Салтов Хазарский

Города призраки Руси, России, СССР.
===================================
     Также Савгар, также Сарада.
     Город связывают с городищем у современного посёлка Старый Салтов в Харьковской области на правом берегу Северского Донца, ныне там Печенежское водохранилище.
     Город этот с начала 8-го века и по 10-й век был центром салтовской культуры. Его окончание связывают с крушением Хазарии, когда были оборваны торговые контакты между всеми городами Каганата.
     В 8-м веке, согласно Менандру, Аварский Каганат, вступив в военный союз с Византией напал на савир, но получив отпор, осадил салтовцев в их главном городе Салтове. Где находился этот город Менандр не сообщил.
     В начале 8-го века при Обадии Волжско-Донское междуречье постепенно заполняется аланами, булгарами, хазарами. При этом булгарская часть хазарского союза разделилась на волжских булгар, продвинувшихся в сторону Камы и, ушедших под руку Византии, Черноморских болгар. В Донских степях происходит смена кочевого уклада к земледелию и, связанным с ним, ремесленному производству.
     К середине 8-го века здесь складывается полноценная самостоятельная салтово-маяцкая культура, отличающаяся пестротой, поскольку в её сложении участвовало большое количество племён основными из которых были аланы, булгары, славяне, угорцы, хазары, савиры, остатки готов и крымские греки.
     Академик Рыбаков сближает город Салтов также и с городом Савгар, который появляется в письменной истории в 9-м веке и исчезает в 10-м веке.
     С похожим именованием Салтановский, историки знают город в 16-м веке.
     У ал-Идриси на карте 1154-го года, приложенной к рассказу о русских землях, на месте Салтова указано, что это город Сарада.
     В 12-м веке Салтов исчезает со страниц истории, несмотря на то, что место у Старого Салтова было стратегически очень выгодным, поскольку с высокого мыса, на котором был расположен город, хорошо просматривались все местные и речные пути-дороги.
     Только в 17-м веке на высоком мысу, недалеко от старого городища, казаки основали свою слободу, назвав её Старый Салтов, старым добрым именем в честь древних салтовцев.
     Салтовская культура, которая прослеживается и на Салтовском, городище практически полностью укладывается в исторические границы Хазарского Каганата.
     Постепенно га Дону складываются несколько культурных и торговых центров этого межэтнического союза, одним из которых становится город Салтов, который отличался от остальных центров тем, что здесь не заметно распространения никакой иной религии, кроме так называемой у иудеев, четвёртой, или в народе тенгрианской, которую поддерживал Каган.
     Поселений, могильников, захоронений, подобных по культуре Салтову, было обнаружено на территории Хазарии около 400.
     Город занимал территорию в 100 гектар. В городе была Крепость с Цитаделью, построенные из камня. За крепостью стоял посад. Город был окружён валами и рвами. Кроме того, были сделаны искусственные обрывы.
     Стены Цитадели были сложены из камня с пространством внутри стены, которое заполнялось утрамбованным грунтом. В стене стояли башни и ворота в город. За посадом располагались неукреплённые селища в большом количестве.
     Жильё города было нескольких типов. Больше всего тут было полуземлянок площадью 20 метров квадратных с печью из глины, либо из камня, либо с печью в виде открытого очага, обложенного камнем. Поверх земляной части стояли срубы, либо стены столбовой конструкции. Пол был засыпан речным песком. Рядом были расположены сараи, амбары в земле, погреба.
     Кроме полуземлянок тут были и жилища юртового типа, что говорит о том, что население было не только оседлым, но и степным.
     Ремесло было довольно разнообразным. Люди занимались изготовлением керамики, гончарным делом, ремонтом и изготовлением рыболовной утвари, изготовлением украшений, бронзовым, золотым и серебряным литьём, металлургией, о чём говорят найденные на городище сыродутные горны для получения железа из руды.
     При погребении прославленного воина, салтовцы укладывали при склепе и его коня. Если умирали простые воины, то их укладывали по несколько человек на один склеп.
     Земляные могилы принадлежали бедной части населения. В одной такой могиле могли были быть захоронены несколько человек.
     По утверждению исследователя Галкиной салтовскими русами называли основное племя Русского племенного союза, Русского каганата.
     Салтовцы были этнически близки населению основной части каганата. По утверждению Новосельцева, эти самые салтовцы впоследствии стали опорой хакана на северо-западе Хазарии.
++++++++++++++++++++++++++


Рецензии