Алтарь Отечества
Короля в Риме любили, называли Отцом Отечества, но еще больше любили его вторую жену Розу Верчеллана, или, как ее звали в народе «Белла Роза». Из уст в уста передавали рассказ о том, как в 1847 году в военном лагере под Пьемонтом 14-летняя красавица, дочь тамбурмажора, угостила тогдашнего принца Виктора Эммануила местным блюдом фондю. Через неделю покоренный красотой, простотой, добротой и, добавим, кулинарными способностями девушки, принц тайно пригласил её в свой замок. С той поры он сохранил нежную привязанность к Розе до конца своих дней. Даже, несмотря на официальный брак с Адельгейдой Австрийской, которая родила ему пять детей. После смерти первой жены, король вступил с Розой в морганатический брак, и она подарила ему еще двух детей.
Король умер в 1878 году. Похоронили его в Пантеоне. А Белла Роза после смерти короля перебралась в Пизу, где и умерла в 1885 году.
В том же 1885 году началось строительство монумента в честь Витторио Эммануэле. Для строительства архитектор Саккони выбрал не традиционный травертин, но мрамор, который использовали императоры Древнего Рима. А для отливки 12-метровой конной статуи Отца Отечества использовали древние пушки из Замка Св. Ангела. Кстати, сохранилась фотография банкета на 40 персон, который был устроен по завершении монумента, представьте себе, внутри коня.
Появлению здесь могилы неизвестного солдата предшествовала история, похожая на легенду в духе Вечного города.
Вскоре после окончания первой мировой войны генерал Джулио Дуэ предложил воздать достойные почести неизвестным солдатам, не вернувшимся с поля боя. Создали специальную поисковую группу из солдат, офицеров и капелланов. К поиску останков приступили в местах самых ожесточенных сражений на севере Италии. Поисковикам добровольно помогали окрестные жители. Останки укладывали в десять специально изготовленных гробов. Весть о поисках безвестных жертв войны разнеслась по всей стране и объединила старых и молодых, верующих и неверующих, даже представителей противоборствующих партий. Родилось ощущение единства нации. Жители Италии чтили память 600 тысяч сограждан, погибших в Первой мировой войне.
Гробы, покрытые итальянскими флагами, украшенные лавровыми венками и цветами, установили в центре города Триеста. Но для переноса в Рим нужно было выбрать всего один гроб. Эту почетную и печальную миссию поручили Марии Бергамас. Уже несколько лет она носила траур по своему пропавшему без вести сыну и терзалась оттого, что не было могилы, где она могла бы оплакать его. Молчаливая толпа напряженно замерла, когда Мария медленно пошла вдоль череды гробов. У одного из них она упала на колени и, обняв руками, заплакала, повторяя имя сына.
После этого гробы с останками неизвестных солдат были погребены на центральном кладбище города Триеста в братской могиле, над которой возносится статуя Христа. Выбранный Марией Бергамас гроб с прахом неизвестного солдата поместили сначала в цинковый ящик, который поставили в дубовый короб, украшенный национальными и военными символами. Гроб поставили на открытую платформу и через всю Италию повезли в Рим. На всем пути, где проходил поезд, окрестные жители становились на колени у железнодорожного полотна и молились за упокой неизвестных жертв войны. Гроб осыпали цветами. К одному из букетов была приложена трогательная записка шестилетней девочки, отец которой не вернулся с фронта. Она надеялась, что, может быть, именно здесь отныне покоится прах ее отца.
На вокзале Термини в Риме траурный поезд встречал король Виктор Эммануил с семьей, высшее руководство страны и бесчисленная толпа жителей, объединенных общей болью. Гроб понесли на руках к церкви Санта Мария дельи Анджели и дей Мартири (Ангелов и Мучеников). Отслужив молебен, гроб установили на лафет пушки, и по центральной улице виа Национале торжественная процессия прошествовала к площади Венеции. Здесь, у Алтаря Отечества собрались представители всех родов войск, над которыми развевались многочисленные флаги воинских подразделений Италии. Гроб опустили в специально подготовленное углубление у основания монумента и закрыли мраморной плитой. Ровно в 10 часов на Капитолии раздались удары главного колокола столицы, знаменитой Патарины. Звон подхватили колокола всех церквей и монастырей Рима, а затем и всей Италии. С 4 ноября 1921 года Неизвестный солдат хранится в сердце Рима, над его могилой горит вечный огонь и стоит почетный караул. А монумент с той поры получил название - Алтарь Отечества.
***
Огромная беломраморная громада не очень гармонирует с соседними древними сооружениями. Однако Рим потому и называется Вечным Городом, что даже самые грандиозные постройки не меняют присущего ему от века уникального характера, не затмевают собой прошлого.
ХХ век. Идет строительство Алтаря Отечества и попутная реконструкция площади Венеция. Убирают землю со склона Капитолийского холма и обнаруживают многоэтажный римский дом II века. Такие постройки назывались инсулами, или островами в бурном море многолюдного уже в те поры Рима. Именно по причине перенаселенности города дома в центре строились многоэтажными. Этот, к примеру, был в пять этажей. Если заглянуть в провал раскопа, то можно увидеть первый этаж, где обычно помещались магазины и склады, а далее поднимаются еще несколько этажей. Сегодня посетители входят в здание через небольшую дверь, проделанную в окне второго этажа. Строения эти были своего рода "доходными домами", и хозяин сдавал жильцам квартиры, состоящие из одной или несколько комнат. В помещениях, обращенных к улице, были проделаны окна, потом шел коридор и второй ряд примыкающих к скале коморок, куда дневной свет не проникал. Ни воды, ни канализации в таких домах не было. Для обогрева помещений пользовались жаровнями, поэтому пожары в древнем Риме случались очень часто. Готовили, видимо, на тех же жаровнях, так как при тщательном обследовании строений в них не обнаружили ни следов кухонь, ни отхожих мест. Понятно, что с заходом солнца мало кто спускался вниз по темным коридорам пятиэтажного дома. Чаще всего содержимое ночных горшков через окна выплескивалось вниз. Туда же летело все, что становилось ненужным в доме. Поэтому античный сатирик Ювеналий писал, что "выходя гулять по ночному Риму, надо оставлять завещание".
Прогулки по Риму были небезопасными также из-за транспортных проблем. Толпы народа на узких улочках города вряд ли были меньше, чем теперь на популярных туристических тропах. Поэтому езда по городу в экипажах и на лошадях в дневные часы просто запрещалась.
В качестве общественных уборных на углах улиц древнего Рима устанавливали огромные чаны. Мочу из них суконщики использовали для отбеливания материалов. Пришедший к власти император Веспасиан нашел казну совершенно опустошенной безумными расходами его предшественника Нерона. Он стал вводить новые налоги. Среди них были налоги на суконщиков, использующих содержимое городских чанов, а также на общественные уборные. Сын Тит попрекнул отца такими неблаговонными деньгами. В ответ Веспасиан поднес к носу Тита горсть монет и произнес провербиальную фразу: «Non olet pecunia» - Деньги не пахнут».
Так, рядом с Алтарем Отечества ХХ века на крохотном участке земли, на склонах одного из исторических холмов Древнего Рим соседствуют дом II века, крохотная колоколенка XII век и огромный храм Арачели XIII века. Такое бывает только в Италии. Воистину, Рим – Вечный Город!
(Из цикла «Азбука Рима»)
Свидетельство о публикации №220061601477