Спорт силой юношей питает

                (Спортивный Омск шестидесятых)

  В 1963 году в газете ОМСКАЯ ПРАВДА появилась статья об успехах омского спорта. В ней говорилось следующее:
   "Как известно, советским физкультурникам за выдающиеся технические достижения присваивается почётное звание "Мастер спорта СССР". В Омске первый мастер спорта СССР появился в 1938 году. Это почётное звание было присвоено М.Сосниной за отличные результаты в велосипедных гонках.
   Через десять лет в ряд с Сосниной стали конькобежцы Н.Ульянов, Ю.Головченко и его отец А.Н.Головченко. В следующем году мастером спорта стал лыжник А.Попов.
   И так из года в год отряд сильнейших спортсменов пополнялся новыми именами. Наиболее "урожайным" был 1958 год, который дал 29 мастеров спорта. В прошлом году Омский институт физической культуры подготовил мастеров спорта больше, чем все физкультурные вузы Российской Федерации, вместе взятые.
   ...Наибольшее количество мастеров спорта представляют борцы классического стиля - их 16. Это успех и заслуженного тренера РСФСР Ю.Я.Сапожникова, вложившего много труда в подготовку борцов. Усилиями тренера Л.И.Живодёрова подготовлено 10 мастеров спорта по велосипедным гонкам. Не отстают и конькобежцы, и стрелки-стендовики.
   Среди легкоатлетов только два мастера - Л.Захарченко и Б.Петриченко, а в тяжёлой атлетике омичи вырастили только одного мастера - В.Ложеницына.
   Сегодня в Омске 105 мастеров спорта, в том числе три заслуженных: конькобежцы отец и сын Головченко и парашютистка В.Селивёрстова".

   Так уж сложились обстоятельства, что мне посчастливилось непродолжительное время заниматься спортом под руководством двух замечательных тренеров из числа тех, кто был назван в этой статье. На первом этапе я увлёкся велосипедными гонками. В ДЮСШ (детско-юношескую спортивную школу) по велоспорту меня сагитировали пойти друзья по двору: братья Сухановы Володя и Коля.
   И мы вчетвером (Володя, Коля, я и Дима Аксаков) записались в ДЮСШ велоспорта, которая располагалась в левом крыле омского стадиона "Динамо". Спортивную форму нам пришлось приобретать самим. Единственное, чем нас обеспечивали, так это были велосипеды. Причём, шоссейных велосипедов на всех не хватало и их разбирали "старики". А нам-новичкам приходилось довольствоваться трековыми машинами.
   Постоянного закрепления за веломашинами не было, так как желающих тренироваться было много, но и текучка была огромной. Так через некоторое время Коля и Дима перестали ходить на тренировки, а потом и Володя Суханов покинул секцию. Я оказался наиболее стойким.

   Для меня всегда было загадкой - как можно на трековом велосипеде выезжать на шоссе. Если кто не знает особенностей этих веломашин, то объясняю: велосипед не имеет тормоза в обычном понимании этого термина, ни ручного, ни ножного; торможение возможно только за счёт сопротивления ног велогонщика, которые пристёгнуты ремнями к педалям; тормозной путь, с учётом сказанного, получается слишком большим.
   Поэтому-то при выездах на шоссе со мной регулярно происходили всякие казусы. Справедливости ради надо заметить, что такие выезды совершались в основном по вечерам, когда на дорогах уже было мало автотранспорта. Итак, в один из вечеров наша велосекция колонной выехала из главного входа стадиона "Динамо" и, минуя кинотеатр Маяковского и пожарную каланчу, устремилась по улице Гусарова. Я мало следил за дорогой, а всё время думал только об одном, как тормозить, если колонна остановится.
   Затем мы каким-то образом выехали на улицу Чернышевского, а то, чего я так опасался, случилось на перекрёстке улиц Чернышевского и 5-й Северной. Колонна остановилась. Впереди ехали "старики" на шоссейных веломашинах и они, конечно, произвели экстренное торможение на запрещающий сигнал светофора, а мы-новички начали тыкаться друг в друга. Кто-то даже упал, но тот, кто не первый раз выезжал на шоссе, успел выдернуть ноги из креплений на педалях и затормозить обеими ногами. Для меня это было наукой.

   Следующий подобный опыт я приобрёл на Красноярской трассе, когда мы уже выехали из города и мчались мимо строящегося НПЗ. В какой-то момент мне показалось, что мы едем слишком медленно. Я перестроился в левую полосу и начал обгон колонны. И вдруг из-за пригорка мне навстречу показалось очертание огромного КРАЗа. Времени хватало, чтобы обдумать создавшуюся ситуацию. Однако мне ничего другого не оставалось, как начать "прижиматься" к ехавшим справа от меня велогонщикам.
   В результате - упал я сам и завалил ещё нескольких моих соратников. Но, к счастью, всё обошлось без последствий. КРАЗ, урча и фыркая, "пролетел" мимо нас, а мы поднялись и продолжили свою гонку.

   Наконец наступило время тренировок на велотреке. Сперва мы занимались одиночной подготовкой. Гоняли по кругу на максимальной скорости, отрабатывая технику езды на различных подъёмах трека. Затем пробовали свои силы в гонке "за лидером".
   И уже после этого целиком переключились на гонку "с преследованием". Этот вид гонки может быть как "парным", так и "командным". Всем известно, что впереди едущему гонщику всегда труднее, ибо ему приходится преодолевать сопротивление воздуха. И не дай бог, если ещё дует встречный ветер.
   Но вот если пристроиться за его спиной, то гнать велосипед становится гораздо легче и можно сохранить силы для решительного броска. У велогонщиков это называется "сесть на колесо". При парной гонке велогонщики, как правило, маневрировали по велотреку, то поднимаясь до самого верха, то спускаясь до самого низа. Так они выгадывали момент, когда у соперника сдадут нервы и он ринется на полной скорости вперёд к финишу.
   В этом случае второй гонщик устремлялся за ним с тем, чтобы "сесть на колесо", а затем на финишной прямой оторваться и обойти соперника.

   Так я некоторое время с увлечением занимался на велотреке гонками "с преследованием". Дважды падал: сперва ободрал левый бок в нижней части трека, не справившись с управлением, а затем и правый бок в самой верхней точке трека об ограждение.
   Однако, надо заметить, что мои "успехи" в велоспорте на этом и закончились. Однажды Игорь Каменев, который на тот момент дружил с моей сестрой Людмилой, посмотрев на мой ободранный бок, сказал:
   - Да брось ты это занятие! Пошли к нам в секцию десятиборья... Думаю, тебе понравится. Знаешь, какой у нас замечательный тренер - Борис Иванович Петриченко, мастер спорта и чемпион Спартакиады народов СССР!
   После этих слов раздумывать было не о чем. И я начал тренироваться в секции легкоатлетического десятиборья у Б.Петриченко.

   Наверное будет не лишним, если я перечислю, какие виды лёгкой атлетики входят в десятиборье. Это: бег 100 метров, прыжки в длину и высоту, толкание ядра, бросание диска и копья, бег 110 метров с барьерами, бег 1500 и 400 метров без барьеров, прыжки с шестом.
   Надо отметить, что на недавно прошедшей Спартакиаде народов СССР Борис Петриченко стал чемпионом по сумме баллов, которыми оцениваются составляющие виды десятиборья. Особенно удачно он выступал в беговых и прыжковых видах. Что же касается Леонида Захарченко, то на тот момент ему не было равных в Омске в прыжках с шестом.
   Когда я пришёл в секцию десятиборья, то там уже тренировались Игорь Каменев, Саша Поликарпов, Володя Кузьмин, Сергей (к сожалению, фамилию его уже не помню) и взрослый парень (студент ИФК) по прозвищу "Кадило". Никто не знал, почему у него было такое прозвище. Наверное потому, что он всегда старался быть впереди остальных, при этом во время бега сильно пыхтел.
   Через некоторое время Поликарпов привёл в секцию Володю Пушкарёва, а я своих одноклассников - Валеру Прокопца и Гену Нагайчука. Вот этот состав секции оставался неизменным в течение двух лет (1963-1964г.). В 1965 году Борис Иванович Петриченко переехал в город Фрунзе, где стал наставником киргизской молодёжи.

   Безусловно в лёгкой атлетике у нас были свои кумиры. Прежде всего, это чемпион мира в беге на 100 метров немец Армин Хари. У него был свой стиль бега, который мы называли "колесо". Чтобы понять, почему именно "колесо", надо внимательно смотреть сбоку на бег спортсмена. Так вот у Армина Хари "шиповки" (тогда бегали в шиповках по гаревым дорожкам) совершали круговое движение, а при большой скорости это движение превращалось в колесо.
Из всех нас только у Игоря Каменева получалось "колесо", поэтому он неизменно побеждал в беге на 100 метров.
   
   Другим кумиром был уже наш спортсмен Янис Лусис. Он стал чемпионом СССР и Европы в метании копья. Мы также, как и в случае с А.Хари, изучали его технику метания копья и пытались подражать. Однако получалось не у всех, у меня-то точно не получалось. А вот Саша Поликарпов как-то один раз "схватил" эту технику и больше никогда не упускал. Поэтому и постоянно лидировал в метании копья.

   Думаю, что это имя в нашей стране, по крайней мере жившим в СССР, говорит о многом. Я с особым уважением вспоминаю Валерия Брумеля. Когда он прыгнул в высоту на 2 метра 16 сантиметров на Чемпионате Европы в 1962 году, то его прыжок назвали "космическим". Конечно, Б.Петриченко прыгал в высоту очень хорошо. Однако преодолеть планку на двухметровой отметке он не мог. Да это ему и не требовалось, ведь результат у десятиборца складывался из баллов по всем дисциплинам.
   В те годы в высоту прыгали, в основном, "перекидным" способом. Так прыгал Брумель и наш Борис Иванович. И мы брали с них пример. Первыми освоили этот метод Игорь Каменев и Саша Поликарпов, а за ними уже все остальные, естественно - с разными результатами.

   Однажды Борис Иванович, приехав со сборов, показал нам новый способ прыжков в высоту - "фосбери" (спиной вперёд). Это когда разбегаешься по дуге толчковой ногой дальше от планки, а в полёте разворачиваешься к ней спиной. Этим способом стали прыгать только Поликарпов и "Кадило". Остальные не решились.
   На тренировках мы часто выполняли упражнения, которые не входили в десятиборье, однако позволяли значительно развивать общее физическое состояние. К этим упражнениям относились: тройной прыжок, метание молота, бег на большие дистанции. Летом мы тренировались исключительно на стадионе "Динамо", а кросс совершали по маршруту: стадион - набережная Тухаческого - парк Зелёный Остров - набережная - стадион.
   Зимой же мы тренировались в спортзале Института физической культуры: разминались, прыгали в высоту, толкали и жали штангу, играли в баскетбол и регби. А если позволяла погода, то и бегали кросс до Зелёного Острова.

   Играть в баскетбол и регби мы переходили в игровой зал, а вещи оставляли в раздевалке нашего постоянного тренировочного зала. Однажды, когда мы увлеклись игрой в регби, "Кодило" в борьбе за мяч толкнул меня так, что я сильно ушиб правое колено о паркетный пол. Память об этом у меня сохранилась до сих пор - колено даёт и сейчас о себе знать в непогоду. А тогда я просто помассировал колено и продолжил игру. После игры в регби мы отправились в душевую, которая находилась по соседству с игровым залом.
   Долго размываться нам не давали - всё время прибывали новые претенденты на помывку. И вот в этот день, когда мы вернулись из душа в свою раздевалку, то обнаружили, что нас кто-то "обчистил", а попросту - обокрал. У каждого что-то пропало и, как правило, наиболее ценное. У меня, например, пропала новая замшевая спортивная сумка. Я очень гордился ею, тем более, что мне её привёз отец из командировки в Ригу. Сумка была красного цвета, в форме мешка с круглым дном, имела спереди карман на молнии, а сзади - лямку для ношения через плечо.
   У Гены Нагайчука пропала новая меховая зимняя шапка. Валера Прокопец остался без пальто. В общем, не было никого такого, у кого бы что-то не пропало. Благо Управление внутренних дел находилось в соседнем здании, поэтому мы сразу же отправились писать заявления.
   К чести омской милиции воришка и его подельник в скором времени были задержаны и состоялся суд. Они получили сроки с отбыванием в колонии. А нам из колонии перечислялись деньги на возмещение ущерба, так как наши вещи похитителями были реализованы на вещевом рынке.

   Принимали мы участие и в различного рода соревнованиях. Так по весне 1964 года я участвовал в городских межшкольных соревнованиях, однако только в одном виде - толкании ядра. Получилось так, что я немного опоздал на соревнования из-за того, что они проводились в городке Нефтянников и мне предстояло ехать на троллейбусе через весь город. К счастью судейская коллегия ещё была на месте и мне позволили толкнуть ядро в гордом одиночестве.
Конечно же, я не знал результатов других участников и поэтому сильно волновался. Зато как я радовался, когда узнал, что занял второе место.
   На летних юношеских соревнованиях наша секция неизменно принимала участие в различных видах десятиборья. Борис Иванович обычно рекомендовал - кому в каком виде выступить, причём в зависимости от его личных достижений.
Помню, принимал я участие в юниорских соревнованиях Урала и Западной Сибири, вначале в качестве арбитра на эстафете и прыжках в длину, а затем и сам соревновался в беге на 200 метров с барьерами (нестандартная дистанция), где занял второе место. Так за мной и закрепилось звание "вечно второй".

   Иногда Б.Петриченко сам выезжал на соревнования: зональные или всесоюзные. И тогда мы не прекращали тренировки. Собирались на пляже напротив стадиона Динамо, где разминались и соревновались в тройном прыжке, а затем совершали кросс на Зелёный Остров. Там на водной станции ИФК можно было посоревноваться в плавании на 50 и 100 метров.
   В середине августа 1964 года Борис Иванович сообщил нам, что договорился с директором спортивного лагеря СибАДИ на наше десятидневное пребывание там. В этот период лагерь всё-равно пустовал - студенты готовились к началу нового учебного года. Лагерь СибАДИ располагался в Чернолучье на опушке соснового бора совсем недалеко от Иртыша.
   Поехать в лагерь решили: Поликарпов, Кузьмин, Прокопец, Сергей, я и "Кодило", который, впрочем, бывал там наездами, однако был у нас старшим группы. Остальные не смогли поехать по различным причинам.

   В лагере у нас был строгий распорядок дня: подъём в 6.30; утренняя зарядка, которая начиналась с кросса по территории соснового бора; завтрак в 8.00; тренировка на летнем стадионе; обед в 13.00 и далее свободное время.
Именно там на летнем стадионе у меня получился "идеальный" барьерный бег. Это когда проходишь барьер так низко, словно ты "облизываешь" его, но при этом надо умудриться не зацепить барьер пяткой.
   Вся наша группа разместилась в одной большой палатке. А в соседней отдыхали три девушки: две выпускницы и одна первокурсница СибАДИ. По всей видимости им надо было убить время до 1 сентября. С каждой из них по-очереди мы ходили в "наряд" по кухне.
   Однажды я пошёл в "наряд" вместе с первокурсницей. Пока она чистила картошку, я взялся колоть дрова, в качестве которых использовались доски от разборки каких-то старых построек. Я и не заметил, как наступил на доску, из которой торчал огромный ржавый гвоздь. Увидел его только тогда, когда он уже торчал поверх кеда на правой ноге.
Конечно, от испуга я побледнел и моя напарница заметила это. А когда она поняла, что случилось, то приказала мне аккуратно снимать ногу с гвоздя. Однако никакой боли я не почувствовал, да и крови не было. А когда снял кед, то понял, что гвоздь прошёл между двумя пальцами правой стопы.

   С субботы по воскресенье директор лагеря подселил к нам в палатку трёх взрослых парней. Чувствовалось, что один у них явно является вожаком. Он проявлял заметную активность и сразу же взялся выяснять, где находятся питейные заведения и танцплощадка. Ближе к вечеру парни отправились знакомиться с санаторием.
   А мы, немного поскучав, пошли в кафе, где Сашка Поликарпов обещал угостить нас пивом. По дороге встретили заезжую "троицу", вожак которой страшно ругался на то, что их обманули: "Говорили, что в санатории на танцах можно подцепить классных чувих, а тут - одни старухи". Парни отправились в лагерь, а мы - в кафе. После того, как выпили по кружке пива, пошли прогуляться. Сперва зашли в санаторий. Там действительно была довольно пожилая публика. На площадке для игры в городки мы нашли всё необходимое и немного поиграли. Затем спустились к Иртышу и по берегу отправились в сторону нашего лагеря.
   Когда мы поднимались по крутому берегу Иртыша, то уже начало смеркаться. Помню, что я лёг в свою кровать и тут же заснул. Разбудил меня сильный скрип панцирной сетки в противоположном конце палатки. Затем мой слух начал различать стоны и "хрюканье". Я ещё не успел сообразить, что происходит, как услышал вопль Сашки Поликарпова: "Сволочи, а ну давай заканчивать это безобразие!"
   В ответ я услышал сдержанный девичий смех, а голос вожака "троицы" произнёс: "Ну всё, всё, всё!"
Когда мы поднялись утром на зарядку, то ни "троицы", ни выпускниц в лагере уже не было. Осталась только первокурсница.

   Зима прошла как обычно: тренировались в зале ИФК, бегали кросс на Зелёный Остров, играли в баскетбол и регби.
   Весной Борис Иванович объявил, что переводится во Фрунзе, там у него появится возможность выступать за республику и тренировать республиканскую команду. Нам пообещал, что не останемся сиротами, тренировать секцию будет Л.Захарченко.
   Однако ему пришлось набирать новую группу. Мы же разлетелись как окрылившиеся птенцы из родного гнезда. Игорь Каменев поступил в медицинский институт, Саша Поликарпов - в Омское лётное училище ГВФ, Володя Кузьмин уехал в Академгородок и поступил в НГУ, через год за ним последовал Володя Пушкарёв, я был принят в ОмПИ, Гена Нагайчук - в Омский институт инженеров железнодорожного транспорта, а Валера Прокопец - в СибАДИ. В дальнейшем только он один остался верен большому спорту.


Рецензии
Владимир! Тема для меня далекая, тем более в отношении Омска.
Мне ближе Москва. Здесь было с оснащением лучше. Но времени у меня, например, было в обрез: медаль по окончании школы, учеба в МГУ. Спорт: легкая атлетика, борьба, велосипед. Соревноваться с «любителями»-мастерами смысла не было.
Ваши воспоминания содержательны и поучительны. Таким материалом сегодня могут интересоваться не только в СМИ, но и в Интернете на спортивных сайтах.
Понравилось. Удачи в писательстве и общении с единомышленниками.

Эдуард Скворцов   05.07.2020 22:06     Заявить о нарушении
Благодарю за внимание! Думаю, что именно спорт помог мне получить золотую медаль за среднюю школу.

Владимир Аганин   06.07.2020 11:33   Заявить о нарушении