Сувенир Из Братской Югославии

 ...В детстве не всегда получается правильно выбирать друзей. Потому что приходится выбирать из тех, кто рядом, а это далеко не всегда хорошие друзья, да и вообще по сути не друзья, а те, с кем вынужденно общаешься сообразно обстоятельствам, потому что в одном классе, или в одном дворе или просто больше не с кем играть, как в данной истории.

  На нашей подмосковной даче в те годы(конец восьмидесятых) было почему-то мало девчонок, моих ровесниц. Не знаю,почему, так уж сложилось.

  Одной из моих подруг, Аньке, было меньше лет аж на целых два года, а в детстве это существенная, если не сказать, огромная разница, а вот Катька Маврикина родилась раньше меня всего-то на каких-то пять месяцев, но зато была старше на целый класс, чем жутко гордилась и козыряла, называя меня "ещё малявкой", при том что была ниже меня ростом почти на голову.
Тем не менее, она была если не подругой в полном смысле этого слова, но всё же  товарищем по играм, да и дачи наши были рядом.

 И всё же далеко не всегда общение с ней было приятным, часто эта миниатюрная, похожая на куколку, девочка с белыми кудряшками и роскошной косой могла довести меня до слёз и истерики своими выходками.

 Мы ссорились чуть ли не до драки,  разбегались по своим участкам и не разговаривали друг с другом неделями.

 Но потом нам обеим становилось скучно, ей надоедало общество её старших сестёр, уже взрослых девиц, одна из которых была уже замужней дамой, и мне же тоже наскучивало одиночество, да и мою подружку Аньку, как "ещё маленькую", не всегда выпускали гулять с участка, либо в августе мама увозила Аньку "на море фрукты кушать", потому мы заключали с Катькой перемирие и продолжали играть вместе до конца каникул.

   Надо отдать ей должное, в вопросе  игр в куклы эта Катя была большая выдумщица, и потому играть с ней было интересно, это были не стандартные скучные дочки-матери "с ляльками в колясочках", а целые замысловатые сюжеты по мотивам прочитанных книг или просмотренных фильмов.

 Ещё она научила меня шить модные кукольные шмотки из любого текстильного рванья и обрезков , а также делать кукольную мебель и посуду из подручного материала , типа консервных банок и палок, что у неё  отлично получалось и было ценным качеством в советское время, когда например, кукла Барби с аксессуарами была недоступна большинству советских девчонок.

 Но при всех талантах и хорошенькой внешности у Катеньки Маврикиной была куча даже не недостатков, перечёркивающих все достоинства. А именно  самых настоящих пороков.

 Для начала, она постоянно врала, причём самое противное, что это враньё поддерживали и члены её семьи, например про некую потайную комнату на втором этаже их дачи, где хранятся какие-то навороченные заграничные игрушки, вроде говорящей куклы в человеческий рост в пышном белом платье, которое Катя и сама часто надевает.

"Что, правда есть потайная комната? И там правда говорящая кукла с тебя ростом? И платье пышное?"-переспрашивала я, и мне на этот вопрос отвечали "да" катины дед, бабушка, папа и старшие сёстры, а катина мама просто молчала в знак согласия.

 На просьбу же посмотреть хоть одним глазком на это чудо, Катя делала лицо оскорблённой принцессы и говорила, что это не для таких, как я, что это для хороших и красивых девочек.
Таких, как Катенька, разумеется. Что мол, "эта кукла и моя потайная комната-не твоего ума дело".
 И я никак не понимала, если это "не моего ума дело", зачем она мне хвастается этой потайной комнатой, этими игрушечными сокровищами и этой чёртовой куклой...

 Это были не просто её детские фантазии, выраженные словами. Это была попытка унизить, мол "у меня есть, а у тебя нет, и ты недостойна даже смотреть. "

  Ещё она часто смеялась над нашей дачей в один этаж вместо двух, что у нас не дом, а жалкий сарайчик, да ещё и дурацкого зелёного цвета, хотя как потом выяснилось, это называлось "финский домик", с двумя комнатами и застеклённой кухней-верандой, а вовсе не "сарай", ещё говорила что у нас ужасный и отвратительный не ухоженный участок, что там целый дикий лес с ёлками и берёзами, а вот у нее, видите ли, настоящий цветущий розовый сад. Тем не менее, она с нашего "ужасного леса" не вылезала целыми днями.

 Хвасталась, что у неё есть папа и у папы есть машина, а у меня ни того ни другого нет. Мои родители были в разводе и машины у нас не было.

 Ну а касаемо наших имён, так это у неё было любимое дело похвалиться тем, что ей посвящена песня про Катюшу, и что символ Московского фестиваля 1985 года, девочку в разноцветном кокошнике в честь неё назвали, и чуть ли не с неё рисовали. Внешне Маврикина совершенно не была похожа на эту фестивальную Катюшу, но имя да, не поспоришь... имя решало всё, а вот мне доставались только клички и дразнилки вроде "Мила в жопе мыло" и более безобидного слова "Милиция", но и это мне было  обидно до слёз.

 Катька даже говорила что мол " нет такого имени Милена, есть ЛюдМила и есть Лена, а у тебя не пойми чего! Ни рыба ни мясо! Не бывает такого имени!"


И поди докажи ей, что есть такое имя, Катя была всегда на все двести процентов уверена в своей абсолютной правоте. Даже если бы я ей стала доказывать,  что дважды два это четыре, она бы утверждала, что дважды два пять, а я просто глупая "малявка", которая не знает ничего.


 В общем, эта Катя Маврикина всячески пыталась доказать мне, что она лучше меня во всех отношениях, а я не просто "младше по званию", а просто... короче,  совсем никуда не годная.


 Как-то в начале лета Катька подарила мне маленькую немецкую куколку. Сказала, что дарит мне её на день рождения, потому что не смогла тогда, зимой, на мои десять лет, прийти ко мне на праздник, ибо уезжала с родителями отдыхать. Поэтому подарок на день рождения она дарит мне сейчас, в июне.

 А через месяц-полтора Катя нагло и цинично отняла подарок, заявив, что ничего она мне не дарила, а "просто дала поиграть", и хоть я ей пыталась напомнить её же слова о дне рождения, она всё отрицала с таким видом, будто я это всё "сама придумала". А я успела уже полюбить эту куклу, и проплакала весь вечер.
 
Да, я была выше и сильнее физически и могла в теории поколотить эту Катю одной левой. Но знала, что от этого мне же будет только хуже.

...Но всё это меркло в сравнении с тем, что эта девочка могла спокойно и без всякого стыда что-нибудь у меня не   то что отобрать, как ту куклу, а  просто... украсть.
 
 Я не раз замечала, что пропавшие у меня  вещи каким то волшебным образом, буквально в тот же день появляются у Кати. На мой вопрос "где ты нашла мою игрушку(куклу, мячик, прочую мелочь)?"  Маврикина смотрела на меня глазами невинной овечки и говорила что это ей "сегодня привезла мама, из Москвы", при том что мама её с дачи в те дни никуда не выезжала.
А если я говорила, что "на этом брелке такая же царапина, как на моём,  а на мячике стёрся один бок", Катенька с каменным лицом, как попугай,  повторяла одно и то же волшебное слово "совпадение".

 Когда дело касалось стандартных советских  штучек, вроде теннисного мячика, проволочного чёртика, брелка в виде зайца или копеечного пупсика из набора который всем девочкам нашего класса на восьмое марта дарили, ещё можно было с натяжкой сделать вид, что я поверила в этакое "совпадение".

 Хотя и так  было ясно, что вещи эти-мои, и пропали у меня не сами собой, а именно Катенька Маврикина "приделала им ножки" .

 Жаловаться взрослым было бесполезно. Катьку выгородили бы её любящие родители, или просто сделали бы вид, что они не ведут счёт дочкиным игрушкам, а моя бабушка, хоть и верила мне, зная, что я не буду вот так, почём зря, оговаривать свою подругу, тем не менее говорила:

 "Ты же не поймала её за руку? А не пойман-не вор!" И приходилось терпеть, глотая слёзы от обиды. И так продолжалось вплоть до одного случая...

 
  Среди игрушек и сувениров в моей детской коллекции выделялась одна нестандартная вещица. Изящная маленькая, не более 10 см в высоту игрушечка, зелёненькая пластмассовая свинка в балетной юбочке, милый сувенирчик, привезённый моей тёткой из братской Югославии.
 
 Катька давно уже обратила особое внимание на эту "миленькую хрюшечку", и всегда с радостью использовала её в наших играх. И после одного из Катенькиных визитов и нашей игры  по очередному просмотренному фильму я именно этой "милой хрюшечки" и не досчиталась.

 Нет, я даже не пошла к Катьке разбираться. Всё было и так понятно. Плавали, знаем, как говорится.

 Эта наглая дрянь САМА прилетела ко мне на следующий же день, сияя от радости...

"Миииилаааа! Смотрииии! Смотри что мне Юля из Москвы привезлаааа!"-радостно верещала Катька на всю дачную улицу. Она бежала мне навстречу, как будто сто лет меня не видела... на бегу трепыхалось её голубое платье и  роскошная светлая коса... Катька махала мне руками, в одной из них было что то зажато... я сразу поняла, что именно.


-Смотри, Милка, вот, мне сестра привезла Такую Же Зелёненькую Хрюшку! Точно Такую Же Как У Тебя!-запыхавшись от бега и крика, Маврикина показала мне... мой пропавший вчера сувенир из братской Югославии. Который эта самая сестра Юля ну 99,9 процентов просто Не Могла купить в Москве. Потому что такие свинки в балетных юбочках были выпущены к какому-то тамошнему, югославскому региональному фестивалю ограниченным тиражом.
 
 -Ой, ну надо же! Ну прямо один в один как моя! Даже вот здесь такое же пятнышко на юбочке!-изобразив удивление, сказала я, взяв  свинку и повернув её той стороной, на которой было это самое пятнышко.

 Катька опять что-то тявкнула про "совпадение", я сделала вид, что не слышала, и елейным голоском стала демонстративно нахваливать этот "подарок катиной сестры".

 Подвоха Катька не почуяла. Она,полагаю, была уверена, что я опять как бы "поверила" в её сказку о "совпадении", не  услышав в моих наигранно сладких речах металла...  она явно уже представляла, как я, обнаружив пропажу, буду истерить от собственного бессилия.

 Именно в этот момент в моей голове что-то щёлкнуло и как будто кто-то сказал мне "Бей врага его же оружием!".
А возможно, я сама это и произнесла, потому что Катька даже переспросила меня, что я сейчас сказала,  и не помню даже, что я ей ответила, так как в голове уже созрел коварный план...
 
  Тем же вечером компания в составе меня и Аньки собралась у Катьки, которая ещё раз похвасталась "своей новой игрушкой". А я лишь ожидала нужного момента, чтобы осуществить свой коварный план...

 А тут ещё одно обстоятельство сыграло в мою пользу: Катина мама позвала меня и Аньку пить чай, а потом быстро выпроводила  с участка по домам, ибо уже "поздно и темнеет" и вот именно в этот момент, когда зоркое Катькино око не видело, а вся их весёлая семейка смотрела по телевизору итальянский фильм "Спрут" про приключения доблестного Коррадо Каттани, мне удалось незаметно прихватить со стола с игрушками на веранде не только "сувенир из братской Югославии", а ещё пару вещей из числа пропавших у меня и появившихся у Кати, благо их малые размеры позволяли без палева распихать их по карманам.

  Далее я проявила просто невиданную доселе конспирацию...
Я запросто могла выдать себя как-то, был мощный прилив адреналина по пути с участка Маврикиных до моего.

 Хотелось одновременно скорее побежать и спрятаться и при этом ещё и разрывало изнутри от смеха при мысли о том, как у Катьки вытянется её наглая смазливая рожа , когда она обнаружит, что зелёненькая хрюшка тю-тю, да ещё и "друзей прихватила"...
 Однако я сдержалась и не выдала себя ничем. Спокойно дошла до дома, чинно со всеми попрощавшись.

 И лишь у себя на участке, быстро, оперативно, буквально под покровом темноты, я закопала под одной из берёз свои трофеи, положив их в коробку и обмотав для верности полиэтиленовым пакетом. Я сделала всё так, чтоб даже моя бабушка не видела этого. Лишние свидетели моего "преступления" мне были совершенно не нужны. Замучилась бы объяснять, что за новая игра такая.
 Кроме того, надо было подстраховаться,чтобы в случае, если Катька начнёт устраивать свой очередной спектакль в попытке "вернуть своё", бабушка не заставила бы меня "вернуть эту мелочь  от греха подальше!", как было с той немецкой куклой.

   Впрочем, бабушка в тот момент возилась на кухне. Я же с чувством выполненного долга спокойно легла спать...

  На следующий же день на наш участок буквально ворвалась разъярённая Катька, пышущая "праведным гневом".

-А ну-ка быстро отдавай МОЮ ЗЕЛЁНЕНЬКУЮ ХРЮШКУ!–вместо "доброго утра" бесцеремонно заявила она на повышенных тонах. Да какое там "на повышенных"-она почти орала, и слюной брызгала. Явно переигрывая. Станиславский сказал бы своё фирменное: "не верю".

-Во-первых, с добрым утром!-лениво отозвалась я, с видом сытого кота потягиваясь в гамаке. Натянутом между двух берёз. Одна из которых была... в общем, Та Самая. -Во-вторых, какую ещё там "ТВОЮ хрюшку"?

-Не прикидывайся дурой!-взвизгнула Катька. -Ту самую! Мою! Хрюшку! Зелёненькую!!!

 Самое интересное, что про другое "моё", пропавшее у неё, а именно про захваченного вместе с Моей хрюшкой Моих же чёртика из проволоки и брелок-зайца она как будто напрочь забыла.

-Катюша, доброе утро!-сказала моя бабушка, выйдя на крыльцо нашего зелёного одноэтажного маленького "финского" домика из двух комнат и застеклённой кухни-веранды.–Чай будешь пить? С баранками.

-Конечно будет,– быстро ответила я, пока офигевшая Маврикина ловила ртом воздух, как выброшенная на берег рыба.  Ситуация явно  вышла из-под контроля, моё нынешнее поведение было для неё чем-то новым и настолько неожиданным, что видно сильно напугало, ибо в тот момент она была похожа на старуху в предынфарктном состоянии, и даже её белокурые волосы на утреннем июльском солнце  как будто вдруг стали отливать сединой...

–Ты... т т ы... стты... ссты...СТЫБЗИЛА! Ммм мою... ххх хрю...хрю....-бедняжка даже заикаться начала, потому что при моей бабушке она уже не могла так громко возмущаться. Уже не хватило бы наглости и  актёрского мастерства, хотя и со мной номер не прошёл.

–Катюша, успокойся... и незачем так орать! Нет у меня твоей хрюшки, зачем мне её "тыбзить", у меня же своя такая же!-произнесла я настолько сладко, насколько была способна, и даже попыталась примиряюще погладить Маврикину по волосам.–Ну ты дома хорошенько посмотри, может завалилась куда, или это... может в твоей этой... ну, потайной комнатке, ну ты же сама рассказывала, там  где кукла-говорилка твоя... твоего роста...в белом платье...
может ты туда отнесла, и забыла, у вас же дом большой, не то что у нас, сарайчик маленький... ну хочешь, можешь в доме у меня поискать! Пойдём-пойдём, сама увидишь!-сказала я, чуть ли не за шкирку потянув её в сторону дома.

 Маврикина последовала за мной, шипя в ухо какие-то угрозы, вроде того, что если она не найдёт там "свою" хрюшку, то я должна буду отдать ей "мою такую же"... я конечно кивала головой, и повторяла "да-да конечно", еле сдерживаясь, чтоб не заржать в голосину.

-Я уверена, Кать, ты её в свою потайную комнату, которая на втором этаже у тебя...–повторила я с невинным видом, когда мы уже поднимались на крыльцо дачи...

-Какая потайная?-цедя слова сквозь зубы, злобно прошипела Катька.-Что ты несёшь, дура что ли? нет никакой потайной...-и вдруг осеклась на полуслове.

-Девочки, нет-нет, давайте-ка в сад, я там уже накрыла, нечего в доме в духоте сидеть, в Москве в помещении насидитесь!- преградила нам дорогу бабушка... В руках у неё был чайник и пакет с баранками.
 
Катька как-то вдруг сгорбилась... стала ещё меньше ростом... втянула голову в плечи и волоча ноги, как старая бабка, побрела к столу на участке под деревьями, недалеко от гамака и Той Самой Берёзы...

 На столе уже стояли две чашки и всё остальное для чаепития. Катька молча и быстро выхлебала чай, в том же темпе сожрала пару баранок и  буркнув под нос "спсссибдсвданья", позорно дезертировала с  участка.

–Чевой-то с ней? Опять поругались? То её с участка хворостиной не выгонишь, а тут  на тебе: два баранка слопала да бежать!-сказала бабушка в своей обычной манере. Она почему то говорила "два баранка", вместо "две баранки", хотя была достаточно грамотным городским человеком, но будто пыталась спародировать деревенщину.


–А вот поди знай,–ответила я бабушке её же любимой фразой. –Может вчера что-то  не то съела и теперь её тошнит. Не знаю, ба. Я её сама понять не могу!

–Хитрожопая она, вот что!-сказала бабушка.-Нечего тут понимать!

 А мне нечего было добавить... разве что  после чая я расслабилась и стала так громко ржать в голосину, что бабушка подумала, что меня рассмешило слово "хитрожопая".
И еще бабушка сказала, что не надо так ржать, а то и "уссаться не долго, после чая-то!"

 С Катькой в то лето мы ещё несколько раз успели поссориться и помириться, но про "мою зелёненькую хрюшку" и всё остальное, в тот день пропавшее, она больше ни разу не упоминала.

Свой "клад" из под берёзы, Той Самой, где гамак, я выкопала только в день отъезда с дачи. И лишь по прошествии нескольких лет рассказала бабушке историю о том, как я была воровкой. Воровкой поневоле. И про свою "конспирацию".
 А бабушка сказала, что "вор у вора дубинку украл".


Рецензии
Бывают же такие люди... У которых нужно красть свои же вещи. С такими друзьями и врагов не нать

Ирма Молочная Крекнина   19.09.2020 15:13     Заявить о нарушении
Страшны не только такие "друзья". Страшны Взрослые, которые считают ниже своего достоинства разбираться "из-за каких-то игрушек", и таким образом молчаливо поощряют подобный беспредел от своих детей."Подумаешь, игрушка, это же мелочь, не миллион же долларов!"А с мелочи-то всё и начинается.

Милена Миливоевич   24.09.2020 12:06   Заявить о нарушении
Что ты хочешь - советское воспитание. Все общее, собственность коллективная, включая интеллектуальный продукт (хотя, опять же, смотря у кого). И даже "ум, честь и совесть" общие))

Ирма Молочная Крекнина   24.09.2020 12:55   Заявить о нарушении