Развиватели

Крестьянин Евстафий Семенов, взявший себе фамилию в память о своем участии в Крымской войне и по ее окончании вольным возвратившийся на ткацкую фабрику Коноваловых и женившийся на осиротевшей ткачихе, после женитьбы открыл в себе еще и предпринимателя.
Сначала в родной деревне на берегу речки Шачи он завел мельницу и полотняную мануфактуру, а в 1880 году построил два кирпичных корпуса механической ткацкой фабрики, на которой через полтора десятка лет трудилось свыше полутысячи рабочих, выпускавших столовое и спальное белье.
Достопримечательностью соседнего села Большого Яковлевского был и его двухэтажный каменный дом с мезонином, оранжереей и большим фруктовым садом, искусствоведом датированный 1875(Казаринова В.И. От Плеса до Сараева.- М., 1978.- С. 81), а краеведом – 1886 годом(Лисин Г.С. Приволжск на Золотом кольце.- Иваново, 1996.- С. 47).
Одна из его дочерей и наследниц, вышедшая замуж за земляка и инженера своей фабрики Николая Васильевича Симанова, была строительницей двухэтажных каменных зданий начального народного училища и детского приюта и прядильной фабрики в Большом Яковлевском, вторая – супругой вышеохарактеризованного Мефодия Васильевича Дороднова и владелицей особняка в Прохоровском переулке (№ 12) в Москве.
Словесный портрет самого Евстафия Семеновича оставил полузабытый в наше время писатель Георгий Тихонович Полилов (1859-1915) в некогда нашумевшем и опубликованном под псевдонимом «Георгий Северцов» романе «Развиватели» (1903): «Китайкин, благообразный на вид, небольшого роста, полный старик, был одет в обыкновенную русскую сибирку серого цвета и сапоги с высокими голенищами. Почтение, с которым к нему относились окружающие, не было одним льстивым поклонением его капиталам, но известной долею уважения к человеку, несмотря на свое богатство, сумевшему остаться таким же простым и добрым хозяином к служащим и хорошим человеком к посторонним людям, каким он был и раньше.
Благотворительность, которую он делал в широких размерах, не различая в этом случае ни сект, ни верований, создала ему громкую популярность, распространившуюся далеко за пределами губернии.
Бывший крестьянин с помощью только своего ума, рук да преданной любящей жены, сумел превратиться из простого ткача во владельца двух крупных фабрик с большим количеством рабочих и дать бедно жившим до сих пор своим землякам верный и хороший заработок. Приветливое лицо Евтихия Созонтовича было обрамлено круглою седою бородою; говорил он мягко, но не нараспев»(Северцов Г. Развиватели: Роман.- СПб., 1903.- С. 156-157).


Рецензии