ДЕНЬ РОЗ глава 19

                * * * *


   Заканчивался январь. Стояли крепкие морозы. Хорошо, что успел выпасть снег. Нина потихоньку шла на поправку. Каждый день женщину навещали мама и её друг Геннадий, которым всё же пришлось рассказать, что произошло в тот вечер, наперёд заверив, что жизни Нины ничего не угрожает. Ксюша и Евгений были зачислены в штат проживающих в больнице. Персонал не обращал на них внимания, понимая, как нелегко маленькой девочке без матери, а молодому мужу без жены. Медсёстры восхищались самоотверженным мужчиной. Светлана и Юрий забегали так часто, как только позволяло время.   
   Однажды, в начале рабочего дня Торопову ожидал неприятный разговор.
Ирина Витальевна пять лет вела у дочери математику и была классным руководителем. За все годы на девочку не было ни одного нарекания от учителей, а тем более от Ирины Витальевны. И не потому, что мама Лили была сама учителем и работала в этой же школе, просто девочка была способной и прилежной ученицей. Она с удовольствием участвовала в жизни класса и школы, выступая в художественной самодеятельности, занимала призовые места на различных олимпиадах.
Светлана, конечно, могла предположить, что сейчас для Лили трудный и сложный период. Но то, о чём рассказала Ирина Витальевна, её повергло в шок.
–Светлана Николаевна, поверьте, мне крайне неприятно говорить вам об этом, но Лиля в последнее время стала агрессивна, неуравновешенна. Скажите, может, у вас что-то случилось?
–Да. В нашей жизни произошли некоторые перемены, – задумчиво ответила женщина, – но дома я не замечала, чтобы Лиля грубила, вела себя агрессивно.
–Поймите, вчерашний инцидент – это просто нонсенс для всех нас. Она избила одноклассницу. У Татьяны Савёловой разбит нос, синяки, порванное платье, – Ирина Витальевна Белова всегда говорила немного пафосно, с некоторой примесью аристократичности, как, впрочем, и одевалась, но при этом была премилой женщиной. 
–Я поговорю с дочерью. Она обязательно извинится перед Таней и попросит прощение. За нанесённый ущерб я заплачу.
–Светлана Николаевна, поймите, дело же не в деньгах, – скрестила руки на груди классная.
–Спасибо, Ирина Витальевна, пришли дети, простите, мне пора начинать урок.
–Да, конечно, конечно, – поправив очки, Белова вышла из класса. 
Светлана не знала, какие найти слова, чтобы поговорить с дочерью, объяснить ей, что ничего не поменялось и она, как и раньше, любит свою девочку.
«Значит, – думала она, – я рано расслабилась, обрадовавшись, что всё у нас хорошо. Если случилась такая беда, то не всё и не хорошо».
Приготовив ужин, она подождала, когда дочь покушает, сделает уроки, вошла к ней в комнату.
–Лиль, можно к тебе? – постучалась Светлана.
–Заходи, мамуля.
–Хочу, котёнок, поговорить с тобой.
–Что уже Витальевна пожаловалась?
–Не пожаловалась, а рассказала, что ты избила Таню. Это правда?
–Правда.
–Мне стыдно за тебя, – глядя в глаза дочери, проговорила мать, – твоё поведение огорчило меня. Я знаю, что ты не драчунья. Ты хорошая и добрая девочка.
Лиля молча смотрела в сторону.
–Я хотела бы всю свою жизнь, всегда-всегда гордиться тобой, а мне приходится краснеть.
–Ну извини, что я не оправдала твоих ожиданий, – по-взрослому, с определённой долей жестокости, ответила дочь.
–Нет, ты меня не поняла. Я имею в виду, что я горжусь тобой и даже не тем, что ты у меня можно сказать отличница, а тем, что ты растёшь доброй девочкой. Что могло рассердить тебя так, что ты позволила себе быть жестокой?
–Танька сказала, что скоро ты отдашь меня бабушке, – заплакала Лиля.
Светлана не стала обнимать дочь, хоть ей хотелось прижать к себе плачущего ребёнка.
–Лиля, кто бы тебе и что бы тебе ни сказал, никогда не поднимай на человека руку. Ты не имеешь такого права.
Девочка внезапно встала и побежала в прихожую. Наспех обулась, сорвала с вешалки пальто и шапку и со словами: «Вот и живи со своим дядей Юрой, Танька была права. Я совсем тебе не нужна!» – убежала на улицу.
Торопова накинула пальто на лёгкий халат, засунула голые ноги в сапоги и помчалась догонять дочь. Юрий, услышав крик ребёнка, вышел, ничего не понимая, так и остался стоять в прихожей до возвращения Светланы.
Через десять минут запыхавшаяся женщина вернулась домой одна.
–Свет, что случилось?
–Лилька убежала, – не могла отдышаться Торопова, – где её теперь искать, ночь на дворе…
–Давай оденемся и пойдём вместе искать, – предложил мужчина.
Они вышли на улицу и быстрым шагом направились к дому, где у Светланы была квартира. По дороге женщина рассказала Юрию, что приходила Ирина Витальевна, классный руководитель Лили, поведала и о драке, которую учинила её дочь, и о размолвке, что произошла между ними в комнате.
В квартире никого не было, да и ключей от неё у Лили тоже не было. Светлана начала обзванивать подруг дочери, надеясь, что девочка где-то рядом.
–Её нет нигде, я обзвонила всех.
–Пошли поищем.
–Где? – плача, спросила женщина.
–Сам не знаю, но что-то делать же нужно.
Звонок стационарного телефона привёл хозяйку квартиры в смятение.
–Светлана, – голос Лидии Ивановны не предвещал ничего хорошего, – что у тебя там происходит?
–Что у меня происходит? – как можно спокойнее отвечала она матери, пытаясь понять, пришла ли к ней Лиля или её там нет.
–Я спрашиваю тебя о дочери! Почему девочка среди ночи прибежала вся заплаканная и рассказывает небылицы?
–Какие небылицы, мама?!
–С каким ты мужиком живёшь, что это ещё за фокусы? – кричала мать в трубку.
–Мама! Я вполне взрослый человек! И сама решаю такие вопросы.
–Ты не можешь жить с кем попало. Какой пример ты подаёшь дочери?! Что это за дяди?!
–Мама, ты просто скажи: Лиля у тебя?
–У меня, где же ей ещё быть, если родная мать – кукушка!
–Мама, я сейчас приеду.
–Не смей, я двери всё равно не открою. Для визитов есть день. И подумай, что для тебя важнее: дочь или твои развлечения.
–Я устала, прости, – ответила Светлана, положив трубку, заплакала.
–Свет очей моих, – пытался успокоить Юрий любимую женщину, – не плачь, всё утрясётся.
–Утрясётся, – ответила она, а сама подумала: «Когда это всё закончится, разве нельзя жить всем вместе в мире и любви». И от этой мысли, от того, что Лиля сбежала, и от маминых грубых, колких слов ей стало обидно и горько. С женщиной случилась самая настоящая истерика. Светлана понимала, что всё происходящее сейчас на глазах у Юрия не прибавит бонусов ей как женщине, но ничего не могла с собою поделать.
Наутро она поднялась в учительскую и сообщила Ирине Витальевне о том, что, возможно, несколько дней Лиля не сможет посещать школу.  Вечером предстоял непростой разговор с дочерью и, наверняка, с матерью. Светлана позвонила Юрию и сказала, что после работы пойдёт за Лилей, чтобы он её не ждал и ужинал сам.
Чем ближе она подходила к дому Лидии Ивановны, тем больше начинала болеть голова.
–Привет, мам.
–Заходи, – неприветливо ответила Лидия Ивановна, пропуская дочь в квартиру.
–Лиля дома?
–Да, в детской комнате.
   Детской называли ту комнату, где выросли они с сестрой Ольгой, которая сейчас жила в Москве и занималась научной деятельностью.
–Лиля, здравствуй, я пришла поговорить.
Девочка не отзывалась и смотрела в другую сторону.
–Нет, это я хочу с тобой поговорить, – сказала стоящая за спиной Лидия Ивановна.
–Хорошо, пошли, – ответила взрослая дочь, понимая, что разговора всё равно не избежать.
–Когда мне рассказывали, что ты ходила по городу за ручку с чужим мужчиной, я тебя не трогала. Думала, пройдёт. Но ты перешла все мыслимые и немыслимые границы дозволенного, связавшись непонятно с кем.
–Мама, давай не будем никого оскорблять, ты не вправе навешивать ярлыки на человека, которого не знаешь.
–Вот именно, ты прыгаешь в койку к постороннему тебе мужику!
–Не мужику, а мужчине. Его зовут Юра.
–Мне всё равно, как его зовут!
–Мама, я прошу тебя, не нужно так говорить. Когда вы познакомитесь, ты узнаешь его получше, тебе станет стыдно.
–Нет, милочка, это тебе должно быть стыдно за своё поведение.
–Да какое у меня поведение?! – не выдержав, закричала Светлана. – Какое, скажи?
–Не кричи на мать!
–Не ты ли выдала меня замуж, когда я просила забрать меня домой!
–Как я могла забрать тебя, если ты сама дала согласие на брак.
–Я была молода, влюблена, и только в самый последний момент поняла, за какого человека выхожу замуж. Ты могла бы избавить меня от ошибки, но тебе было жаль денег, потраченных на стол, платье и всё остальное. А то, что я столько лет жила с человеком, которого боялась и ненавидела, тебя не заботило. Дай мне стать счастливой, быть самой собой! Ты прожила с отцом, он тебя пальцем не тронул. Разве ты нуждалась, как я?
–Твой отец был достойным человеком.
–Разве ты, – продолжала Светлана, – была унижена любовницами, пьянками? Приходилось ли тебе, чтобы не замёрзнуть в холодном доме зимой, рубить дрова? Сидеть в машине и ждать мужа, который в это время милуется с очередной…
–Ты мне никогда не рассказывала, – растерялась мать.
–Что я тебе должна была рассказать, – вытерла слёзы женщина, – чем можно было гордиться, тем, что он душил меня ночами, а когда слышал, что начинаю хрипеть, отнимал подушку. Чем, мама? Юра хороший, умный, он любит свою дочь, заботится о ней, значит, будет заботиться и о моей дочери, если любит меня. Он не просто человек с улицы. Он работает у нас в отделе заместителем главного бухгалтера. Разве никчёмного человека поставят так сразу на должность? Возможно, у нас ничего и не получится, – продолжала Светлана, – но я уже в том возрасте, что смогу постоять за себя, а тем более за Лилю. Или ты думаешь, что я дочь люблю меньше, чем ты внучку?
Лидия Ивановна сидела бледная и растерянная. Её потрясли слова дочери. Оказывается, она ничего не знала о жизни своего ребёнка.  А разошедшаяся не на шутку Светлана продолжала свой исповедальный монолог.
–Рассказать тебе, как он оставил меня в чужой стране, выкинув из машины, а знаешь сколько было бы лет моему нерождённому ребёнку, если бы Олег не избил бы меня той ночью на обратном пути, когда заболела Лиля? Посчитать, сколько горьких и унизительных ночей я проплакала, лёжа рядом с безмятежно уснувшим мужем? А Юра не сомкнёт глаз, пока не усну я. Он дарит цветы по поводу и без, готовит нам праздничные завтраки. Почему, почему я не могу быть счастливой? Просто счастливой. Когда ты поймёшь, что я не ты, а моя жизнь не должна проходить по тобою написанному сценарию? У меня своя история, свои ошибки, – проговорив последние слова, Светлана заплакала.
Сидя в соседней комнате, Лиля слышала разговор. Ей стало жаль маму. Она вышла, взяла Светлану за руку и, заглянув ей в глаза, сказала:
–Прости меня, мамулечка, – тихие слёзы катились по щекам девочки, – пошли домой.
Светлана покачнулась, острая боль в височной части головы словно разорвала всё изнутри, в глазах потемнело. Светлана оседала на пол, чёрно-красные мошки кучной стаей закружились перед глазами. Лидия Ивановна вовремя подбежала к дочери, помогла ей присесть на диван. Лиля не растерялась и позвонила в скорую помощь, кое-как объяснив, что произошло, назвала бабушкин адрес.
–Прости меня, мамочка, – плакала девочка.
–Не плачь, котёнок, слушайся бабушку и сообщи дяде Юре, – сухими губами шепнула Светлана.
–Так-так-так… – задумчиво проговорил приехавший на скорой врач. – Давление у вас высокое, скажите, что вы чувствуете?
–Тошнит, меня как будто оглушили, – прошептала Светлана.
–Пульс у вас, как у зайца в момент опасности. Что ж, вам нужна госпитализация, – сухо чеканил слова фельдшер.
Санитары снесли беспомощную женщину на носилках и увезли в больницу. Лидия Ивановна молча сидела в комнате.
–Бабушка, за мной сейчас приедет дядя Юра, я поеду с ним к маме.
–Да, да… – отрешённо ответила бабушка. – Поезжай, конечно…
    В больнице к Светлане не пустили, сказали, что ей сейчас нельзя никаких посетителей и волнений. Юрий сбегал в ближайший магазин и купил всё необходимое для Светланы на первое время.
Неизвестно, по какому такому закону, именно в этот день Нина, окрепшая и радостная, выписывалась из больницы. И когда она пыталась дозвониться до подруги, то ни один телефон не отзывался.
–Нин, – слегка растерянным голосом Евгений позвал жену, – Света в больнице, у неё криз.
–Какой криз?
–Гипертонический. Юра сказал, что она ходила к матери и там ей стало плохо.
–Не исключаю, что Лидия Ивановна отчитывала Светлану на тему морали.
–Это как?
–В том смысле, что она, наверное, узнала о совместном проживании Светланы и Юрия.
–Что тут такого?
–Ты не знаешь эту женщину. Да и лучше не знать. Ладно, утро вечера мудренее.
    Торопова лежала в неосвещённой палате. Она была одна. В машине скорой помощи ей что-то ввели в вену, в приёмном покое незамедлительно поставили капельницу и через тридцать минут она почувствовала облегчение. Головные боли отступили, прекратился и тремор рук. После лекарств хотелось спать, и Светлана провалилась в тяжёлый сон. Проснулась женщина от режущей боли внизу живота. Светлана попыталась встать и пройти в туалетную комнату. Откинув одеяло, она увидела кровь.
«Нет, только не это!» – с ужасом она поняла, что когда-то уже имевшая место ситуация повторяется. Тогда Торопова была уверена в своей беременности, а теперь только предполагала. Светлана всё никак не могла выбраться к женскому врачу. Ей было не до того: сначала её захватили чувства к Юре, затем свадьба подруги и нападение, Лилины истерики, разбор полётов в школе. Светлана всё откладывала и откладывала поход к гинекологу. Но мысли о беременности всё же посещали её.
Она вышла в коридор и позвала на помощь. С первого поста прибежала молоденькая сестричка. Увидев кровавое пятно на подоле ночной рубашки у больной, она проводила её назад в палату, а сама побежала в ординаторскую за дежурным доктором.
    Светлану переложили на каталку и увезли в операционную.
Утром в палату вошёл лечащий врач. Он присел на край кровати. Отвернувшись к стене, Торопова тихо плакала.
–Светлана Николаевна, – медленно, но твёрдо проговорил доктор, – вы должны взять себя в руки. Вы молодая и вполне здоровая женщина, у вас будут дети, если, конечно, захотите.
Светлана повернулась и сквозь слёзы спросила:
–Почему? Почему это случилось со мною уже во второй раз? Как я могу родить, если и вторая беременность закончилась гибелью ребёнка?
–Светлана Николаевна, – выдохнул доктор, ему и самому было жаль женщину, – понимаете, сильный стресс спровоцировал криз. В последнее время у вас часто болела голова? Скажите, у вас есть родственники, страдающие артериальной гипертонией?
–Я не знаю, наверное, нет. Хотя папа умер от инфаркта.
–У вас бывают носовые кровотечения?
–Нет, у меня болела голова… Весь последний месяц, но кровотечений не было.
–Я склоняюсь к тому, что у вас развилась гипертония первой степени. С этим заболеванием при правильном отношении к себе, выносить ребёнка вполне возможно. Нужно себя беречь, больше гулять на свежем воздухе, меньше расстраиваться. Хорошо?
–Хорошо, – всхлипнула Светлана.
Следующие полторы недели Светлана провела в больнице под наблюдением врачей. Первыми её навестили Лиля и Юрий, часто захаживали Нина и Евгений. Лидия Ивановна так и не появилась.
    Зима хоть и длилась долго, но весна наступила точно в срок. В жизни Светланы вроде бы ничего не изменилось, но всё же что-то внутри неё надломилось. Каждое утро они с Лилией бежали в школу, вечерами делались уроки и проверялись тетради. Юрий дарил букеты, преподносил маленькие и приятные сюрпризы. Семейная жизнь набирала обороты. Лиля привыкла к мысли, что они живут втроём, и готовилась на всё лето уехать к отцу. Нина и Евгений на пару недель съездили в самое настоящее свадебное путешествие. Жизнь текла размеренно и безмятежно, только в душе у Светланы не было покоя. Она постоянно думала о ребёнке, которого потеряла. Женщина винила себя за то, что не сдержалась тогда дома у матери. Она украдкой плакала, пока никто не видел её слёз.
Однажды ей приснился сон, после которого Светлана совсем потеряла душевное равновесие. Ей снилось, что она в своей однокомнатной квартире сидит за швейной машиной и шьёт детское постельное бельё. Вдруг из серой пелены, откуда-то издалека, прозвенел телефонный звонок. Светлана подняла трубку и услышала нежный, грустный и несчастный детский голосок.
–Здравствуй, мама, – произнесли на том конце провода.
Она поняла, что звонил её неродившийся ребёнок. Как же ей хотелось ещё хоть один раз услышать этот тоненький несмелый голос. Как рыдала она, понимая, что это её мальчик, так и не пришедший в этот мир. Как просила сказать его что-нибудь ещё. 
После сновидения Светлана не находила места. Она замкнулась в себе, каждую свободную минуту вспоминала сон. Женщина просила прощение у своих не пришедших в этот мир детей, мысленно разговаривала с ними.
Проводив в очередной раз Лилю к отцу, возвращаясь домой, Светлана решила отдохнуть в городском парке у фонтана. Она присела на свободную скамейку, прикрыла глаза и стала думать о том сне. И вдруг почувствовала, что кто-то огромной тенью навис прямо над ней. Женщина открыла глаза и увидела перед собой стройное, молодое спортивное тело. Когда Торопова подняла взгляд выше, то её взору предстало красивое мужское лицо.
–Виктор, – назвался голубоглазый блондин-незнакомец.
–Светлана, – от неожиданности ответила женщина.
Весёлый и лёгкий в общении, Виктор легко заводил новые знакомства, которые чаще всего перерастали в любовные истории.
–Можно я присяду рядом, – усаживаясь, спросил молодой человек.
Светлана молча пожала плечами.
–Я тоже люблю посидеть у фонтана и помечтать.
Женщина хотела встать, но Виктор так мягко и как-то по-детски попросил её остаться, при этом пообещав не мешать ей наслаждаться природой, что она согласилась.
Посидев несколько минут, Виктор молча встал и направился к выходу.
«Вот и хорошо», – подумала Светлана, подставляя лицо ласковому летнему солнышку.
Посидев минут десять, она медленно побрела по аллее.
–Светлана! Возьмите, – молодой человек протягивал ей мороженое в вафельном стаканчике.
–Спасибо, но я не принимаю угощения от незнакомых мужчин.
–Так мы же знакомы.
–Знание моего имени не даёт вам право… – не успела договорить женщина.
–Я один не съем два мороженых, пожалейте меня, я могу заболеть.
–Хорошо. Давайте ваше мороженое, – без эмоций ответила, уступая блондину, Светлана.
–Вы сидели грустная, напряжённая. Захотелось подойти и познакомиться.
–Считайте, что вы свою миссию по спасению выполнили.
–Вы улыбнулись, какая красивая у вас улыбка. Улыбайтесь чаще, вам, правда, очень идёт улыбка.
Светлана молча шла к воротам парка.
–Давайте сегодня вечером встретимся?
–Виктор, – женщина старалась придать голосу как можно больше серьёзности, – я замужем и встречаться с вами не могу.
–А где кольцо?
–Не ношу, – попыталась сказать неправду Светлана.
–Обманывать некрасиво.   
–Почему вы решили, что я вас обманываю?
–У вас на пальцах два кольца, значит, вы из тех женщин, которые любят украшения.  А если это так, то и обручальное кольцо вы бы обязательно носили.
–И что? – глядя прямо в глаза, спросила женщина.
–И вот, вы не замужем!
–Хорошо, мы официально не расписаны, разве это что-то меняет?
–Кардинально нет, но сам факт! Вы пытались меня обмануть, – рассмеялся парень.
–Сколько вам лет, молодой человек?
–Двадцать три, –  по-детски, с пафосом ответил тот.
–То есть вино и сигареты вам уже продают, – съязвила женщина.
–Два года как, – не принял обидные слова Виктор.
–Забавно, я старше вас на целую жизнь.
–Вам сто лет?
–Почти, – сказала Светлана, а сама подумала, что её жизненных переживаний с лихвой хватило бы и на все пятьсот.
–Вы замечательно выглядите!
–Спасибо за комплимент и за мороженное, но дальше провожать меня не нужно. До свидания.
–Мы увидимся! – то ли с надеждой, то ли с непреложным знанием будущего, с преимуществом человека, имеющего третий глаз, проговорил Виктор.
Светлана не придала значения случайной встрече в парке. Придя домой, она приготовила ужин и стала ждать возвращения Юрия с работы. Где-то в прихожей зазвонил телефон. 
–Алло, – сказала она в трубку.
–Привет, подруга! Как жизнь? Что нового? – засыпала вопросами Нина.
–Хорошо, – спокойно ответила женщина.
–Понятно. Что случилось?
–Ничего, просто грустно.
–У меня сегодня была тяжёлая смена, но она всё же закончилась. Я приду к тебе, пока Юра на работе?
–Приходи.
     Через двадцать минут Рыбчинская была у Светланы.
–Там-там, – подруга подняла прикупленный ею по дороге соблазнительный тортик.
–Пошли на кухню.
–Свет, ты изменилась, стала совсем чужая. Я понимаю, что мы теперь не можем часто секретничать, как и раньше, но такое чувство, что ты не рада меня видеть.
–Рада, Нина, очень рада, просто… – Светлана отвернулась, чтобы Нина не увидела слёз, которые были готовы закапать из глаз. – Последнее время мне плохо. В душе темно, одиноко.
–Как может тебе быть одиноко, если рядом дочь и Юра?
–Я не знаю, как справиться со своими внутренними переживаниями. Пока ходила на работу, хоть отвлекалась, а сегодня ещё и Лиля уехала.
–Так, подруженька ты моя, давай рассказывай. Чует моё сердечко, что что-то ты мне недоговариваешь.
И Светлана выложила всё, что накопилось за это время в её личной жизни. Она рассказала о сне, который ей не так давно приснился, поделилась с подругой тем, что и с Юрой у неё в последнее время как-то всё холодно происходит.
–Юра чем виноват?
–Ни в чём. Я и не виню его. Это я позволила себе рассердиться. Мама, наверное, до сих пор считает себя обиженной. Ни разу с того вечера и не позвонила.
–Что тебе сказать, мама у тебя ещё та женщина, – улыбнулась Нина, а сама подумала: «Железная тётка».
–Никто не виноват, кроме меня самой.
–Свет, и ты не виновата. Если бы ты знала, что всё получится именно так, разве ты бы пошла к матери?
–Пошла. Мне нужно было поговорить с Лилей.
–Не думай ты об этом. И сон твой больше похож на клинику, прости.
–Думаешь я сошла с ума?
–Нет, просто нельзя так себя доводить. Чем больше ты будешь себя винить и размышлять о том, чего уже не вернуть, тем хуже будет не только тебе, но в первую очередь твоей дочери Лиле. Юра, конечно, любит тебя, но ты ведь знаешь мужиков. Им хорошо с женщиной, пока в доме чисто, тепло, уютно и солнечно. А ты само ненастье, серое и дождливое.
–Серое и дождливое, – тихо, как эхо повторила Торопова.
–Вот именно. Ты должна понимать, что ты сейчас распоряжаешься своей и Лилькиной будущей жизнью.
–Знаешь, я завтра, пожалуй, схожу в церковь.
–Правильно! Поговори со священником, он обязательно скажет тебе то же самое, что и я.
–Трудно, Нина, очень трудно жить с такой ношей.
–Света, Бог не даёт не по силам, значит, ты обязана найти в себе эти силы и справиться.
–Сколько я должна ещё пережить, сколько уроков усвоить?
–Не знаю...


Рецензии