179. Суббота для человека или человек для субботы?

Вопрос возрастом около двух тысяч лет. В смысле - "по паспорту" около двух тысяч лет, а так-то, наверное, он актуален аж с моисеевых законов.

Помню, когда только стала ходить в церковь, меня аж наизнанку выворачивало от идеи "в воскресенье ничего делать нельзя". Как так? Вот я - юрист, привыкший каждую свободную минуту растворяться в любимом хобби (рукоделии), благо хобби это многогранно, непознаваемо, увлекательно и творчески позитивно-конструктивно, то есть - неохватная нива для арт-терапии души, болеющей от юриспруденции.

И вот меня фактически вынуждают отказываться от этого по воскресеньям. От отдушины, ниши, глотка свежей воды... Ради чего? Ну, понятно, с утра сходила на литургию, потом какое-то время посидела в тишине, перебирая в памяти - какую сегодня пели Херувимскую? Какую "Блаженны"? А больше все равно ничего непонятно, а музыкальное недообразование дает возможность не только слушать, но и петь, то есть, сама литургия - это достаточно "вкусно", но... А дальше-то что делать? Целый воскресный день? На диване лежать?

Еще хуже дела обстояли со днями причащения: рекомендуется в этот день в принципе пребывать в тишине внешней и внутренней, а - как? Есть же мобильники, подруги, родственники. Мне на них гавкать, мол, да пошли вы в сад, я сегодня Христовых Тайн приобщилась, мне с вами низя?

Балансировка между инерцией "всей моей жизни" и чем-то принципиально новым, приятным, но пока непонятным.

Выход нашелся сам собой: если ничего "низя", то читать-то всегда "моно", и вот, раз за разом перечитывая Евангелие, пришла к выводу каком-то такому странному: что такое "день субботний" по ветхому праву? Это ситуация "я нажала на кнопку и кофемолка заработала". Кофе вырастил кто-то, кто-то его собрал, кто-то придумал кофемолку, а я нажала на кнопку, и она - работает. Мне нужно совать в нее пальцы, чтобы чем-то помочь процессу перемалывания кофе? А зачем? Есть отлаженный механизм, специально придуманный для того, чтобы перемалывать кофе, я нажала на кнопку и стою, отдыхаю (а не в ступке толку зерна пестиком).

Это - ветхозаветно-субботний отдых, когда образ полностью работоспособен, и доминанта образа - отдыхает, наслаждаясь плодами собственных трудов. Разница в масштабах: у образа "мироздание" доминанта - Господь Бог Саваоф, а у образа "молотый кофе" - доминанта я, потому что именно мне захотелось молотого кофе.

И вот - другой образ: ветхозаветный храм. Дом молитвы. Задача - вознести Богу хвалу. Кто доминанта этого образа? Кому захотелось, чтобы Богу возносилась хвала? Исторически - Господу Богу. Не Давиду, храм захотевшему, не Мелхиседеку, десятину учредившему (?), не Моисею, скинию соорудившему. Это захотелось Господу Богу, и отнюдь не для того, что Он без этого жить не может, нет - Ему это захотелось, чтобы прочная установившаяся связь Бог-люди переменилась с "вражда" на "любовь".
Бог не в состоянии иметь врагов, Он - Бог, но люди в состоянии враждовать с Богом, как, например, баран, с разбегу бодающий столетний дуб.

Доминанта образа "вознести хвалу Богу" в ветхозаветном храме - Господь Бог Саваоф. И вот ситуация: приходит в храм человек, хвалу вознести не могущий, потому что он очень сильно обделен по сравнению с другими людьми. Например, ходить не может, или слеп от рождения, или рука - "отсохла". Толпами приходят здоровые, сильные, упитанные, в шелковых одеждах, приходят, тут же на месте покупают жертву, ни разу не замарав рук, чтобы ее вырастить (овцу. Или голубя хотя бы), а вот он, убогий, даже на еду не в состоянии заработать, потому что имеет телесные недуги, препятствующие этому. Голодный, обиженный, обозленный... Какая тут хвала Богу?
И Иисус Христос просто это чувствует. И Его "тянет за душу" этот человек. И Он просто берет и - исцеляет. Для того, чтобы все, кто в субботу пришел "помолоть кофе", могли единомысленно "нажать кнопку и насладиться образом".

И именно за нечувствительность к страданиям ближнего Он и выпорол ветхозаветную церковь. Это же - элементарно: как может быть ТЕБЕ хорошо, когда рядом с тобой кто-то столь явно несчастен?

Что происходит по воскресеньям сейчас?

За две тысячи лет образ восхваления Бога в храме очень сильно изменился. В-главных, теперь хвалу возносят Богу в Троице: Отцу Вседержителю за сотворенное мироздание, имже насладаемся еси; Сыну - за спасение наше от дьявола; Духу Святому - за освещение пути к вечной жизни в блаженстве. Церкви - за сынов ее, показавших, что не токмо Сын Божий в состоянии стать благим, но и самые обычные люди, рожденные во гресех.

Соответственно, и "кнопку" нажать сейчас гораздо сложнее, потому что - а ЧЕМ я могу из всего этого насладиться?

Вариантов столько же, сколько святых в святцах, и у каждого своя индивидуальная судьба (хотя и по "общему трафарету" - крестному пути Иисуса Христа): мученичество, страстотерпчество, юродство, преподобность, целительство, просветительство и многое-многое другое... "Пусть меня научат"...

Очень и очень много накопилось за две тысячи лет "кнопок". И у каждого образа, составляющего единое целое - своя доминанта (целительство - евангелист Лука, богословие - евангелист Иоанн, чудотворение - евангелист Марк...), таково свойство Святаго Духа, лепестки которого в пятидесятницу сошли на каждого индивидуально.

И - на какую "нажимать" в воскресенье? И - как, главное? Вот тут - маленькая щелочка во что-то вразумительное в смысле совмещения земной и духовной природы человека: свой крест. У каждого. Свой, индивидуальный.

По будням мы носимся, как белка в колесе, накручивая километраж жизни, а по воскресеньям - рассматриваем это самое колесо: чем оно отличается от соседского? Как смазать, чтобы не скрипело? Может, резьбу сделать художественную? На скорости незаметно, но самому приятнее, когда резное... А вот я бы люминофором покрасила, чтобы в темноте светилось...


Рецензии