Асы кубанского неба ч. 33
За 2 месяца до начала войны 55-й иап, где служил Покрышкин, летавший до этого на И-15 и И-153, был перевооружён на МиГи. Александр Иванович взлетел на новой машине одним из первых, оценил достоинства, указал на опасный конструктивный дефект, устранённый позднее в серии. 23 июня при разведке переправ через Прут его пара встретила пятерку Ме-109. Отбивая атаку на ведомого, на выходе из пикирования короткими очередями Покрышкин зажёг одного из «мессеров». Завороженный видом своего первого поверженного врага, он сам попал под удар немецкого истребителя, но ушёл на бреющем и посадил повреждённую машину на свой аэродром. Лётчик был сбит над Прутом огнём зенитной артиллерии 3 июля, одержав к тому времени не менее 5 побед в воздухе на МиГ-3, проведя десяток штурмовок на И-16 и заслужив... нерасположение комдива, углядевшего в его действиях строптивость. Находясь в санчасти после приземления подбитой машины на лесную опушку, он завёл тетрадь, озаглавив ее "Тактика истребителей в бою". Эти заметки, вырезки, схемы стали началом покрышкинской науки побеждать, к сожалению, всё это достояние не издано сколько-нибудь полно, но по своему влиянию на судьбы тысяч людей, на сам ход воздушной войны, оно не сравнимо ни с какими другими теоретическими построениями или практическими указаниями. (Эта тетрадь была сохранена М.К. Покрышкиной и передана ею в Центральный музей ВС). Вскоре Александр Иванович вновь участвует в боях, вылетает на штурмовку и ведёт разведку и вновь 5 октября его подбивают.
Приземлившись в поле, он пытался вывезти свой истребитель на грузовике, но, оказавшись в окружении, был вынужден сжечь его. С боями во главе группы красноармейцев летчик вышел к своим. Фронтовая слава А.И. Покрышкина опередила его официальное признание. По возвращении в часть ему поручают переучивание молодежи с И-16 на МиГ-3. И по личному распоряжению комполка В. Иванова он знакомит пополнение с тактическими находками, автором которых был сам: с разомкнутым боевым порядком, с прицельной атакой сверху на большой скорости - так называемым "соколиным ударом", с эшелонированием по высоте... В ноябре 1941 г. в сложнейшем полёте в условиях ограниченной видимости, когда нижняя кромка облаков опускалась до 30 метров, в районе Новочеркасска ему удалось обнаружить немецкую танковую группу ген. Клейста. От каких потерь избавили тогда Красную Армию мастерство и зоркость одного из её летчиков! Значимость совершенного им была слишком очевидна, и Покрышкин получил за свой поиск первую награду - орден Ленина. В июне 1942 г., когда 55-й иап стал 16-м гвардейским, а эскадрилья, где летал Покрышкин, была перевооружена на истребители Як-1, на новой машине он сбил очередной Ме-109 в первом же боевом вылете. В конце декабря, до вывода полка на переформирование, Покрышкин сбил на "яке" не менее 7 самолётов противника (2 Ю-88, Ме-110, 4 Ме-109). Весьма характерным для него был перехват над Кропоткином, когда, взлетев во главе пятерки, он лично сбил 3 Ю-88, еще 2 Ме-110 сбила пара А. Федорова. По приземлении Покрышкиным было доложено, что каждый из лётчиков, участвовавших в вылете, сбил по одному самолету противника.
Однако самыми страшными для него оказались не "мессера" и "юнкерсы", не туманы и зенитки, а зависть и злобная мстительность. Давнее недружелюбие штурмана полка Н. Исаева, ставшего командиром в конце 1942 г., помноженное на угодливую подлость, чуть было не стоило Покрышкину жизни: его вывели за штат полка, отозвали представление к званию Героя Советского Союза, исключили из партии, направили дело в трибунал. И ведь речь шла о лётчике, проведшем полтора года в непрерывных боях, совершившем около 400 боевых вылетов и фактически сбившем в воздухе около 20 самолётов противника! Любовь медсестры Маши, встреченной им летом 1942 г. и ставшей впоследствии его женой, спасла Покрышкина от отчаяния, от себя самого, а заступничество вернувшегося из госпиталя комиссара полка М. Погребного избавило его от неправедного суда. Переучившись в 25-м зап и в марте 1943 г. получив в Тегеране "Аэрокобры", 9 апреля полк приступил к боевой работе с Краснодарского аэродрома. Начиналась Кубанская эпопея. Поистине звездной стала для Покрышкина весна 1943 г.- воздушное сражение на Кубани. По концентрации самолётов и плотности воздушных боёв оно было самым напряжённым во второй мировой войне: за 2 месяца здесь сбили более 800 немецких самолётов. Официально Покрышкин сбил над "голубой линией" 16 самолётов врага, а фактически около 30 (12-15 Ме-109, 4-6 Ю-88, 9-13 Ю-87, 2 ФВ-190). Здесь же лётчик-ас проводит несколько выдающихся по результативности боев. В памятный день, 12 апреля, в р-не станицы Крымской он сбил 4 Ме-109. К счастью, свидетелем этого боя был ген. К. Вершинин, и Покрышкину не только засчитали сбитые машины, но и наградили вторым орденом Красного Знамени.
Позднее он уничтожил ещё 3 немецкие машины и довёл число сбитых за день самолётов до семи. За исключением полулегендарного боя А. Горовца, история советской авиации не знает таких примеров. Через несколько дней Покрышкин сбил три Ю-87 в одном бою, а в конце апреля в составе восьмерки, разогнав 3 девятки "лаптежников", сбил 5 (!) из них. Атаковал он излюбленным "соколиным ударом" - сверху, на высокой скорости, с крутым переменным профилем пикирования, чтобы затруднить прицеливание стрелкам. 5 мая Покрышкин совершает первый вылет на новой "кобре" с бортовым номером 100, сменив свою старую машину с "несчастливым для них" номером 13. В результате напряжённых боев на Кубани значительная часть авиации обеих сторон оказалась выбитой, на этом участке фронта наступило временное затишье. На совещании, собранном ген. Вершининым, где присутствовали наиболее отличившиеся летчики, командный состав и работники штабов ВВС, Покрышкин обнародовал свои тактические находки: "этажерку" из самолётов в порядке пар, сдвинутую в сторону солнца (этот порядок обеспечивал преимущество в боях на вертикалях), обосновал необходимость патрулирования на высоких скоростях, что шло вразрез с инструкциями. Здесь же он выступил с критикой старого приказа об обязательном подтверждении сбитых фашистов наземными войсками. К счастью, его выступление нашло отклик не только среди присутствовавших лётчиков, но и у командования. Вскоре в 4 ВА, а через некоторое время и во всех ВВС официальным подтверждением факта победы согласились считать также донесения лётчиков и стрелков - свидетелей воздушного боя.
Трудно переоценить влияние Покрышкина на молодых летчиков, с пополнением прибывших в полк в июне 1943 г. Большинство из них не были новичками, но чаще имели печальный боевой опыт. Отобрав наиболее подготовленных и хорошенько их "облетав", он повел вновь прибывших на боевое задание и, в первом же бою, в одной атаке лично сбив пару Ме-109, создал условия ещё для нескольких побед вдохновленных им летчиков. С августа 1943 г. 16-й гиап участвовал в боях на Миус-фронте, на реке Молочной, над Чёрным морем, над Днепром. 24 августа Покрышкину было присвоено звание дважды Героя Советского Союза. В боях на юге Украины Покрышкин сбил 18 "юнкерсов" (7 Ю-88, 6 Ю-87, 5 Ю-52) и Ме-109. Среди сбитых - 2 высотных разведчика Ю-88. Среди особенно победоносных и яростных - бой в районе Большого Токмака 23 сентября 1943 г. Утром Покрышкин в паре с Г. Голубевым вылетел на "охоту". Обнаружив над линией фронта изготовившихся к бомбометанию "лаптей", стремительно атаковал их; одного сбил, ещё двух повредил и вынужден был принять бой с истребителями прикрытия. В следующем боевом вылете во главе четвёрки, заметив группу Ю-88, он пропустил её в тыл, набрал высоту и, зайдя со стороны солнца, стремительно атаковал. Смущённый жёлтыми бликами на крыльях бомбардировщиков: так рефлектируют иногда красные звезды, он, подав команду "не стрелять", прошёл вперед, но, заметив кресты на крыльях, мгновенно выполнил резкую петлю и, оказавшись позади лидера вражеской группы, прошил его пушечной очередью. Тот взорвался, а самолёт Покрышкина проскочил через эпицентр мощного взрыва, чудом оставшись невредимым.
Соседнему "юнкерсу" повезло меньше: от попадания обломков он загорелся. Самообладание - важнейшее качество аса, и, едва выскочив из огненного облака, Покрышкин вновь совершает предельно короткий разворот и вновь атакует. Бомбёр, огрызаясь длинными очередями, пытается уйти крутым пикированием, но после повторной атаки покрышкинской "кобры" из пике уже не выходит... Этот бой проходил на глазах сотен людей, о нём оставлены десятки воспоминаний и написаны картины, и всё же четвёртого "юнкерса", сбитого им в тот день, Александру Ивановичу не засчитали; комполка счёл его "самозагоревшимся". В ноябре, используя подвесной бак, Покрышкин ведёт "поиск и уничтожение противника на воздушных коммуникациях" над Чёрным морем. В четырёх "охотах" он сбивает пять Ю-52. Трехмоторный "юнкерес", вооруженный несколькими крупнокалиберными пулемётами, был серьёзным противником, ну а низкая плотная облачность, штормящее море и сильный порывистый ветер делали условия "охоты" предельно сложными. Обнаружение же одиночных машин над морем, в условиях ограниченной видимости и нелётной погоды, может быть объяснено, пожалуй, лишь гением лётчика. В начале февраля 1944 г. гвардии подполковник Покрышкин был вызван в Москву в отдел кадров ВВС, где его поздравили с назначением начальником отдела боевой подготовки истребительной авиации. Он отказывается, не помогают ни уговоры, ни попытки соблазнить его московским генеральством. В конце марта, после гибели Л. Шестакова, Александру Ивановичу предлагают стать командиром "маршальского" 176-го гиап, но он рвётся к своим, в Черниговку, в пропахший бензином, маслом и порохом ревущий мир самолётной кабины и аэродрома.
Продолжение следует в части 34 http://proza.ru/2021/01/02/1015
Свидетельство о публикации №220061500209
Олег Каминский 15.06.2020 06:34 Заявить о нарушении
Николай Мринский 15.06.2020 17:35 Заявить о нарушении