Вермеер. Аллегория веры

   Ян Вермеер.Аллегория веры. 1670—1672.Холст, масло. 114,3 ; 88,9 см
  Метрополитен-музей, Нью-Йорк

      Полотна Вермеера «Аллегория живописи» и «Аллегория веры» являются парными картинами, отражающими распространившееся под влиянием итальянского академизма в Нидерландах на исходе «золотого века» увлечение холодными интеллектуальными аллегориями.

      В картинах такого рода важную роль играет смысловой «подтекст», практически все предметы, изображенные в полотнах аллегорической тематики, несут в себе определенное символическое значение. Несмотря на тяжелое финансовое положение, Ян Вермеер не расставался с этими картинами до самой смерти.

    Расположенный на первом плане богато расшитый занавес, похожий на шпалеру, вводит зрителя в сцену, отображающую воплощение Веры. Она окружена символическими атрибутами, почерпнутыми в знаменитой книге Чезаре Рипы «Иконология», переведенной  в середине XVII в. на голландский язык. Белый и голубой цвета - очевидное олицетворение чистоты и истины.

    Смысловой строй композиции Вермеер начал внизу картины, где изображена змея придавленная камнем (змея-символ сатаны, камень — Иисуса). Глобус олицетворяет собой весь мир и человечество над которым находится женщина, как символ веры и чаша для причастия на столе.
    
    На стене помещена репродукция картины антверпенского живописца Якоба Йорданса «Распятие»,  с присутствующим на ней Иоанном Богословом, как образ премудрости.  Сверху головы находится шар, что представляет собой воплощение мудрости дарованной Богом и тем самым завершает диагональ композиции.

     Распятие, кубок и Библия, помещенные на столе, расположенном рядом с девушкой, подчеркивают основополагающую роль в католической религии таинства Евхаристии и жертвы Христа.

   Яблоко, лежащее у ног Веры, согласно христианской традиции представляет запретный плод из райского сада, сорванный Евой, искушенной змеем, и поэтому ставший символом грехопадения человека и смертного греха.

     Мир находится под ее юбкой и стопой правой ноги, что призвано было донести идею несостоятельности мира без веры, поскольку ничем не закрепленный шар просто покатится.
      
   Вермеер этим подчеркивает, что человечество достигнет мудрости через веру и любовь к Христу. Женщина изображена с рукой на сердце и взглядом, направленным на распятие на стене, что говорит о любви и стремлении к Богу всей душой.
    
     Однако, многие исследователи его творчества подчеркивают, что эту задумку он не смог реализовать сполна, поскольку при первом взгляде на женщину — она вызывает жалость и словно пребывает в отчаянии.

        В 1931 г. была передана по завещанию из частной коллекции Майкла Фридсема  в Метрополитен-музей, где находится по настоящее время. До этого долгое время выставлялась в Маурицхёйсе, будучи собственностью директора музея Бредиуса. Последний приобрёл её в 1899 г. у московского купца Дмитрия Щукина, который, в свою очередь, получил её от И. С. Остроухова как работу Эглона ван дер Нера.


Рецензии