Дратхаар это звучит гордо! Часть первая. Грей

      Когда в возрасте десяти лет ушла в царство великой охоты моя любимая собачка – русский охотничий спаниель Ласта, вопрос иметь или не иметь в дальнейшем собаку просто не существовал. Правда, учитывая трудности работы спаниеля при поиске и подаче дичи из крепких мест, хотелось иметь собаку более мощную. Да и область применения четвероногого помощника хотелось расширить. В ту пору, имея за плечами многолетний охотничий стаж, я, к глубокому моему сожалению, не имел ни малейшего понятия о таком прекрасном виде охоты, как охота на болотно-луговую дичь. Просто не занимались этим охотники в тех местах, где мне приходилось жить, стрельбой этих пичужек. Знай я все прелести такого промысла, и как красиво работает при этом спаниель, я навсегда остался бы приверженцем этой породы.
      В начале девяностых годов по крупицам собирая информацию, ведь любимого всеми интернета тогда не существовало, я определился с назначением моей следующей собаки – у меня будет легавая. Перебрав всех представителей островных легавых ни на ком не остановился, а из континенталов после долгих раздумий остановился на немецкой жесткошерстной легавой–дратхааре. Ничуть не умаляя достоинств других пород собак, перефразируя известные строки В. Маяковского могу сказать - все собаки хороши, выбирай на вкус. Я выбрал на дратхаара, и вот уже более четверти века благодарю себя за этот выбор. Не буду распространяться о превосходных качествах собак этой породы, сведений о них множество в различных источниках, просто расскажу о тех собаках, которые у меня были и том, который у меня есть сейчас.
                Часть1     Грей.

     Опять же об информации. Ситуация на настоящий момент:  нужен щенок, клац, клац по клавишам-МООиР, курсор пониже, собаководство, еще раз-секция дратхааров со списком членов бюро, так, племенной сектор, телефон в руки-здравствуйте, девочки, есть проблема. А в ответ, нет проблем, что хотите, есть кобели, есть суки, есть сейчас, а еще будут через месяц, есть поближе, есть подальше, и даже сколько будут стоить, если заводчик уже цену объявил. Мне же тогда, чтобы заполучить заветный телефон, пришлось не раз мотаться, ближний свет, на улицу Строителей, дабы полистать папку с объявлениями о наличии щенков.
      Наконец-то, вот он счастливый семизначный, в ту пору 495 только по межгороду, номер, осталось только созвониться и договориться о встрече. В ближайшие выходные мы с женой поехали за собакой, иными словами,  навстречу своей судьбе. Да, именно судьбе, ведь приобретая себе четвероногого друга, ты всю свою жизнь перестраиваешь под это содружество. Все свои поступки, все свои планы ты строишь с учетом того, что уже не один, а вас двое. Напрочь отметаются все поздние вечерние мероприятия, уже нельзя приехать домой в два часа ночи на такси. Выбирая театральный спектакль, смотришь, чтобы действий было максимум два, потому, что во время третьего уже не следишь за игрой актеров, так как в голове одна мысль: заканчивайте скорее, дома пес негуляный. Все отпуска, командировки рассматриваются строго через призму наличия собаки. Конечно, если у Вас в семье есть близкие, по -настоящему, близкие люди, то острота этой проблемы сглаживается, но в большинстве случаев приходится рассчитывать только на себя. В отдельных случаях может выручить собачья гостиница, сейчас такие услуги широко распространены, но все равно, отсутствие Вас вечером вызывает у животного стресс – все, бросил, предал, караул! Да и цены за собачьи «номера» кусаются не хуже их постояльцев. А заботы о правильном кормлении, о лекарствах, прививках, о визитах в ветлечебницу для ликвидации последствий порой очень жестоких собачьих драк. И, конечно же участие в различных кинологических мероприятиях – выставках, испытаниях, состязаниях. Так, что, как там у Маленького Принца: «Мы в ответе за тех, кого приручили»!
      Ехали мы ехали и, наконец, приехали. Типовая «хрущевка», тесная прихожая, в углу на подстилке лежит коричневая мамаша, карими глазами строго и недоверчиво наблюдает за нами. А вокруг хоровод из щенков, которые, поминутно оставляя за собой маленькие лужицы, тотчас удаляемые бдительной тещей со шваброй в руках, в броуновском движении снуют по полу, время от времени взлаивая тоненькими голосами. Они уже перекусили, поспали и теперь разминаются, на всякий случай, не удаляясь от материнских сосков. Все щенки почти одинакового размера, достаточно упитанные, подвижные, но один самый шустрый. Носится галопом, налетает на братьев, рычит, отпихивает тех, кто норовит снова пристроится к мамаше. Просто разбойник с большой дороги, капитан пиратов!
      Решив приобрести новую собаку, я не зацикливался строго, кого выбрать, кобеля или суку. Среди владельцев существуют масса аргументов за тот или иной вариант. Говорят, суки более покладистые, легче поддаются дрессировке, более преданы хозяину, но их женскую сущность никуда не денешь. Собачка набирает по бонитировке приличную сумму баллов, самое время на очередной выставке выдвинуться в элиту, а у нее течка, на носу открытие охоты, а она со щенками. Суки есть суки! А вот кобели к бою и походу всегда готовы, но более упрямы, своенравны, порой излишне агрессивны по отношению соперникам, в натаске иной раз приходится применять и авторитарный метод воспитания. Но зато более азартны, настойчивы, а в преданности хозяину сукам не уступят.
      Но в данном случае выбора у меня не оказалось – все восемь щенков оказались кобельками. Как у авто магната Форда в Америке: ты можешь выбрать любую машину, если только она черная. Вот и здесь, выбирай любого, но это будет кобель. Ну и ладно, кобель так кобель. Давай возьмем вот этого бандита, предложил я жене, указывая на самого шустрого, который в тот момент, «грозно» рыча, пытался отгрызть носок моего ботинка. С ним, наверняка, скучно не будет. Несомненно, согласие было получено, и уже через пару минут щенок перекочевал в заранее приготовленную корзину на тряпочку из-под родительницы, чтобы на первых порах мамой пахло, а денежный эквивалент в руки заводчика.
      Так в нашем доме появился маленький пес дратхаар. Нарекли мы его Греем, в честь капитана гриновской шхуны с алыми парусами, надеясь на длинное и счастливое плавание его жизни. Рос Грей в меру хулиганистым щенком. Он быстро приучил нас прятать обувь в ящики и предоставлять ему различные предметы для отвлечения от порчи мебели и другой обстановки квартиры. Это были различные игрушки, которые невозможно разгрызть, и не толстые липовые чурбачки, предназначенные наоборот для точки зубов. Не скажу, что на сто процентов, но больших потерь удалось избежать. После двухмесячного домашнего карантина, и после прохождения полного курса прививок для этого возраста, мы начали с ним прогулки на улице, благо местность, где мы живем, этому весьма благоприятствует. Ему очень нравилось бывать на природе, нравилось знакомиться с другими собаками, нравилось гоняться за птичками и бабочками, нравилось залезть в грязную лужу по уши, а потом обдать хозяина целым потоком мутной воды. Мелкие приключения только расцвечивали его веселую щенячью жизнь.
      Иду живописным берегом маленькой московской речушки Чермянки, правого притока знаменитой Яузы. Хотя большая часть Чермянки упрятана в трубах под землю, местами она течет по поверхности, радуя местных жителей пышной зеленью деревьев на ее берегах и голосами многочисленных обитателей их крон. В конце марта веселые синицы своим радостным тиньканьем приветствуют пришедшую весну, а в теплые майские ночи так поют соловьи! Заслушаешься!
      Середина июня. Пышная зелень еще сохраняет свой первозданный цвет, только одуванчики сменили свои оранжевые шапочки на пуховые береты. Снова передо мной бежит по тропинке маленький трехмесячный дратхааренок, или дратхаареныш, кому как нравится. С ближайшего дерева на щенка пикирует серая ворона, чуть не затевая своими когтями его макушку. Глупый малыш и не подозревает, какая опасность чуть не коснулась его загривка, поэтому даже не пугается. Бестолковый! Он не знает, что наступило время слетков. Слеток – это птенец, который уже не помещается в гнезде, но летать еще не умеет. Спланировал птенец из гнезда на землю, а взлететь  еще  не может. Он уже размером почти со взрослую птицу, только перья более взъерошены, да пасть и язык красные. Они темнеют постепенно и окончательно становятся черными ко второму году жизни.
      Вот и сидит такое буквально «чудо в перьях» на земле, а родители охраняют и кормят свое чадо до осени. На такого птенца наткнулся я со своим первым дратхааром по кличке Грей на дамбе, пересекающей речку Чермянку неподалеку от устья. Нахохлившийся слеток сидел почти на самом верху, как раз на тропинке, по которой мы проходил.  "Возьми!» -сдуру скомандовал я собаченку. "Возьми!» Грей неохотно подбежал к вороненку, взял его за крыло и сбросил с дамбы. Покатился слеток вниз, заорал благим голосом:  "Кааааааар!, Каааааар!». «Каррр, Каррр -« тут же отозвались сидевшие поблизости родители вороненка, слетели на нижний ярус ветвей, начали ломать сучья приличной толщины и швырять в нас, не забывая при этом истошно вопить! С ближайших деревьев тотчас прилетели еще несколько пар «серых разбойников» и моментально присоединились к орущему дуэту. Грай вновь образованного ансамбля песни и пляски вороньей армии становился все громче и громче. Все новые и новые  "солисты и хористы» включались в исполнение марша вороньих охотников. Вот уже места на деревьях не хватает, ветви согнулись от тяжести вороньих тел, а со всех сторон все летели и летели участники вороньего митинга протеста против бесчеловечного обращения с живой природой. Ломаемые птицами сучья сыпались на нас с Греем сплошным дождем и становились все весомее, а крики достигли такой интенсивности, что я почувствовал, как органы внутри меня входят в неведомый резонанс, причиняя все нарастающую боль.
     Память услужливо оживила кадры из фильма Кубрика «Птицы». Бесчисленные стаи птиц раздирали и убивали множество беззащитных людей. И тут я понял, что у меня есть реальные шансы стать одним из персонажей подобного фильма. По разу клюнут, и каюк. «Бежим- « заорал я кобелю, заклюют! Грей не заставил себя долго упрашивать, и мы позорно ретировались.
      Заезженная фраза: «Кто владеет информацией, тот владеет миром»- тем не менее остается верной. Нехватка достоверной информации коренным образом повлияла на судьбу Грея. Не помню источник, но мне к несчастью попалась на глаза статья, где говорилось о том, что до достижения собакой годовалого возраста не надо проводить никаких мероприятий по дрессуре и натаске. Вот мол, в Японии детей до семи лет ничем не нагружают и не наказывают, а они вон какими послушными и исполнительными вырастают. Язык бы вырвать этому лжекинологу и по шее надавать тому, кто поверил в это без проверки. Вот и вырастил я этакого «японца», шалопая и неслуха. Каждую неделю мы ездили на дачу, и там щенок с упоением носился по участку, гоняя мелких пташек по кустам, яростно облаивая многочисленных ежиков, помогая кошке разрывать мышиные норки. Не жизнь, а сплошная малина!
Так прошло для щенка первое лето, а на следующий год, мы с Греем, дождавшись открытия охоты на болотную(!) и луговую дичь, отправились в поля в поисках болота. Добравшись до заливаемой по весне низинки с мощным кочкарником, поросшим высоченной, почти в мой рост, осокой, я попытался загнать в нее своего помощника. Пес послушно нырнул в заросли, но, погрузившись в жидкую грязь, прошел всего несколько метров и вылез. Все мои последующие попытки вернуть кобеля в это царство осоки ни к чему не приводили. Грей весь в черной липкой грязи, которая ошметками падала с его живота, не двигался с места, а его красивые коричневые глаза словно говорили – да нет там никого, нечего там делать! Как нет никого, ведь дичь болотная, а перед нами непуганое болото, значит должна же там быть хоть какая-то дичь!
      И по законам дог шоу – не делает собака, делает хозяин, я отвернул болотники и сам залез в кочкарник, сразу же погрузившись в вонючую жижу почти до колена. Но я, с трудом выдирая сапоги, упорно шел вперед. Найду, все равно найду, смахивая с лица пот, твердил я про себя. Кобель в это время бегал вокруг и лаял, словно говорил – да вылезай ты скорей, бесполезное это занятие. Но я, пыхтя как паровоз на маневровой горке, прошел болотце вдоль и поперек и только тогда сдался. Кто бы меня видел, когда я вылез на чистое место! Весь в грязи почти по уши, руки и красное, словно свекла, лицо изрезаны жесткой осокой, вся голова в паутине с застрявшими в ней высохшими мухами и комарами… Кикимора болотная и то, наверное, краше. Отдышавшись и кое-как отмывшись в ближайшем ручье, я сделал губительный для Грея и себя вывод: собака мне досталась никчемная, и нечего пытаться приучить ее к охоте.
      Как же я, в последствии, корил себя за это поспешное, основанное ни на чем, решение. Болотная дичь, оказывается не в болоте, а рядышком, в так называемых «потных» местах, а луговая, соответственно, на травянистых лугах. Нечего было кобеля упрекать, сам осел безграмотный.
      Так и продолжил свою жизнь породистый пес, словно безродный «дворянин». А в ноябре произошла трагедия. Мы с ним отправились на прогулку. Послушный Грей, как всегда, шел у ноги без поводка, он всегда так ходил, обязательно останавливаясь у дороги в ожидании команды на переход. Но, когда мы проходили мимо мусорных контейнеров, что-то мелькнуло между ними, то ли кошка, то ли крыса, и пес метнулся за врагом, при этом выскочив на проезжую часть. И как это часто бывает, в этот момент по дороге неслись с большой скоростью, хотя до перекрестка оставалось не более пятидесяти метров, драные «Жигули» с чернявым южанином за рулем. Кобель, кувыркаясь, от удара пролетел по воздуху метров пятнадцать, упал, вскочил, метнулся на обочину и снова упал. Я подскочил к нему, схватил за голову, Грей, Грей, а у него уже глаза стекленеют.
      Я положил собаку в машину и быстро добрался до ближайшей ветлечебницы, но врач только покачал головой из стороны в сторону. Бесполезно, у него внутри все оторвано, переломано. Я могу это так подробно описывать только потому, что это было более двадцати лет назад, и то горло перехватывает, а тогда горю моему не было предела.
      Похоронил я Грея в нескольких километрах за кольцевой дорогой, там сейчас, словно памятник ему, возвышается коттеджный поселок. И хотя прошло много лет, чувство вины перед собакой, не научил, не сберег, не покидает меня до сих пор.

                Александр Косульников               г. Москва.               1.06.2020.     20-35.

Продолжение следует....


Рецензии