Век некинопленки

Взглянем на вещи реально. Сегодня самый слабый смартфон предлагает возможностей больше, чем люксовый фотоаппарат в середине прошлого века. Цифровизация упростила процесс фотографии. Сейчас уже не нужно заправлять фотоплёнку в фотоаппарат, потом проявлять ее, возясь с проявителем и фиксажем, с печатью на фотобумаге. Фотоувеличитель современному поколению next представляется совсем непонятным аппаратом. Аналогичная картина и с кино. Нет, Голливуд по прежнему снимает фильмы на целлулоидную проверенную пленку. Но массовый потребитель вместо жужжащих кинокамер на пленке "8 супер" давно снимает на смартфоны. Цифровизация кардинально упростила фото и кино. Теперь каждый, при наличии смартфона или другого оборудованного видеокамерой гаджета может снять фото или  видеофильм. И сразу транслировать их в Интернет. А цифровизация звукозаписи? Я ещё помню бобинные магнитофоны, потом: кассетники. На Радио Свобода записал множество программ на минидисковый рекордер. Помню, советовался с звукорежиссёрами: как лучше записать звук, а потом - микшировать его. Каждая программа была образцом высокого аудиокачества. Теперь повсеместно высокий стандарт противопоказан: всё записывается на встроенные в смартфоны микрофоны, диктофонная запись в формате mp3 стала невкусной, если это слово применимо к аудио. Поток цифровизации сделал век некинопленки веком кустарщины, халтурщины и агрессии. Творчество исчезло как класс вместе с профессионалами фотографии, операторского искусства и звукорежиссуры. Сделать фото? Нет ничего проще: секунда, и фото готово, оцифровано в фоторедакторе и распечатано на принтере. Мало кто из обычных пользователей размышляет над композицией кадра, игрой освещения, тем, что называется экспозиция. В век некинопленки фотография практически лишена творческого компонента. Также, как и многочисленные видео, которых пруд пруди на YouTube.

У киношников есть выражение "пустой дубль". Это когда для экономии пленки режиссер заставляет играть сцену на якобы работающую кинокамеру, но пленки в ней нет. А при цифровизации можно снять и пять дублей, цифровой носитель не так дефицитен, как целлулоид. Но это, при всех достоинствах, снижает профессионализм и результат творчества. Один молодой фотограф, снимая на фотоаппарат стоимостью в пару тысяч долларов для газеты, "завалил" горизонт, снимок был отвратительный в плане композиции. Но фото, которое в советской редакции сразу бы забраковали, в век некинопленки немного подредактировали в фотошопе и использовали для иллюстрации. Удивительно, но в век некинопленки фотографы перестали делать дубли. Они довольствуются парой фото, предпочитая "вытягивать" низкопрофессиональные фото с помощью фоторедакторов.

Цифровизация отразилась и на печатном слове. Появились программы по компиляции текстов для блогов и сайтов, для написания материалов в СМИ. Но творчество заканчивается, если нет вдохновения, и все отдано пусть даже такой модной цифровизации. Очевидно, что и агрессии в обществе стало больше из-за цифровизации всего и вся. Многие разучились писать авторучкой, предпочитая стилус или клавиатуру ПК. А ведь каллиграфия, особенно: перьевой ручкой, по информации учёных, способствует повышению интеллекта.

Эпоха микросхем и mp3 оставила ретроградам катушечные магнитофоны. Даже минидиск воспринимается как извращение. Индивидуальности не в моде в эпоху некинопленки. Это как левайсовские джинсы восьмидесятых: добротно и качественно, но на улице в такой винтажной одежде будешь выделяться из толпы. В век некинопленки превалирует однообразие. Совсем как современные телесериалы: можно начать смотреть с 111 серии, а сюжет будет вяло течь, заставляя зевать у телевизора.

Иногда думаю, что из-за цифровизации среди населения стало много сумасшедших и неадекватов. Сознание многих не справляется с монотонной кустарщиной и просто дерьмом, которое под видом культурных ценностей "сливают" с ТВ, экранов кинотеатров и из интернета. Настоящее искусство ушло в подполье или диссидентский запой. На халтуре и низкопробщине гении не воспитываются.


Рецензии