Рецензия на роман Эмиля Золя Радость жизни

Дочитала роман Эмиля Золя «Радость жизни»
Не сразу становится ясно, какую, собственно, радость имеет в виду автор, поскольку роман являет собой сплошную череду мучений героев, их несчастий, горестей, боли и глупости. Золя любитель описывать все подробно и качественно, краткость не его конек. Не было забыто ни одно даже самое незначительное несчастье, десятки страниц посвящены описанию мучений несчастного отца семейства, страдающего подагрой. Подробнейший отчет дан тому, что чувствует бедный подагрик, то ему кажется, что его правую ногу пилят тупой пилой, то рвут на части сустав, он стонет и воет без передышки сутками напролет, от приступа до приступа. К концу книги мучения превращаются в одну нескончаемую муку, а конечности становятся изуродованными обрубками. Затем умирал несчастный домашний пес. Будучи вообще-то в изрядно преклонном возрасте собачьей старости – четырнадцать лет. Нет бы как приличный, тихо и незаметно ушел (я читала в какой- то книжке, что все нормальные собаки умирают именно так!), лег и помер, не акцентируясь, так сказать, и не цепляясь, с совершенно спокойным сознанием важности происходящего. Ничего подобного! Больше недели бедолага волочился за всяким и каждым, оставляя за собою кровавый след, он клал морду на колени, смотрел жалобным взором и из несчастных собачьих глаз катились слезы. И все плакали и умирали вместе с ним, и все это длилось бог знает сколько. Ну хорошо, я пережила и эту бесконечную собачью смерть. Но далее последовало описание тяжелейших родов. Признаюсь честно, на этом месте у меня возникло сомнение, а стоит ли дальше мучиться уже мне самой… Ибо, я уж не знаю, откуда почтенный Золя (упаси боже осуждать писателя) черпал познания о том, как рождаются дети, но в моем представлении младенец в этот мир приходит точно головой вперед. Это выносят умершего человека обычно вперед ногами. Но нет, этого младенца вытаскивали из полумертвой от мучений мамаши за ноги. Причем сначала странным образом из роженицы вывалилась ручонка, а акушерка с самого начала вопила что младенец идет «плечом вперед». Как я поняла, доктор тупо запихал руку обратно в лоно матери. Потом каким –то образом засунул свою руку внутрь мамаши и младенца стали доставать за ноги.. Несчастная роженица к тому моменту , была уже замучена так, что смерть представлялась ей долгожданной милостью и попрошу заметить, что предыдущие сутки, в течение которых ее мучили невыносимые схватки тоже были описаны подробнейшим образом, как и что она чувствовала, как не могла ни есть, ни пить, ни сидеть, ни лежать, как проходили адские минуты и так далее и тому подобное. Как они все выжили – уму непостижимо. Про панические атаки и депрессии главного героя, мучавшие его на протяжении всей книги я умолчу, так же как и о смерти хозяйки дома, у которой раздуло водянкой ноги, а затем и все тело. Также я умолчу и самоубийстве кухарки, которая повесилась в саду на тесемке от собственного передника, но спасибо автору, тут хотя бы обошлось без подробностей. Смерть просто констатировали.
И все-таки. Все-таки, друзья мои. Книгу стоит прочитать ради одной единственной героини, девушки по имени Полина, которая одна является противопоставлением всем горестям и несчастьям. Только она сохраняет человеческое лицо в каждом горе, только она живет любовью и состраданием, только она всякий раз действует, повинуясь зову своего сердца, горячего и живого. И я задавала себе вопрос, откуда черпает она смелость и благоразумие, почему она является неиссякаемым источником доброты и любви? Почему в этом беспросветном мире она не поддается унынию и всеобщему идиотизму? Почему ее светлую душу не разъедает окружающая неблагодарность, злоба, обман близких людей? Откуда это глубокое интуитивное знание что правильно, а что нет. Мне кажется, что образ ее выписан немного наивно, преувеличенно, местами неправдоподобно, но как в сделанном туземцами из палок макете летательного аппарата безошибочно узнается летательный аппарат, так и в этом наивном преувеличенном образе слышно дыхание чего-то настоящего, какой-то живой истины, неподвластной глупости и невежеству. Эта девушка и олицетворяет собой, видимо, Радость жизни, и, сдается мне, именно такую жизнь имели в виду святые, когда завещали нам: «живите по правде».


Рецензии