Савгар

Города призраки Руси, России, СССР.
====================================
     Город этот хазарский часто ассоциируют с городами Салтов и Сарада. Рыбаков отмечал некоторое лингвистическое сходство в именовании этих городов. Известно, что грузины называли осетин савиарами, из чего можно сделать вывод, что город Савгар был основан этими савиарами, а может и савирами.
     Археологи и историки, изучая города Хазарии, так и не сошлись во мнении, где именно находился город Хазарии Савгар. Известно только, что возник он вместе с формированием Хазарии в 8-м веке, а в истории начал появляться в 9-м веке. С 12-го века город перестают упоминать в своих летописях историки.
     Есть версия, что к Савгару относится Нетайловское городище, которое расположено на левом берегу Печенежского водохранилища Северского Донца. Это городище расположено как раз напротив Верхнесалтовского городища.
     Основные Нетайловские культурные памятники, это могильники ямного типа, которые относят к тюркоязычным протоболгарам и к праболгарам 7-го века. Судя по огромному количеству могил, их больше 15-ти тысяч, город, находившийся здесь, был очень большой даже по хазарским меркам.
     Население здесь было разноэтничным, тут жило много купцов из самых разных стран: из Азии, из Северной Африки, из Панноннии, с Поволжья. Ремесленники занимались ремонтом и изготовлением различной сельскохозяйственной увари, изготовлением одежды из кож, были тут матера по украшениям.
     Город здесь расположился на торговом пути между Европой и Поволжьем, что соответствует описаниям положения Савгара, как города международной торговли.
     В Древнейшей Хазарии было много больших укреплённых городов. Савгар, по всей видимости, был одним из центров салтово-маяцкой культуры Хазарского Каганата.
     Начало Савгар как города с укреплениями можно отнести к середине 9-го века, это на сто лет позже, чем Салтов. Это было время окончательного формирования торгово-экономического уклада в Волго-Донском междуречье, носителями которого были аланы, булгары, хазары и савиры. В Донских степях происходит переход к оседлому образу жизни, к земледелию и ремеслу.
     К этому времени были созданы все поселения и города Хазарии, из которых Салтов, Савгар и Сарада отличались тем, что там не было никаких иных религий, кроме как тенгрианской. Цари, носители иудейства, сюда не приходили, зато Каган посещал другие города дважды в год, когда объезжал свои владения.
     В середине 10-го века Савгар упоминается в письме последнего царя Хазарии Иосифа, как город с активной торговлей и с искусными ремесленниками. Иосиф пытался заручиться поддержкой иудеев Испании с целью направить в Хазарию своих дипломатов, торговцев и купцов, поэтому старался представить свою страну в лучшем виде.
     В начале 10-го века арабский географ Ибн-Хордадбех, упоминает среди важных хазарских городов также Савгар, у которого крепкие стены, и который весьма богат.
     В конце 10-го века персидский автор "Худуд-ал-Алам" почти повторяет слова Хордадбеха, добавляя, что город, по всей видимости, был центром западной части Хазарии. Это, кстати сказать, не позволяет идентифицировать его ни с Сарадом, ни с Салтовом.
     И тот, и другой авторы дают два одинаковых списка десяти хазарских городов, среди которых повторяется и Савгар, это: Итиль, Семендер, Хамлидж, Байда, Беленджер, Савгар, Хтлг, Лкн, Сур, Масмада. Появление этого списка относят к концу 9-го века.
     Также, из древних летописных высказываний об этом городе можно сделать вывод, что через него проходили торговые пути между Европой и Поволжьем.
     Филологи и лексикологи часто делают выводы, что Савгар девятого века, Сарада двенадцатого века, Салтановский шестнадцатого века, Салтов 8-го века являются именованиями одного и того же города. Аргументируют они свои выводы тем, что у тюркоязычных племён буквы согласных "л" и "р" сливалось в один звук, поэтому в оригинале Савгар может соответствовать Савгалрту, а Сарада будет в оригинале Салрада, что почти одно и то же.
     В городе проживали люди самой разной этнической принадлежности, но особенное положение здесь занимали савиры, выходцы из Сибирских областей. По всей видимости, они и дали название городу, в соответствии со своей традицией называть свои города, отмечая в именовании городов своё этническое имя.
     Поскольку город находился на древнем торговом пути между Поволжьем и Европой, здесь строились каменные здания для постоянного проживания держателей торговых факторий западных купеческих союзов.
     Были тут жилые дома, как обычного типа для хазар, так и поздних типов  славян жилища в виде полуземлянок со столбовыми стенами выше земли. Были тут и юрты.
     После разгрома столицы Хазарии Итиля, город Савгар, как и все остальные поселения салтово-маяцкой культуры, приходит в упадок.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++


Рецензии