Декатрон

___________________________________
        Декатрон* — многоэлектродная газоразрядная лампа с холодным катодом, предназначенная для работы в цифровых схемах счётчиков, регистров сдвига, коммутаторов (коммутирующие декатроны), делителей частоты. Как правило, на одной лампе реализуется десятиразрядный (декадный) счётчик, от этого и происходит название лампы (дека-: десять). Декатроны были вытеснены полупроводниковыми интегральными схемами в 1970-е годы. Лампы-счётчики, в которых коэффициент деления отличен от десяти, также называются полиатро;нами
-----------------------------------
      - Капитан 2 ранга Тиханский Игорь Георгиевич был флагманским РТС
(радиотехнических средств) дивизии атомных подводных лодок СФ. На кафедру РЭЛ ВТ(радиоэлектроники и вычислительной техники) пришёл только в июле, а уже в сентябре читал нам лекции. Башковитый был мужик и как преподаватель - очень талантливый.

       Тема первой первой его лекции так и называлась: Декатрон. Физические и электрические процессы просходящие в декатроне во время воздействия на него ионизирующего облучения.

       Дело в том, что декатроны применяются в дозиметрических приборах, которые применяются на подводных лодках и надводных кораблях
для учета ионизиоующего воздействия на личный состав в случаях радиационной аварии(утечек радиоактивной воды из второго контура
атомного реактора) а так же в случае применения противником ядерного оружия.

       Здесь я отошлю читателя к Александру Покровскому.Да!Да!Почитайте для повышения общего образовательного уровня.Александр есть на проза.ру. У Саши много написано про атомные подводные лодки.

     Вот и мы на первой лекции узнали все про декатрон. Только принципа работы лампы я не мог усвоить. Должен Вам сказать, я реально успевал на "хорошо" и "отлично", а тут- заело. И на картинку смотрю и в конспект заглядываю. И в учебник который раз заглядываю, но ни "гу- гу". Тогда я первый раз понял, что значит фраза"ни в зуб ногой".

    Первый урок пары РЭЛ ВТ подходит к концу, а мне непонятно.

- Кому не понятно как работает декатрон?- Спрашивает капитан 2 ранга Тиханский. Я поднимаю руку и говорю,: - Мне, товарищ преподаватель.

       В третий, в пятый, в девятый раз капитан 2 ранга Тиханский обьясняет мне принцип работы декатрона, а я не понимаю. Не понимаю и всё! И тут класс начинает возмущаться, дескать, потом ему обьясните. Пусть он на факультатив запишется, если ему не понятно. Не должен же коллектив страдать из-за одного непонятливого.

        И тут наш педагог преподал нам урок, который я запомнил на всю оставшуюся жизнь.Он вдруг неожиданно скомандовал:Класс!Встать! Смирно! Все выполнили его команды. А он продолжил: Вольно, сесть! Мы сели...


       А теперь я всем хочу поставить в пример этого курсанта, - продолжал  нас удивлять Тиханский. Я здесь, чтобы научить каждого. И если кому будет непонятно, то я тридцать, сорок раз повторю. И правильно будет вовремя признаться, не струсить, непонимающему. Зато потом, он знать будет.

       Его прогноз оправдался на экзамене. Мне попался пятый билет. И первым вопросом был:  Декатрон. Физические и электрические процессы просходящие в декатроне во время воздействия на него ионизирующего облучения.

        Я доложил, что готов к ответу без подготовки.- Начинайте ответ со второго вопроса,- распорядился преподователь. И после трех моих предложений, капитан 2 рага Тиханский
остановил меня словами: Достаточно!
За ответ по билету Вам оценка-  Отлично!

         Запомнил я тот урок про декатрон на всю жизнь. И у кого не было такого урока в жизни, запомните этот случай. И те кому ещё учиться и те, кто учит  , либо будет учить, ЗАПОМНИТЕ!

-----------------------------------
*Дека- по-гречески десять. Лев Борисович Мельников учил нас на уроке химии считать по гречески до 10: Мета, это, пропа, бута, пента, гекса, гекта, окта, нона,"Дека"- поцелуй в жопу грека!
-----------------------------------


Рецензии