Глава 3. Ада Малинина. Уроки хорошего тона

ЕВГЕНИЙ ПОТТО

ЭТУ ПЕСНЮ ЗАПЕВАЕТ МОЛОДЕЖЬ (ПОВЕСТЬ)


ГЛАВА 3

Входят Ада, младшая сестра Киры, и согнутая старушенция, преподавательница хороших манер.

Важное лицо. Ада Малинина.
Тридцать два года. Техник районного бюро инвентаризации. Окончила два курса театрального училища. Была трижды замужем. Внешность - выдающаяся; красивое артистическое лицо, подвижные меняющиеся глаза, среднего роста, отлично сложена, эффектные движения, заразительно смеется. Живет с родителями в типовой трехкомнатной приватизированной квартире. Против воли родственников убегала два раза из дома к любимому человеку в Харьков и в Италию. Хобби: ведет переписку по интересам в Интернете, ездит на встречи; просматривает  на видеоплеере фильмы-призеры мировых кинофестивалей, ведет в бывшем дворце пионеров занятия по дифиле. Считает, что вся ее жизнь - преодоление роковых вызовов. В детстве хорошо рисовала и мечтала стать художником-дизайнером. Знает наизусть многие стихотворения Ходасевича и на вечеринках грустно рассказывает их избранным субъектам: "... Ёлкич, милый, попляши! Ёлкич милый, милый, милый...", "... Вам который век не спится, мне лет семь не спится тоже."
Любимое высказывание: Остановите землю, я сойду.

Ада пододвигает старушке стул:
- Вот и добрались. Ваши любимые сырники и йогурт в этой коробке.
Преподавательница хороших манер приоткрывает коробку, ощипывает кусочек сырника и долго жует.

Важное лицо. Людгарда Христофоровна Старобельская.
Восемьдесят два года. Дочь известного ленинградского артиста. Окончила философский факультет Варшавского университета. Сын и дочь остались после развода с мужем, связи потеряны. Работала в Кракове, во Владивостоке, в Москве. В молодости считалась красавицей. Была склонна к крайней экзальтации. Живет у дальней родственницы. Почитаемые философы - Блаватская, Мережковский, Сартр. Любимые литературные авторы - Гомер, Монтень, Корнель, Дидро, Кафка, из наших - Екатерина Вторая, Нарежный, Белинский, Катков, Суворин, Притула. О смысле жизни не задумывалась с тех пор, как еще в молодые годы выяснила, что в жизни индивида эпохи слишком велико участие внешней социальной доминанты, при которой личность может только спастись, но не победить. О чем мечтала в детстве, не помнит. Везде за собой возила дореволюционное издание собрания сочинений Екатерины Второй. Считает, что жизнь удалась, за некоторыми маловажными исключениями. Когда была моложе, в частной беседе могла вдруг прочитать "Лягушку" З. Гиппиус:     или высказать парадокс в духе максим Шопенгауэра.

Преподавательница отодвигает коробку на край стола:
- Обрисуйте исходное состояние адепта.
Ада рассказывает:
- Видите ли, нам, родственникам, кажется, что в среде молодежного авангарда сия особа, - показывает на Аврору, -  приобретает несколько грубоватые манеры.
Преподавательница хороших манер осматривает Аврору:
- Это мальчик?
Ада смешливо смотрит на племянницу:
- По-моему, девочка.
- Подойди ко мне, ангельская душа - подзывает старушка Аврору.
Аврора подходит.
Преподавательница не довольна:
- Теперь отступи и подойди грациозно.
Аврора подходит повторно.
- Возьми красиво мою руку и поцелуй.
Аврора подходит и прикладывается к руке.
Преподавательница хороших манер с трудом поднимается и показывает нечто неопределенное:
- Держи руку красиво, и дамы, и свою. И не с видом приговоренного к гильотине...
Аврора повторяет движение.
Преподавательница хороших манер садится:
- Нет. Поди сюда.
Аврора  с обреченным видом подходит к преподавательнице, стоит, не зная,  что делать, затем наклоняется и хочет поцеловать руку.
Преподавательница хороших манер проворно переворачивает ладонь и хватает ее за нос:
- Не так!
Ада хохочет:
- Извините, я, кажется, забыла вас предупредить... Это не мальчик, это девочка...
Старушка спохватывается:
- Ах да. Конечно. Тренируем, дорогая, книксен - вежливое приседание, и предложение мужчине руки для поцелуя. Грациозно и с достоинством. Пробуем. На шесть счетов... Ра-а-аз, два-а-а... пя-я-ять...  Не ей руку! Мне!





Рецензии