Всё ли снесёт природа?

     Одно дело – ходить по рекам и каналам, другое – высовы-
ваться в штормовые моря. Когда за симбиоз проголосовали
деньги, все подвинулись.
    А при Ельцине «нефтянку» поделили «по-честному». Кто
сел на длинную трубу, тем, как Абрамовичу, вальяжно. У заце-
пившихся лишь за короткую возникли проблемы с доставкой
текучего товара. Из любой закавыки можно найти выход. При
современных подходах надо нанять свежие беспринципные
мозги.
    И вот что те примерно выдали.
    «Нефтерудовозы волжские даром ржавеют – так. Запра-
вим-ка их под самую завязочку. По сталинским каналам, слов-
но для нашей идеи прорытым, прогоним. Выскакивают они
чёртиками уже в Белом море. В этой точечке поставим тан-
кер-накопитель. Сливаются чумазые и обратно опрометью к
началу цепочки.
    Позвольте заметить, в местах тех диких при почти полном
аборигенском отсутствии никаких вам серьёзных портовых
сборов и прочих досадных трат. Г-мы, схему можно подстро-
гать. Подменить накопитель танкером-перевозчиком. Кто там
такой финт заметит?! А “зелени” дополнительно можно со-
стричь изрядно. Обсчётец прилагаем».
    Схема прокололась 01.09.2003 года в 22.52 в той же точке
Онежского залива.
    «Нефтерудовоз-57» при метровой волне заходил на рейдовую
швартовку. Самая настоящая жуть и при хорошей морской прак-
тике. (Ведь даже в тихих гаванях, чтоб встать к причалу, буксиры
заказывают). Капитан с броской фамилией Рамзаев без выбора,
как на войне, выполнял манёвр. По касательной сближения и
случился навал на прибалтийский танкер «Zoja-1», проще «Зоя».
Шаркнувшись о носовой бульб «дамы», старый борт потёк сразу
из пяти пробоин. Пока этого никто не заметил или сделали вид.
  ...Начинаем вчитываться в судовой журнал. «В 23.45 нача-
ли откачку мазута из всех танков на танкер-накопитель...»
А уже 34 тонны моментально окаменевшей отравы притопи-
лось и дрейфовало со скоростью 30 м/мин. в юго-восточном
направлении!
    «В 01.20 вода через пробоины пошла в танк № 7. Остановле-
на выгрузка из танка...»
    Тут беда с очевидностью достучалась до ответственных
лбов. Но делать что-то конкретное и с результатом – не выхо-
дило. Лишь шла откачка из неповреждённых танков. Осадка
«волгаря» уменьшилась, ослабел и подпор забортной воды.
Мазутные ручьи потекли сильнее. Ещё 20 раскрепощённых
тонн подарочно слились в залив. После почти десятичасовой
передачи топлива сделали крен на правый борт. Заголились
пробоины. Вытекание для кого-то чёрного золота, а для при-
роды гибельной скверны, прекратилось.
    Нельзя сказать, что экипаж 57-го совсем не боролся с ава-
рией. Их боновое заграждение, годное только для показа Ре-
гистру в зачехлённом состоянии, порвалось через пять минут.
Даже на это время контур его не перекрывал борта судов.
Применение сорбента оказалось бессмысленным делом, так
как нефтяное поле уже уплыло.
    На «Зое» воображали себя иностранцами – ни с какой сто-
роны ни при чём. Впрочем, стоило чуть копнуть – и обнару-
жилось бы, что это не какой-то специально оборудованный
танкер-накопитель, а чистый подлог – перевозчик.
    Дежурные силы и средства из Онеги прибыли через 2 часа
58 минут после аварии.
    Всё-то у них происходило с досадной неладностью. Обо-
рвало канат крепления баржи с боновым ограждением. И са-
мое казусное – отсутствовали специальные сборные ёмкости.
Что ж. Очень узнаваемые отечественные реалии. Структура –
конь есть, но без нужных  шлей, оглобель и телеги.
    Капитан Онежского порта, поднятый по такому случаю с
постели, кляня должность и судьбу, отправился на роковое
место. За километр от судов штевень катера стал рассекать
сплошную радужную плёнку. Сие означало, что мазут ушёл в
свободное плавание и находится в погружённом состоянии.
Маслянистость же – визитная карточка жестокого травителя
всех, кто машет крыльями над водами залива, кто населяет его
в глубине и для всего растущего в подводном царстве.
    Что писали газеты тех дней? Возьмём тиражную и солид-
ную «Правду Севера».
    Позвольте автору подчеркнуть несуразности и ложь. Дата –
05.09.2003 года.
    «Разлив нефти произошёл у причала нефтяного термина-
ла... Во время загрузки “Нефтерудовоза М-57” (порт припи-
ски Астрахань) судно получило пробоину и потеряло более
50 т нефти... При пуске нефтяного терминала в эксплуатацию
были предусмотрены средства, однако до сих пор никто не
занимается ликвидацией нефтяного пятна». Информация вы-
дана главой администрации Онежского района Александром
Вараксиным.
    06.09.03 Новость ушла с первой страницы. Цитировалось
высказывание инспектора комитета охраны окружающей сре-
ды по Онежскому району Виктора Дубинина: «...в ту же ночь
большую часть мазута удалось собрать».
    Новости от 09.09.03 спускают всякий пар. Заголовок: «Неф-
тяных рек не было. А что же было?» Жалко места, но дадим
высказаться достойным людям и назовём тех, кто был рядом
с ними. «Как сообщила пом. нач. гл. управления по ГО и ЧС
Арх-ской обл. Елизавета Цыварева, с этой целью 05.09 на мес-
те происшествия побывала комиссия. В её составе были Олег
Быстров, зам. нач. (той же конторы), Виталий Лескович, нач.
Арх-ской морской спец. инспекции Минприроды, а также со-
трудники департамента природных ресурсов обладминист-
рации. Вместе с ними вылетели в Онегу представители ОАО
„Волготанкер АМС” – вице-президент компании Анатолий
Неволин. На самолёте Ан-2 был произведён облёт Онежской
губы и прибрежных территорий. Никаких нефтяных пятен
или следов разлива не обнаружено... при передаче топлива
произошёл незначительный (менее полутонны) разлив мазу-
та. Экипажи танкеров в 2.00 установили боновое загражде-
ние... вытекший мазут при помощи спецоборудования “ским-
мера” был собран на танкер-перевозчик. Оставшаяся плёнка
от нефтепродуктов была нейтрализована при помощи сор-
бента – специального порошка. В общей сложности вытекло
400 кг мазута. На ликвидацию последствий потребовалось
менее часа. Естественно, анализ фактов случившегося свиде-
тельствует – в данных обстоятельствах вести речь об экологи-
ческой катастрофе просто несерьёзно».
    13.09. газета имела порядочность опубликовать большое
письмо от жителей деревни Пурнемы. «...На самом деле на бе-
регу протяжённостью свыше 20 км лежит этот мазут... Вид-
но, что десятки тонн его, а сколько ещё в море. Забиваются
им рюжи, птицы мёртвой столько, есть ещё живая, но летать
она уже не может. Даже собаки к ним не подходят. А по теле-
визору говорят – авария ликвидирована... Неизвестно, какие
последствия ещё будут. Поморов лишили последней ухи – в
мазуте рыба не ловится... А вот кто ответит за сделанное перед
природой и морем? А им как быть?» 50 с лишним подписей
жителей Пурнемы и Лямцы.
    25.09. Следует боксёрский пресс-релиз. «Заявление ОАО
„Волготанкер”». Вначале: на нас, мол, клевещут. Затем «чест-
ное» признание, что из трещины в корпусе длиной 8 см в воду
попало 150 кг мазута. «В течение трёх часов груз был собран».
    Намекалось, что за попыткой опорочить славное ОАО стоят
некоторые влиятельные коммерческие структуры с сомни-
тельной репутацией. «Клюкв-релиз» оканчивался заверением
«осознания ответственности за сохранение природных бо-
гатств, за здоровье и благополучие жителей области».
    Раз от раза – корректировка пролитого, нелишняя оглядка
на закон,определяющий разлив с 200 кг как преступление с послед-
ствиями судебного порядка. Юротделовцы «Волготанкера»
забыли расслабления по пятницам. Для планктона солидных
контор просто срам. А вы подумали, наверное, что срам дру-
гое? Полноте. Не такие времена.
    Одновременно приехали в Пурнему и Лямцу люди с пач-
ками пятисоток. Предложили заработать на сборе выкинутой
приливом мазутной гущи. Весь ходячий деревенский люд, как
при тотальной войне, поучаствовал. Наполняли бочки, сколь
возможно, и сжигали. Об этом, разумеется, в честнейшем пи-
аре ни гу-гу.
    Аварию мягко спускали на чиновничьих парашютиках, но
Архангельской водной транспортной прокуратурой по факту
разлива было возбуждено уголовное дело. В эксперты при-
гласили: начальника морского спецподразделения по ликви-
дации разливов нефти ЭО АСПТР СМП Игоря Николаевича
Шабалина и доцента одной из кафедр АГТУ кандидата техни-
ческих наук Александра Николаевича Вихарева.
    Во многое им предстояло вникнуть:
в нормативно-правовые, судовые и транспортные докумен-
ты; выяснить повреждения элементов набора судна;
проанализировать действия экипажа 57-го и подразделе-
ния ЛРН из Онеги;
установить менявшуюся по времени осадку, уровень мазу-
та в танках до и после;
рассчитать истечение мазута через пробоины, его поведе-
ние в воде и главное – определить вес рванувшей в Белом море
экологической бомбы. Серьёзнейшая задача!
    Не мучая читателя математическими выкладками, где за-
действованы интегральные формулы, резюмируем лишь, что
на все вопросы водной транспортной прокуратуры нашлись
ответы.
    Противная сторона прибегла к расчётам ЧП «Сиборн сер-
вис» (Украина) и услугам непотопляемых московских экспер-
тов.
    Тут-то и скрестились шпаги бескорыстной правды и хорошо
проплаченного бесчестия. Обладающий бешеной пробивной
силой денег «Волготанкер», щёлкнул забралом. Арбитражные
поединки в Архангельске и Санкт-Петербурге начались. Наши
стояли на своём. Их оппоненты с апломбом и красноречием,
передёргивая, тужились, как могли. Порой казалось, идёт за-
щита кандидатских диссертаций. Звучали термины, цифры,
временные отрезки, оспаривались вычисления. Судейские,
объявляя перерыв, покидали зал в полной прострации от ус-
лышанного. Возвращаясь к высоким спинкам своих стульев,
вздыхали о бытовой любимой уголовщине.
    Дело рассматривалось трижды. И решилось-таки. Расчёты,
выводы и заключения Шабалина и Вихарева в острой научно-
технической состязательности одержали верх.
    «Обломленный» ОАО «Волготанкер» в ноябре того года
перечислил Онежскому району более 12 миллионов рублей
за причинённый ущерб. Понятно, большая часть этих денег
пошла на вечные нужды. Свалилась яблочком на латание про-
рех волокитному сословию, которое, как помнит читатель,
вело себя более чем странно.
    Касательно наших борцов, то и они получили. В самом
конце уже следующего года. По десять тысяч не составилось.
А что бы вы хотели за такое донкихотство?!
    Могло быть гораздо хуже. Сами догадываетесь? Где закон и
где понятия, тогда не разбирались. Порядочность и смелость
двух наших Николаевичей сияли чистыми пробирными стёк-
лышками.
     Надо полагать, где-то в шикарном кабинете в стиле рех-
нувшегося буржуина провелось совещание. Когда огласили
сумму потраченного на выигранную в газетах и по телевиде-
нию информационную войну, всякие там представительские,
гонорарные и деликатные расходы плюс штраф по суду – не-
которым стало дурно. Ещё одна лихая швартовка – и всё при-
дётся продавать с молотка, даже кресло под шефом, виноват,
президентом. Схему решили свернуть. Тех горе-логистов вза-
шей выгнать на самопрокормление.
    «Варяги» покинули Белое море. Теперь они в Мурманске.
Конечно, там прекрасно оснащённое, тренированное подраз-
деление ликвидации разлива нефти. Танкер-сборщик «Бело-
каменка» не чета латвийской «Зои».
    И у нас на талажской нефтебазе, откуда отправляются тан-
керы в Европу, тоже строго, даже мобильниками запрещено
пользоваться. Словом, полный ажур. Всё под контролем. Не
хочется каркать, но по историям выходит, что гром гремит
всегда под восклицание. «Вот те раз!» И со всем не с той сто-
роны, откуда ждали...
    Пурнемские, лямцинские поморы сидят без света и в XXI веке!
С динамки-развалюшки мало прока. Подвести линию с током
ни у той, ни у этой власти денег не нашлось. В кабинетах мыс-
лят убойной логикой: «неперспективно». А так на закупках
дизелюхи поиметь можно.
    Летом прогреется вода – начинают всплывать радужные
пятна. На отливах вальяжно загорают мазутно-песчаные сгустки.
Два поколения должно смениться, чтоб о давней беде
следующее забыло. Некоторые виды рыб повывелись вовсе.
У тех, что ловится, изменился вкус. Попервости и вовсе был
отвратный. Да кого это, кроме местных париев, волнует?
    Ещё вопросы мучают автора: чем будут отапливаться се-
верные города в конце века? Какая малость подземных зале-
жей останется для своих российских нужд?
    Пока страна, под понятно чей шкурный интерес, вычищает
свои кладовки. При всей кажущейся великости – они иссяк-
нут. Тогда что – всем повеситься?!
    В строку сказать про леса  и реки наши. Останутся ли они
частью природы? Если да, то в каком состоянии? В жалком и
отравленном – будут мстить человеку. И он, вообразивши себя
повелителем, уйдёт или протянет ноги.
    Однажды такой выбор стоял перед великими цивилизациями
древности. Гордые не расслышали внятных глаголов природы.
И она наказала.
    Где изобильные долины Двуречья (Тигра и Евфрата)? Влажные
саванны Сахары с полноводными реками? Их погубила алчность
 ушедших в небытие народов.
    Не надо себя обманывать прогрессом и комфортом. Раз в
основе приятнейших заложено всё то же  ограбление земли.
Этот путь развития тупиковый. Заметим: так признались, скрепя
сердцами, сами учёные.
     Вечно давить на газ в роскошных иномарках не получится.
Либо заправки обсохнут, либо расплатиться окажется нечем.
     Потом и… хлебушка напросятся.

*мазутно-песчаные сгустки - образовавшиеся от этой аварий в Белом море. Один из
 которых - на фото.


Рецензии
Добрый день, дорогой Витенька.
Как говорится, что имевши не храним, потерявши плачем.
Эта пословица больше подходит к тем, кто пожинает урожай экологических катастроф, будь-то, разлив нефти,бессчисленные пожары, наводнения, сметающие дома и жителей.
И никто в этом не в ответе.
Вырубаются леса, на их месте выращиваются китайцами овощи, Байкал стонет, Волга мельчает, исчезают виды растений и животных.
Пластик стал угрозой всему живому в морях и океанах.
Природа деградирует, воздух отравлен выхлопными газами, вулканы дымят.
Стойте, остановитесь, люди.
Вы рубите сук, на котором сидят ваши дети, внуки, правнуки.
Тишины хочу, не рева самолетов, не пробковой свистопляски.
Верните рекам и морям чистую воду, станьте настоящими хозяевами Земли, а, не грубыми варварами...
Ох, разошлась, я.
Спасибо, Витенька.
С теплом.

Варвара Сотникова   01.03.2024 16:18     Заявить о нарушении
Варенька. Благодарю за добрый отклик. Вы правы: Природу доводят до ручки, оставаясь, как бы ни причём. Но Она отомстит, потому как разумная и терять Ей будет нечего.
С лучшими пожеланиями.

Виктор Красильников 1   01.03.2024 18:21   Заявить о нарушении