Судьба коллекционера глава 14 Тайный агент
Для отъезжающих из Одессы евреев первоначально были созданы особые таможенные правила. Согласно инструкции № 56031 от 5 июля 1958 года были запрещены к вывозу книги издания до 1937 года, а также картины, гравюры, революционные плакаты двадцатых годов, революционный фарфор работы известных художников, предметы антиквариата, посуда с клеймами и марками известных мировых заводов, а также антикварная мебель. Драгоценные камни, золотые, платиновые, серебряные изделия с клеймами до 1929 года. Мемуары известных лиц, писателей, актеров. Знамена любых стран, а также музыкальные инструменты и часы, произведенные до 1924 года. Посуда с клеймами известных марок мира производства до 1928 года. Оружие и колющие предметы независимо от года производства. И драгоценные камни, золото, бриллианты , сапфиры и алмазы.
..Покидающие СССР граждане старались вывезти нечто, имеющее историческую ценность, изделия из драгоценных металлов, монеты, украшения, предметы антиквариата, а также мемуары известных лиц. Странно, но ни один еврей не пытался вывезти из Одессы «Талмуд» или свиток Торы. Так что же имело смысл вывозить из Одессы евреям легально? На что прикажите жить в Иерусалиме еврею с Одессы? Купить валюту в Одессе проблематично, зато имеет смысл везти золотые изделия, драгоценные камни, броши, ожерелья. Их можно прятать в сидения стульев и кресел. Сдирать ткань со стульев запрещено в таможенном терминале. Магнит не притягивает золото. Чем меньше вещь, тем легче вывезти. Инкунабулу легально не провезешь. Посылкой не отправишь. Посылки вскрывают, осматривая на таможне. Но кое-что все же можно передать в Израиль через моряков дальнего плавания. Судно можно встретить не обязательно в израильском порту. Есть много портов в мире.
Полковник Корзухин мечтал сделать меня особым агентом. Он видел во мне не просто молодого аналитика, наблюдательного игрока антикварного рынка с задатками дельца. Ему нужен был стратег. Игрок высшего класса. Человек, чувствующий и знающий тонкости антикварного бизнеса. Запретами, кордонами, таможенными барьерами международный валютный рынок не одолеть. Нужна тонкая игра интересов капиталистического мира и знание тайн советского рынка. Важен некий коммерческий диалог. Полковник стремился правдами и неправдами проникнуться болью еврейских эмигрантов и понять психологию и тактику, обостренный взгляд на мир еврея. Над евреями в СССР никогда не висел домоклов меч зависимости от вещей. В поле зрения полковника Корзухина было три достойных подопытных экземпляра. И тут появился на горизонте я. Знаток подлинных шедевров антиквариата. Нужен был игрок, способный переиграть и обмануть маленьких дельцов. Полковник хотел контролировать игру и меня. И тут на горизонте появились шесть офицеров КГБ. Полковник их создал. Он их выдумывал, точно кукол в «Театре Образцова». Полковник был достаточно умен, чтобы понять психологию эмигранта еврея. Полковник сочувствовал евреям, но ничем не мог им помочь. Он уважал евреев за их трезвость и несгибаемость в жизненной борьбе после многочисленных погромов в начале и середине двадцатых годов. Эмигранты колонисты немцы из Люстдорфа покинули Одессу в начале двадцатых годов. Они знали иврит и идыш. В начале пятидесятых еврейский народ еще не торопился уезжать. Полковник не верил евреям, которые говорили, что любят Одессу, любят «Черное море». Тысячи евреев процветали в Одессе до революции и умели вести свой маленький бизнес. Евреи стекались в Одессу из Бессарабии, из Молдавии. Сто семь богатейших миллионеров и меценатов евреев Одессы создали в Одессе свой «Олимп». Но советская власть неожиданно подрезала им крылья в бизнесе. И все миллионеры магнаты удрали в Европу. Прежде именно они поднимали из разрухи и нищеты Одесский край. Даже Черное море дарило евреям удачу. Дарило фабрики, мельницы, банки, корабли, черноморский флот. Одесский бизнес евреи контролировали вплоть до 1922 года. И вдруг с приходом советской власти сотни евреев покинули Одессу и одесский порт. Все частные фирмы разом исчезли. Еврей не моряк. Черное море это прекрасно чувствует. Еврей не переносит качки. Он любит уют и твердую землю под ногами, свой дом и свой быт. У еврея нет тяги к морю. Еврей не может стать летчиком, моряком, зато но может стать следователем, юристом, врачом, учителем, ученым, директором гастронома, банка, мельницы. И почему бы сегодня не привлечь с десяток молодых талантливых евреев в органы КГБ? Полковник Корзухил решил привлечь в органы КГБ сто двадцать одесских евреев. Офицер КГБ может с точки зрения полковника Корзухина играть в изящные игры с богатыми людьми в Европе.. Так думал полковник Корзухин. Прав ли был полковник? Это покажет время. Но зачем полковнику нужен я, русский босяк с Пересыпи, как выразился один из его офицеров по фамилии Томский. Корзухин приблизил к себе капитана Томского. Он советовался с ним по техническим и юридическим вопросам. Томский пять лет ходил в моря в роли третьего помошника капитана сухогруза «Зоя Космодемьянская». Томский любил рассуждать о тонкостях вывоза запрещенных предметов. При нашей встрече с глазу на глаз он сказал с ухмылкой:- Вы утверждаете, что небольшие книжонки стихов футуристов с иллюстрациями Ольги Розановой, Варвары Кулагиной, Клюна, Давида Бурлюка, а также с гравюрами Надежны Нагорской, рисунками Казимира Малевича, литографиями Мухарского, Кульбина, Наталь Гончаровой стоят десятки тысяч долларов на Западе? И вот я прошу вас как друга составить подробнейший список этих раритетов и ознакомить с ним на литературном вечере эмигрирующих евреев. Мы сообщим, что за вывоз этих раритетов им будет грозить особая статья. А также пять лет лишения свободы с конфискацией имущества.
- Это взорвет всю общественность! Ни в одной стране мира нет таких ограничений, - сказал я.
-А у нас они будут. Именно в Одессе,- поддержал Томского полковник Корзухин. - Мы должны пресекать вывоз из СССР ценных предметов искусства и прежде всего дорогих картин. Я намеренно не называю имен художников. Сейчас в моде Казимир Малевич. Его странный холст под названием «Черный квадрат» стоит в Париже на аукционе пять миллионов долларов, но с нашей помощью все очень скоро изменится в Европе и Одессе. Картины становятся особой формой ценности, почти символом денег. Возникает оценочная причастность произведений искусства к бизнесу. Искусство может стать своего рода формой денег. Но деньги не смогут стать формой искусства никогда. У денег просто нет своего эстетического лица. Согодня нет в СССР четких мировых цен. В том числе на произведения искусства. Нет такого рынка искусства, как в Европе, потому что мы страна рабочих и крестьян. Мы пролетарии и пролетаем пока что.. Мне обидно, что цены на произведения искусства определяет именно Запад. У нас нет каталогов и цен на антиквариат. Нет инструкций по методам оценки раритетов на таможне. Зато мы запустили первыми в мире в космос спутник и ракету с космонавтом Юрием Гагариным. Нам нужен космос, а уже потом успехи в бизнесе. Да, мы отстали от Европы на рынке искусства. Будем догонять. Мы не выпустим на запад ни одного раритета. Мы должны создать советский рынок произведений искусства. Я не понимаю, почему его нет в Одессе? Почему наши журналы не отражают тонкости рыночных механизмов и цен на произведения искусства?
-Потому что нет искусствоведов, знающих рынок искусства,- сказал капитан КГБ Михельсон. -Кто обучал этому нас в СССР? Дайте нам возможность изучить тонкости западной экономики и спроса на произведения искусства. В СССР нет рынка искусства. Мы отстали от капиталистического мира. Понятно, что никто не повезет в Израиль полотна Репина, Сурикова, Айвазовского, Левитана, Кустодиева. Известных европейских художников восемнадцатого, девятнадцатого сегодня не оценят по достоинству в Израиле. В Иерусалиме нет спроса на великих русских художников в отличие от Европы. Тем не менее, выезжающие в Израиль евреи хотят знать, чего стоят отечественные редкости? Даже у нас в Одессе ни один офицер КГБ не знает цен на мировом рынке искусства. В СССР все обесценилось, потому что размыты дореволюционные ориентиры. А ведь были до революции журналы для коллекционеров с ценами. Были, были! Где-нибудь на таможне в глухом уголке Карелии можно еще запросто вывезти картины Давида Бурлюка, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Леонида Пастернака. Записать гуашью полотно, а в Европе смыть. На таможенных постах нет достойных специалистов. Имя Давида Бурлюка забыто в Одессе. В Новосибирске о нем вообще не знают сегодня.
- Семен Маркович, вы такой дока в вопросах искусства, что будете в таможенном терминале Одессы отныне нашим главным контролером,- сказал полковник Корзухин. - Спасибо за совет обратить внимание именно на полотна авангардистов и модернистов. Срочно составьте список художников, чьи полотна ценятся в Европе и Америке. Инкунабулы тоже весьма любопытная позиция. Перед нами открывается колоссальный резерв поднятия экономики не тлько Одессы. Это же чистая валюта. Не так ли?
-Так.
-Мы должны знать цены на западных аукционах. Меня заинтриговала эта игра. Цены охраняют от забвения великие произведения искусства. Неужели не осталось в Одессе картин Давида Бурлюка и Михаила Ларионова? Неужели не осталось ни одного знаменитого художника? Не верю! Партия поручит нам и мы выпестуем сотни Бурлюков. Министерство культуры УССР должно объявить конкурс. Нужно принять закон об оценке и экспертизе произведений искусства. Выходит, без высокой цены на аукционе в Европе талантливая картина как бы не существует. Наши работники «Вторсырья» должны побывать на западных аукционах. Вы утверждаете, что коллекционеров в Одессе нет? Я сам запишусь в коллекционеры. Мы страна рабочего класса. Мы страна инженеров. И нам невдомек, зачем западному коллекционеру нужны картины Давида Бурлюк. Им нужны инкунабулы? Извольте! У нас в макулатурных пунктах тонны инкунабул. На старых дачах у старушек полно всякого старья. А ваш дорогой господин Флинт пользуется неосведомленностью одесских старушек, старичков и их наследников. Флинту нужны простаки. Он утверждает, что он хранитель прекрасного. Флинт ловчил и ловчит где только может и дурит старушек. Искусство не должно быть жертвенным полем в этом мире.
- Ван Гог умер в нищете,- сказал капитан Михельсон.- Прошел всего два год после его смерти и вдруг его картины взлетели в цене до миллиона долларов. И даже выше. В салонах Парижа задавали тон играм и цены три коллекционера миллионера. Они выждали и скупили картины Ван Гога за копейки. А потом подняли цены до миллиона долларов. И дальше цена на полотна Давида Бурлюка только росла. А кто задает сегодня тон и моду на картины в Одессе? Токарь Федя? В Одессе нет богатых людей. Кто из художников может вызвать ажиотаж в коллекционном мире? Есть в Одессе художники такого уровня? Картинные галереи Одессы не имеют денег. Почему ни одна из картинных галерей Франции при жизни Ван Гога не купила ни одну его картину? Не купила ни одну картину Натальи Гончаровой, Лентулова или Михаила Ларионова? Картин Давида Бурлюка нет в Одессе. Однако он нищим уехал в Америку и увез все свои картины. Сегодня в Европе и Америке картины Ван Гога, они стоят от двадцати до двухсот миллионов долларов. Неужели Одесса и Париж не были способны при жизни оценить картины Ван Гога? Почему не купили картины Ван Гога музеи Франции при жизни Ван Гога? Почему живопись Поля Гогена оценили первыми в мире американские миллионеры? И лишь тгод спустя проснулись меценаты Франции.Почему же не проснулся ни один музей Парижа? Художники Франции растерянно недоумевали, почему картины Ван Гога и Поля Гогена баснословно взлетели в цене? Так кто же задает тон на рынке искусства? Все картины Ваг Гога при жизни художника можно было скупить по сто долларов. Где же были одесские коммерсанты? Ни один одесский художник, уехавший в Париж, так и не прозрел.. И многие нищими художники вернулись в Одессу. Очень странная получается ситуация. Оказывается живопись- самое прибыльное производство в мире. Рынок искусства открывает народу глаза. Но почему же не оценила Ван Гога при жизни «Академия живописи Франции»? И я уверен, что народ Франции не понимает и сейчас в чем ценность картин Ван Гога и Поля Гогена. И не понимает этого рабочий класс Одессы, Тирасполя, Бердычева, Кишинева и Москвы. Кто главный специалист по живописи в Министерстве культуры СССР? Кто изучает интересы людей, эмигрирующих на Запад? Почему люди пытаются вывезти из СССР именно произведения искусства? А не труды Карла Маркса? Или Ленина? Страна спокойно смотрела на то, как художники авангардисты покидали Одессу, Витебск. А ведь «Черный квадрат» Казимира Малевича можно было купить в Витебске в 1924 году за сто рублей.
-Скажите, милейший, кто сегодня главный специалист по вопросам искусства в Министерстве культуры СССР?- спросил полковник Корзухин.- Есть ли спрос и ажиотаж на картины Аристарха Лентулова в Киеве, в Москве?
-Да нет никакого ажиотажа,- ответил капитан Михельсон.
- Так чего ж мы ждем? Марк Львович, ты должен под видом богатого наследника поехать в Киев и предложить искусствоведам музеев купить семь инкунабул и две картины.
-Дадите нам на время пять инкунабул и две картины Давида Бурлюка?- спросил меня полковник Корзухин.
-Это ни к чему. Вас даже не станут слушать сотрудников министерства. У них нет средств. И что вы думаете делать дальше? Нам нужна валюта, а не пикировка с чиновниками. Пусть чиновники приезжают из Киева в Одессу смотреть мою коллекцию.
-А ведь и впрямь: куда нам спешить? Мы тоже скоро станем искусствоведами,- усмехнулся полковник Корзухин. - Мы должны окунуться в стихию западного рынка. У меня в штате единственный эксперт в вопросах искусства: капитан Михельсон. И свечка ему в руки, пусть бродит по Одессе в поисках прекрасного и подает гудки «SOS». Какой смысл учить антикварному делу моих офицеров, если у них нет коммерческого нюха? А ты се равно учись, капитан Петрухин, пойми душу коллекционера и художника. В Одессе на рынке искусства король пока что Флинт. Может, он согласится с нами сотрудничать? Мой человек под видом простака познакомится с ним и покажет ему одну картину Щищкина. Флинт купит, а потом мы с ним поговорим.
Услышав эти слова, я поехал к Флинту, чтобы предупредить старика. Он не подозревал, что попал в поле зрения КГБ. Я сожалел, что откровенничал с полковником Корзухиным. Ведь я мог стать жертвой игры с КГБ. Отступать было поздно. Полковник решил создать школу таможенных ассов и проодить сделки с богатыми людьми.
-Cотни имигрирующих евреев мечтают купить по дешевке антиквариат, картины, бронзу, инкунабулы, -говорил мне полковник Корзухин.- Мы должны создать картотеку богатых людей Одессы и узнать: кто что собирает? Где держит? Дома или на даче? Откуда добывает средства? Что перепродает и кому в Тнльавиве и на Западе? Какие каналы в мире коллекционеров ведут на Запад? К кому именно? Кто из высоких чиновников собирает антиквариат, картины, драгоценности в Одессе, в Киеве? в Москве? Там где крутятся большие суммы в валюте, дело переходит в политиеское сотрудничество. Товарищ Маленков тоже в свое время тайно собирал дорогие картины. Лаврентий Павлович Берия собирал дорогой фарфор и бронзу семнадцатого, восемнадцатого веков. Скажите, почему Лаврентий Берия ценил русский фарфор восемнадцатого века дороже фарфора марок Мейсона? А фарфор марки Гарднера не признавал вообще. Берия был великим коллекционером. Но ни один человек не знает, кому досталась его громадная коллекция. Мы не смогли ее найти. Это не интересует вас? Большая играбольших людей….
Вот так я стал секретным консультантом КГБ. Причем, бесплатно. Но не в ком разе не штатным агентом. Я сожалел, что назвал полковнику имя Флинта и теперь умолял полковника не тревожить старика. Я честно все рассказал Флинту и предупредил его.
-Ты наивный человек,- сказал Флинт.- Но я тебя не виню. Ты пытаешься просветить высоких чиновников и думаешь, что они откроют тебе дорогу в жизни. Они отберут у тебя все до нитки. Только выждут нужный момент! Вывези все ценное срочно в Еврпу и выставь на аукцион. Открой валютный счет в Лондоне. А пока суть - да дело купи дом в глухом селе. Посели там своего человека. Дома ничего нельзя держи. Однажды приедут ночью и все вывезут. Но раз уж ты подружился с полковником Корзухиным, не подавай виду, что опасаешься его. Ведь ты написал письмо Хрушеву! У тебя имеется ответ из Кремля. Покажи его полковнику. Он поймет, что ты стал доверенным лицом и информатором генсека Хрущева. Дай понять полковнику, что ты агент Кремля и можешь сообщить в Москву о бездеятельности местных органов КГБ. Ты должен создать миф о вербовке отъезжающих евреев неким человеком из КГБ.
-Но это ложь.
-Тебя может спасти только миф. Меня тоже может спасти некий миф и мнимая роль куклы. Я своего рода кукла информатор. Я помог тебе изучить антикварный рынок. Ни ты, ни я не числимся в мире потенциальных игроков на антикварном рынке. Но ты должен плести байки о тайнах антикварного рынка и придумывать мифы. Ты должен создать в глазах полковника Корзухина миф, что ты информатор Кремля и знаешь имена богатых одесских евреев, уехавших в Европу в начале двадцатых годов. А затем, мы с тобой должны посеять в КГБ легенду, что где то в Одессе есть запыленные временем дачи, квартиры, подвалы, где лежат покрытые пылью антикварные вещи. Ты такой болтун, что можешь уговорить кого угодно. Ты очень ловкий враль. Я верил тебе и попал в твои сети. Я знаю: ты можешь продать меня с потрохами. Но прежде выслушай меня и не гони коней. Ты должен пригласить полковника Корзухина к одной богатой даме преклонных лет на квартиру и попытаться его увлечь ее коллекцией картин, фарфора, бронзы. Убеди полковника вложить деньги в фарфор, в старинную бронзу, в картины, в шарманки. Там много всякого добра.
-Что это за мифическая старушка? У меня нет такой знакомой дамы.
-Я дам тебе адрес очень солидной дамы на «Пятой станции», «Большого Фонтана» у которой масса всякого старья идобра. Вдова бывшего директора коммерческого банка в 1919 году. Ты должен уговорить полковника Корзухина помочь ей вывезти весь ее антиквариат на Запад. Купить ей квартиру на вырученные деньги в Лондоне и сделать там явку.
-Зачем?
-Для изучения спроса в Европе. Корзухину нужен опыт. И мы поможем ему. Он азартный игрок . А дама вылечится от скуки и одиночестве в Одессе.
-Но у полковника Корзухина нет денег.
-Мы поможем ему чуточку разбогатеть. Его надо деликатно втянуть в игру. Это в интересах советской разведки. Ты сообщищб в Москве в главке КГБ, что твою идею одобрил Хрущев. Покажешь его письмо к тебе. Назначь послезавтра полковнику Корзухину встречу на обрыве у моря, куда сбросили сотни памятников со «Второго еврейского кладбища». Именно там я с ним познакомлюсь. Как бы случайно. Он не знает меня в лицо. Я могу не называть мое настоящее имя. Мой интерес состоит в том, чтобы открыть ему глаза на ценность старинных памятников работы французских мастеров. Это же миллиарды фунтов стерлингов. Двадцать шесть памятников работы только Огюста Родена. Клюнет полковник или нет, будет видно. Только он может мне помочь вывезти на Запад двадцать девять памятников. И тогда я возьму его в долю. Мы должны заразить его коллекционной страстью. Мы сделаем его коллекционером, как Лаврентия Берию. Именно одесские евреи сделали Лаврентия Павловича Берию коллекционером. Это же колоссальный политический театр, а не «Второе еврейское кладбище». Зачем Жуков поторопился его снести? Слишком поздно выяснилось, что это место не годится под артиллерийские батареи. Их заменил современный ракетный комплекс вдали от берега. Артиллерия устарела. Решили открыть на месте кладбища ипподром. Памятники решили сбросить на свалку.
Свидетельство о публикации №220061601431