Грант

Грант происходил из зажиточной армянской семьи. Он был старшим ребёнком и рос в  достатке, несмотря на советскую действительность. Его папа, пережив геноцид ( я об этом писал в рассказе "  Погос Багдасарян " ), оказался с родителями в России ( из Aрдвина - в Сухум, а оттуда в Армавир и потом в Краснодар ). Он обладал коммерческими дарованиями и, хотя коммунисты таких людей ограничивали, неплохо устроился - стал цеховиком ( это при Сталине было возможно, на законных основаниях ) и очень хорошо зарабатывал, помогая многочисленным друзьям и родственникам. ( Тогда многие жили плохо. ). Мама Гранта происходила из аристократической армянской семьи, их в своё время депортировали из Персии, вначале в Армению, а потом ( они переехали ) в Россию, в Армавир, где Айкануш ( так звали матушку ), собственно, с Погосом и познакомилась.
Грант был очень активным, любознательным и талантливым ребёнком. Он с детства уже много путешествовал ( тогда было спокойно, и его пускали одного ) по Советскому Союзу - благо родственников везде было много.
В Сухуми Грант близко дружил с Никитой ( Мкртычем ) Симоняном - в будущем прославленным советским футболистом ( его папа, Погос, приятельствовал с отцом Симоняна, они родом были из одного западно-армянского города - Ардвина ), вместе они играли в футбол, а потом тоже вместе поступили в Медицинский, Грант в Ереване, а Никита в Краснодаре. В Армении он выучил армянский язык, плюс английский, немного немецкий ( мама свободно говорила по-немецки, как и многие аристократы того времени ), и всё это ему в будущем пригодилось.
Грант объездил всю Армению, побывал в том месте, где когда-то жили его предки ( после депортации из Персии ), это селение Пор, Дарлагязский район ( тогда он так назывался ), там, по крайней мере, ещё в то время стояла то ли церковь, то ли часовня, которую возвёл его дед, Матевос, уже разбогатев в российском Армавире.
Также Грант очень любил Эчмиадзин и старый Ереван.
В России, тоже он единственный, из всех детей - посетил в Кисловодске ( между Кисловодском и Пятигорском ) бывшее имение его деда ( Матевоса ), по материнской линии. Интересно, что там ( это уже был санаторий для военных ) его встретил пожилой смотритель, оставшийся работать в новом государственном заведении после прежних хозяев. Он помнил ещё Матевоса, умершего в 1910 году, очень любил его и много Гранту про деда рассказывал.
Показал ему обширное имение, провёл экскурсию и познакомил с многочисленными лошадьми, там был целый табун, они ещё принадлежали деду Гранта.
По профессии, врачом, он не хотел работать - слишком много было энергии, но - куда её приложить, в Советских реалиях?!
Он трудился на заводе, возглавлял отдел ( как инженер ) и получал неплохие деньги.
Началась война, фашистская оккупация. Поначалу ( в рассказе " Марта и Антон ", это книга " Невыдуманные истории ", я об этом уже писал ) жители Кубани, очень уставшие от коммунизма ( народ там был набожный и энергичный ), обрадовались приходу немцев, - вроде, народ приличный, открыли церкви, разрешили мелкий и средний бизнес, что многих воодушевило. Грант очень быстро открыл большой магазин на Красной улице ( это самый центр города, как Невский в Петербурге ), дела шли хорошо, никто никому не мешал.
Однако через непродолжительное время на оккупированной фашистами территории начали происходить страшные вещи, жители ужаснулись - и поняли, - не с добром пришли захватчики.
Началось сопротивление. И длилось оно до долгожданного прихода Красной армии.
Все кубанцы этому очень обрадовались, наконец, началась нормальная, по сравнению с тем, что было при оккупации, жизнь. Грант опять устроился на завод, теперь военный, тоже начальником.
Он сдружился с коллективом - он вообще быстро сходился с людьми, выполнял свою работу. Однако однажды его вызвали чекисты:
- Ты, мой дорогой, должен взорвать завод, как начальник, это под твоим ведением...
- Но зачем? Мы эффективно работаем.
- Есть причины, не спрашивай, надо, и всё!
- А люди? Куда они пойдут?
- На людей наплевать!
- А мне не наплевать, это мои друзья. И там такое оборудование ( военное ).
- В общем так. Ты парень умный, если не взорвёшь, посадим. Приказ поступил.
Его отправили домой.
Грустный он ходил долго, несколько дней. Грант не мог поступить так подло... Наконец, он принял решение ( посоветовавшись с отцом ), - бежал ( он думал где-то скрыться, на какое-то время, авось и эта нечеловеческая власть ( коммунистическая ) поменяется...
Отец дал ему все ценности, какие у него были, и ночью он бежал. Мама плакала долго и много, она чувствовала, что это навсегда...
Грант попал на Украину, потом бежал в Польшу ( от него приходили письма, подписывался он " Люсей " - так звали его барышню ) и писал, " что всё хорошо ", " где я " и т. п. Но после Польши письма перестали приходить. Мать ( и отец ), и брат с сестрой ( моя бабушка ) верили, что у него всё в порядке. Они все были очень верующими людьми.
Но Грант, как выяснилось потом, попал в плен к немцам. Его отправили в Германию, в концлагерь. ( Там он познакомился со своей будущей женой, тоже армянкой, и что удивительно, из тех же мест в Турции ( из того же города ), что и его семья. Отец ( Погос ) даже знал родителей Анны, по Aрдвину, и очень не был доволен ( потом ) этому браку, но что уже было делать?!
Из лагеря чудесным образом они с девушкой ( Анной ) бежали и через какое-то время оказались в Америке, в Лос-Анджелесе - городе, который на втором сейчас месте ( после Еревана ) по количеству проживающих там армян.
Грант сохранил имеющиеся у него бриллианты ( они вшиты были в одежду ) и  там, продав, открыл бизнес. Он много работал. И будучи очень талантливым, предприимчивым человеком - преуспел.
Через некоторое время его уже в газетах называли " королём утильсырья ", он разбогател и стал донором ( одним из ) армянской общины Лос-Анджелеса.
Он многим помогал и, конечно, периодически звонил домой в Краснодар.
Как-то даже приехал в СССР ( в 60-е годы ) с подарками, одеждой для племянниц и сестёр ( тогда таких в стране Советов не было, да и вообще мало, что было ).
Интересно, что когда он приехал в город, где жила единственная ( младшая ) сестра, водитель ( такси ) из толпы родственников быстро выхватил её ( мою бабушку ), мол " дайте сестре обняться " ( тоже оказался чекистом, порядочным и сердечным, вообще в СССР они были повсюду - так называемые сексоты ( секретные сотрудники ).
В Америке Грант расширил поле деятельности, занялся с женой гостиничным бизнесом, и тоже всё у него сложилось. Он был очень богатым человеком, конечно, не миллионером, но всё-таки... Дети его жили в достатке, у них было несколько домов, бассейны ( что для СССР было невиданно - тогда эта роскошь была только у партийной элиты ).
В общем, эта великая страна дала его семье и ему всё, и главное - возможность реализоваться, за деньгами он никогда не гнался, просто с удовольствием и хорошо делал свою работу, что ценили коллеги и окружающие!
Такова его удивительная, полная приключений и опасностей, жизнь.
Дай Бог процветания его семье и потомкам!


Рецензии