрисой и очень много выступает, выезжая на гастроли.
      Надо сказать, что Люба была начисто лишена материнского инстинкта и, когда у неё родился мальчик (не от мужа., она вернулась беременной с гастролей),  Блок признал его своим. Он трепетно относился к мальчику, но тот умер на восьмой день своего рождения. Люба нисколько не переживала, она была абсолютно равнодушна к сыну.  Тосковал её муж  -  Блок Александр.
      И, тем не менее, как только началась Первая мировая война:
                Петроградское небо мутилось дождём,
                На войну уходил эшелон.
                Без конца – взвод за взводом и штык за штыком
                Наполнял за вагоном вагон.
     В одном из таких вагонов отправлялась на фронт Любовь Дмитриевна Блок.  Это было в самом начале войны в сентябре 1914 года. Спешно закончив курсы сестёр-милосердия,  она ехала с госпиталем в Галицию. Это была образцовая медсестра – энергичная, неутомимая и авторитетная.

     Молодая супружеская пара (Блок и Менделеева) имела все данные для счастья:  красота, талантливость, положение в обществе,  но счастье не получилось.  Очень тонкое это дело – семейное счастье.  И для двоих-то тяжело, а тут ещё и тема – свекровь и невестка.  Здесь эта тема – тяжелейшая.  Недаром Блок записывает в своей записной книжке:  «Люба довела маму до болезни.  Люба отогнала от меня людей.  Она создала ту сложность отношений, какая теперь есть.  Но я не могу с ней расстаться  и люблю её».
      И всё же,  несмотря на все перипетии, на все сложности и непонятности семейной жизни, муж (спустя много лет, обращаясь к жене)  восклицает:  «Благословляю всё, что было. Я лучшей доли не искал».
  И снова стихи, посвященные жене:
              Прошли года, но ты – всё та же:
              Строга, прекрасна и ясна;
              Лишь волосы немного глаже
              И в них сверкает седина.
                А я склонён над грудой книжной,
                Высокий, сгорбленный старик, -
                С одною думой непостижной
                Смотрю на твой спокойный лик.
             Да.  Нас года не изменили.
             Живём и дышим, как тогда,
             И,  вспоминая,  сохранили
             Те баснословные года…

     Любовь Дмитриевна прожила с Блоком 19 лет  и  19 лет без него (столько же после его кончины).  Умерла она в 1939 году в возрасте 57 лет.  К концу жизни эта, ещё не старая женщина, совсем не походила на Прекрасную Даму, что была музой «трагического тенора  эпохи».  О своей жизни с Блоком она написала книгу  «И быль и небылицы о Блоке и о себе».  Личной жизни после смерти мужа она, практически, не вела,  решив остаться верной вдовой поэта,  которому так не смогла быть верной женой.
                /Звучит романс Б.Фомина на стихи П.Германа  «Только раз…»/
               


                ЛЮБОВЬ  АЛЕКСАНДРОВНА  ДЕЛЬМАС

   В жизни Блока среди любовных и поэтических муз была ещё одна Люба – Любовь Дельмас.  Что тут поделаешь?  Поэту нужна муза!  Но влюблённость и любовь у него – разные чувства:  «У меня женщин не 100 и не 200, а всего  две: одна  - Люба   (Менделеева),           другая  -  все остальные».
   Вот к остальным относилась и  Дельмас.   Любовь Александровна  -  оперная певица, впервые Блок увидел её в образе  Кармен, в одноимённой опере, и сразу был охвачен стихийным обаянием её.  Тип неукротимой и обольстительной цыганки был близок ему. Так случилось, что их дома находились почти рядом и это позволяло им встречаться часто и беспрепятственно. Блок любил свою жену, но…» всегда любить её на небе и изменять ей на земле…»
      Адельмас вносила какую-то радостную ноту в жизнь Блока.  Она была совсем другая: пышное, золотое руно её рыжих волос, неукротимо влекущее кокетство и при этом  -  талант;  огромный артистический темперамент и красивый голос.
        Натянулись гитарные струны,
                Сердце ждёт,
      Только тронь его, голосом  юным
                Запоёт!
      И гортанные звуки понеслись!
      Словно в серебре смуглые руки
                Обвились!..
      Бред безумья и страсти,
                Бред любви…
      Невозможное счастье!
                На!  Лови!
     Дельмас была ярка и талантлива.  Целый цикл стихов под названием  «Кармен» посвятил поэт этой женщине:
                О. да!  Любовь вольна, как птица,
                Да, всё равно  - я твой!               
                Да, всё равно мне будет сниться
                Твой стан.  Он огневой.
                И в зареве его – твоя безумна младость…
                Всё  -  музыка и свет:  нет счастья, нет измен…
                Мелодией одной звучит печаль и радость…
                Но я люблю тебя:  я сам такой,  Кармен!
                /Звучит ария Кармен в исполнении Е.Образцовой/


         Это всё  -  любовь!  В любви зарождается жизнь.  А в жизни – много премудростей.
И как мы знаем, символ мудрости заключён в имени  Софья – София!  И женщин с этим именем было немало в нашей жизни.
        Одна из них (на заре нашей истории) – СОФИЯ ПАЛЕОЛОГ  - племянница последнего византийского императора Константина.  Софья  -  супруга нашего великого русского князя Иоанна  Третьего.  Она сыграла значительную роль в развитии Московского государства.
       Но перейдём к другим Софьям.  Недаром же говорят, что женщины  -  все разные.

       Среди женщин,  окружавших Маяковского,  её имя упоминается редко, если точнее – не упоминается вовсе. Но именно она вдохновила поэта на создание ранних, известнейших и, пожалуй, самых поэтических строк в творчестве Владимира Владимировича.  Как её звали?... Сам поэт называл её просто:  «Сонка».  Вы, конечно, узнаете её, как только услышите знакомые строчки:
                Что же, значит, ничто любовь?
                У меня есть Сонечка – сестра.
                Милые, не лейте кровь,
                Дорогие, не надо костра.
     Позже в своих воспоминаниях Софья Сергеевна писала: «Нас принимали за брата и сестру, и даже находили сходство.  Мне это нравилось, потому что мне всегда хотелось быть ему сестрой».  Из-за этого было много осложнений, омрачавших их отношения.  Ей всегда хотелось быть сестрой, а Владимиру хотелось большего.
Естественно, потом был бурный роман.  Этой женщине мы обязаны стихотворением Маяковского
 «Послушайте»
        Послушайте!
        Ведь, если звёзды зажигают –
        Значит – это кому-нибудь нужно?
        Значит – это необходимо,
        Чтобы каждый вечер над крышами
       Загоралась хоть одна звезда?!
Сонечка Шамордина принимала самое непосредственное участие во всех литературных начинаниях Маяковского: она помогала работе в театре над спектаклем  «Владимир Маяковский»;   
она занималась организацией знаменитого  турне футуристов, а главное –
она стала музой Владимира.               
      В начале 1915 года  Владимир  Владимирович признавался, что Сонка была его единственной любовью и только на ней он тогда хотел жениться.  Так произошло, что Сонка одновременно была подружкой и Игоря-Северянина.  Когда они вернулись из Одессы, именно Северянин увёз её больную к себе (хотя причиной её болезни был Маяковский).  Потом она продолжала встречаться и с Владимиром, не забывая и Северянина.
      С Северяниным  Сонечка начала общаться раньше.  Это  Северянин познакомил её с Маяковским.  Оказалось, что он плохо знал Маяковского: то, что попадало ему в руки, Маяковский уже не выпускал.  Они были соперниками.  Соперниками и в жизни, и в поэзии.  Так, на поэтическом вечере в феврале 1918 г. в Политехническом музее королём поэтов был избран Игорь-Северянин.  Владимир Маяковский оказался на 2-ом месте.
     Так что эта женщина  -  Софья Сергеевна Шамордина  -  в молодости была музой сразу двух поэтов.  В одном из стихотворений Северянина есть такие строчки:
                Звонок. Шаги. Стук в дверь.
                -  Войдите!  -
                И входит девушка…
                Очей своих эмаль
                Вливает мне в глаза…
                Бледна.
                Её глаза смелы и дики:
                -  Я Сонечка Шамордина…
                /Звучит романс на стихи Пастернака  «Свеча горела»/
               

          СОФЬЯ  АНДРЕЕВНА  МИЛЛЕР

     Я верю в чистую любовь
     И в душ соединенье;
     И мысли все, и жизнь и кровь
     И каждой жилочки биенье
     Отдам я с радостию той,
     Которой образ милый
     Меня любовию святой
     Исполнит до могилы.
Так, собственно, и случилось:  через всю жизнь Алексея Константиновича Толстого прошла одна, большая любовь, которой он отдал всего себя и от которой получил столько же взамен.  Его любовь -  Софья Миллер.
      Любовь была трудная, сложная.  Она  -  замужем,  но с мужем давно разъехалась и живёт отдельно,  формально оставаясь его женой  (в то время расторгнуть брак было делом нелёгким).  Она вышла за него замуж в 19 лет, не по любви, а по необходимости,
чтобы избежать укоров родственников.  Дело в том, что в молодости она ответила на пылкую любовь друга своего брата.  Тот попросил руки, получил согласие, но в последний момент отказался от всего.  Её брат вступился за честь сестры  и был убит на дуэли.  Поэтому в семье её считали виновницей гибели его.
   Алексею  Константиновичу было за 30. Он был холост.  Он встретил её на балу в Большом театре случайно.
    И тут мне вспоминается задачка из школьного учебника:  из пункта «А» в пункт  «Б» выехал поезд.  В то же время из пункта «Б»  в пункт  «А»  тоже вышел поезд.  Дорога была одноколейная.  Они должны были встретиться!  Но… не встретились!!!  Почему?
Не судьба!
    А это была судьба, что он встретил её случайно?
    Это был бал-маскарад. Он не видел её лица, но был поражён её голосом.  Он рванулся к ней, почувствовав влечение, «как больное животное распознаёт то растение, которое поможет ему вылечиться».
        Средь шумного бала, случайно,
        В тревоге мирской суеты
        Тебя я увидел, но тайна…
Если бы в этой встрече не было бы тайны,  не было бы этого стихотворения, не было бы этого дивного романа,  вообще ничего бы не было. Не было бы этой истории.
Ей – 25. Красивой её нельзя назвать.  Но тому, кого прельщала красота души и ума, она не могла не понравиться: - она была остроумна.  Знала 14 языков.
                -  прекрасно играла на фортепиано и пела
                -  у неё было редкое по красоте контральто.
Любовь  Алексея Константиновича к ней сразу была безоглядная:
Ты не спрашивай, не распытывай
умом, разумом не разгадывай:
Как люблю тебя, почему люблю,
И за что люблю, и надолго ли?
Он любил её всю жизнь. И через много лет он произносит:
                Минула страсть, и пыл её тревожный
                Уже не мучит сердца моего,
                Но разлюбить тебя мне невозможно,
                Всё, что не ты, - так суетно и ложно,
                Всё, что не ты, - бесцветно и мертво.
    Софья Андреевна стала не только вдохновительницей его лирики, но и помощницей в литературном труде, советчицей, первым критиком.  Алексей Константинович полностью доверял её безупречному вкусу. При её содействии возникали многие толстовские шедевры, и поэтические и драматические. «Я всё отношу к тебе: славу, счастье, существование.  Без тебя мне ничего не нужно» -  не раз говорил он ей.  И спустя годы, он повторял жене, что жить без неё не может, что она его единственное сокровище на земле.
А началось всё со случайной встречи.
                /Звучит романс П.И.Чайковского  «Средь шумного бала»
                Исполняет С. Захаров/               

    .
               
Все женщины, о которых здесь было рассказано  -  разные.  Но у них есть что-то общее.



                К О Н Е Ц               

               


Рецензии