О поэтическом сборнике Вячеслава Артего

     Артего В. Проездом через родину… Стихи. – Коломенское, Серебро Слов, 2020. – 76 с.

     «Проездом через родину…»

     Когда-то великий Лев Толстой говорил: «Поэзия есть огонь, загорающийся в душе человека. Огонь этот жжет, греет и освещает. Настоящий поэт сам невольно и страданьем горит, и жжет других, и в этом все дело». Именно так можно сказать о поэзии питерского поэта и художника Вячеслава Артего.
     Артего – это псевдоним поэта Егорченкова Вячеслава Владимировича, 1964 года рождения и родом из живописного города Выкса Нижегородской области. Именно здесь и сформировалась уникальная и неугомонная личность творца – любителя экстремального спорта, художника-живописца, дизайнера-оформителя, предпринимателя и публициста, прозаика и поэта.
   «Я связан нитью с предками,
   Корнями вросшей в родину,
   Хотя, брожу проспектами,
   Казалось, счастлив - вроде бы...» («Проездом через родину»).

    Но это видимая часть айсберга личного счастья Вячеслава. Мне довелось познакомиться с его творчеством почти десять лет назад на одном из литературных сайтов, когда он готовил к изданию свой первый поэтический сборник «Реанимация души» (2011г.). И сразу поразила искренняя и резкая, неординарная и откровенная, настоящая мужская поэзия Вячеслава, в которой личное «Я» тесно переплетается с душой лирического героя: «Я не шелковый, я не бархатный, / Я колючий, как рыба ёрш» или «Смотрю на этот мир не как другие...», а порой совсем откровенно: «Не так живу, не так дышу, не так пишу, / Такое чувство, что всё время я мешаю...».
     За несговорчивость судьба не стала благосклонна к поэту: «Вся жизнь моя клинический спектакль, / один актер, а зрителей навалом…», «В душе бунтует прадед подпоручик, / меня ж родили - перепутав век...».
    «Но что ж поделать, такова судьба,
    что толку умолять за это бога,
    не долетит безбожника мольба
    и колеёй в душе останется дорога...» («Колея»)
или
    «Судьба меня вела посередине,
    не задевала крыльями краёв,
    поэтому я жив ещё по ныне,
    поэтому жива моя любовь...». («Самый лучший ученик»).

    Как пронзительно! После всех тягостей жизни любовь в этом человеке жива, хотя и…
    «Жизнь мне била под дых не стесняясь и не сожалея,
    что порой я от боли вздохнуть и подняться не мог,
    но вставал во весь рост, зная то, что мне будет больнее,
    если в мире бездушном останусь совсем одинок...»
    («Мятежная заря…»).

    И жизнь не раз била поэта, завязывала его пути-дороги в узелки. Спустя годы она забросила Вячеслава Егорченкова в деревню Горбунки Ломоносовского района Ленинградской области. И теперь Питер стал родным домом поэта. Новые встречи и знакомства, новые ощущения и новые вехи в творчестве поэта и художника. К моему юбилею Вячеслав преподносит мне удивительный подарок - пишет портрет и высылает по почте через всю Матушку-Россию. Поступок, достойный настоящего друга, истинного творца, художника и поэта. В эти же годы у Вячеслава рождается первый исторический роман и выходит книга прозы «Золотой олень» (2018г.).
    А поэзия Вячеслава Артего стала более глубоко отражать его личностное восприятие мира и объективные реалии, которые, прорастая из быта, формируют бытие. Теперь его поэзия не только лирична, мелодична, но и гражданственна своим неравнодушием. Как и подобает настоящему поэту, Вячеслав не впадает в мрачное уныние, хотя, прекрасно видит несовершенство мироздания, его неустроенность и неуют, усугубляемые духовной ущербностью, гордыней и безразличием.
    «Меня несет без обходных путей
    Я лезу напролом, как угорелый,
    Бегу вперед от скорбных новостей
    И черное пытаюсь красить в белый». («Успеть бы…»)

    Талантливый поэт стремится уходить от штампов, пытается найти новые образы и сравнения, ищет нестандартные формы стихосложения. И это ему удаётся. Со временем поэт переосмысливает прожитое. В поэзии Вячеслава за последние пять лет меньше «задиристых» эпитетов и образов; меньше ультиматумов, а больше размышлений. Его поэзия приобретает философский характер, а отсюда совершенно другое отношение к любви и близким людям, природе и окружающему миру, друзьям и попутчикам жизни. Сегодня Вячеслав обращается к читателю, как к самому себе: «Когда не веришь, то не притворяйся, / когда поверил, то не проверяй»…, / «Когда расстался, не просись обратно, / когда предал, то не кричи что друг…», / «Когда прощаешь, то не ставь условий, /простить не можешь, лучше уходи…».
И на этом фоне как пронзительно звучат стихи о любви:
    «Любил ли я? Не спрашивай, не надо...
    Не надо слов, ты знаешь всё сама...
    За что мне Бог послал тебя в награду?
    Ты моё счастье, но и горе от ума...»
    («Годы-журавли»).

    А как своеобразна и образна пейзажная лирика поэта, дожившего до седин:
    «Венчалась осень с бабьим летом у реки,
    кричали чайки журавлям прощаясь с летом,
    с берёз слетали золотые мотыльки,
    слетались музы в души стаями к поэтам...». («А что поэтам нужно?»).

    И всё же, переосмысление прожитого, личное ощущение Родины и своего места в ней – главная линия сегодняшней поэзии Вячеслава Артего:
   «Я выбираю родину, где вечности покой,
   Там где рябины гроздьями горят в душе с тоской.
   Там где березы девицы, глядятся в гладь пруда,
   Буду опять надеяться, что попаду туда...». («Я выбираю…»).

   «Россия, скорее всего единственная страна, где до сих пор продолжают разрабатывать просторы Родины лжеродственники незабвенных героев, артистов, политиков и даже монархов, чьи генеалогические древа разрастаются плантациями пальм на берегах мечты великого комбинатора. Забывая историю, мы так и будем спотыкаться о её корни, вечно повторяя ошибки прошлого», - пишет Вячеслав во вступлении к своему историческому роману «Золотой олень».
   Уже нет стремления к высшему, а есть понимание сегодняшнего и предстоящего:
   «Ничего в этой жизни прошедшей мне больше не надо,
   чтоб замкнуть на себе разорвавшийся временем круг…».

   А к своим друзьям и любимой он обращается:
   «Напои меня росами вдоволь,
   чтоб по родине жажду унять,
   застели мне ромашками поле,
   если я соберусь умирать...».

   И особенно пронзительно звучат строки:
   «Проездом через родину,
   Дорогами на кладбище,
   Когда-нибудь - "свободному"
   Дадут и мне пристанище...». («Проездом через родину…»

    Уверен, что новый сборник стихов питерского поэта Вячеслава Артего не оставит равнодушным мыслящего читателя любого возраста, небезразличного к современной образной и неординарной Поэзии.

   Николай Дик – публицист, прозаик и поэт, член Союза писателей России, Союза журналистов России, Межрегионального союза писателей и Международного союза писателей и мастеров искусств.
    Июнь 2020-го.


Рецензии