Артековец всегда!

Сегодня моему Артеку без пяти лет век!С Днем рождения Артек! С Днем рождения артековцы и вожатые Артека! С Днем рождения  многочисленное артековское сообщество – людей,детей и взрослых  из 150 стран мира, навсегда влюбленных в Артек, страну Детства!

Ноябрь 1971 года ... Совет дружины, на котором обсуждали кандидатуры претендентов на путевку в международный лагерь «Артек», вопросы,  задаваемые мне ребятами, учителями, инструктором  Райкома комсомола, запомнился  на всю жизнь. Я отчаянно не понимала почему именно меня выбрали,почему  мне доверили честь представлять Сосновский район на сборе актива в международном пионерском лагере «Артек» - я ничего значительного, как пионеры — герои, не совершила — просто относилась ко всему ответственно. Дыхание перехватывало от восторга и страха!

Те, кто говорит, что общественное  признание, успех тяготят, как минимум лукавят. Это очень приятно, когда в тебя верят и возлагают надежды. Артек  ворвался в мою детскую жизнь внезапно, разделив ее на «до» и «после»... С тех после минуло   49 лет...

Дух захватывало у нас, детей с Урала,   когда  дорога серпантином  спустилась вниз, к Артеку, где сквозь  зелень кипарисов и прочей южной растительности едва виднелось в ночи  море, скалы Адалары и прильнувший  к морю седой  Аю-Даг, добрый и ласковый Мишка, символ артековцев. Первый вдох целебного воздуха, в котором смешан аромат лавров, кипарисов, роз и привкус морской соли.Первый  шаг по земле Артека, цветущей  в декабре ранней весной - завораживающая красота ! И небо, южное небо такое низкое, а звезды на нем  огромные , казалось, стоит протянуть руку и дотронешься... 

От счастья распирало грудь.

С Черным морем я познакомилась  на следующий день.  Подошла  к самой кромке, Оно  обрадовалось встрече,  бушуя и играя пенной волной, улыбнулось . Я не купалась в его соленых водах в Артеке,была зима.

Приятно было войти в этот удивительный мир,  где всё и все тебя  радушно встречали.Но я отдавала себе отчет в том, что приятно войти всякий сумеет,  но необходимо сделать все, для того, чтобы о твоем уходе жалели.Не хотела, чтобы
равнодушно проводили...

Горячо жил коллектив дружины «Янтарной», лагеря Горного. Детская волшебная страна — место, где ни у кого не было  проблем, звенел смех, плескались шутки, искрились характеры, мелькали огни дружбы и симпатии, высоко к небу подымались  мечты о будущем!

Над морем, морем Чёрным — Артековский салют!
Поют задорно горны И барабаны бьют.
Чтоб клятву дать, ребята, Мы собрались сюда:
Артековец сегодня — Артековец всегда!

Про «Артек» написаны десятки песен, но самая известная - «Артековская клятва». Песню написали в 1965 году журналисты газеты «Пионерская правда» Владимир Боганов(музыка) и Анатолий Ануфриев (стихи). Слова из нее стали неофициальным девизом «Артека»: «Артековец сегодня – артековец всегда!»


Артек - это не просто гордый образ, не только красивая песня.Артек - это особый ритм жизни. Требовательные законы и традиции. Следовать им было не просто, но в преодолении себя складывался характер.И помогали нам в этом наши вожатые.  Они  хранили традиции Артека так, как костровые охраняют огонь: постоянно разжигая его, чтобы он не погас. «Костер» никогда не  гас  по простой причине  - не было в Артеке  безразличных и  равнодушных людей.

Коллективная работа.Творческий подход к любой  задаче.Взаимовыручка. Ответственное отношение к своим обязанностям.

Именно эти ценности  давали ощущение причастности к большому дружному содружеству, позволяли смелее смотреть в будущее, и как бы, на первый взгляд, наивно это не звучало, они со мной шли по жизни.

Наша новогодняя смена была уникальной – она находилась  на стыке времён. Каждый приехавший в эту смену делал  решающий для себя шаг в Новый год, и в это время не было  рядом родителей, старых друзей и знакомых, а был совершенно новый мир с новыми историями, событиями, людьми, новыми законами жизни.

Всем не хотелось уезжать, и каждый мечтал вновь вернуться. Свой с загаданным желанием   камень под названием «Вернуться!»  я несла полтора часа вверх по горным тропинкам на вершину Медведь-горы, где меня ждало посвящение в артековцы.

«Кто на Аю-Даге не бывал, тот артековцем не стал»

По легенде каждый поднятый на вершину камень с загаданным артековским желанием символически увеличивал  высоту Аю-Дага.

В Артек я больше не вернулась - наградой за успехи в учебе и в научно — исследовательской работе стала путевка в «Артек»  старшему сыну Сергею, который сейчас с гордостью говорит своему сыну: «Я – артековец!»

Но после второго и третьего курса ЧГПИ в 1978-1979гг была направлена вожатой в международный  "Всероссийский ордена Знак почёта пионерский лагерь ЦК ВЛКСМ «Орлёнок»" -  кузницу кадров. С самого начала «Орлёнок» связывали дружеские связи с «Артеком», многие вожатые из «Артека» работали в «Орлёнке», передавая опыт и знания молодому лагерю.Опыт воспитательной работы по «Орлятской методике» я использовала будучи директором Есаульской средней школы.

Моя младшая дочь была  удостоена путевкой,как активистка школьного ученического самоуправления,в международный лагерь  «Орленок», а в настоящее время Елена Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе Есаульской средней школы, строит воспитательную работу  на традициях «Орленка».

Традиции...

Еще раз, как вожатая «Орленка», поздравляю вожатых «Артека» и артековцев разных поколений ! С Днем рождения!


Рецензии
Добрый вечер,Ирина!
Как хорошо вы про Артек написали.
Как у вас дела?Я долго на прозе не была. Вот вернулась.

Рада Марванова   16.12.2020 20:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Рада, за внимание и отзыв. Да я вот тоже долго уже не пишу.) Надеюсь, что мои "непреодолимые" обстоятельства канут в лету вместе со старым годом.)

Ирина Маркова 4   17.12.2020 01:00   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.