69-ая параллель

    Вначале, кроме головы старика в шапке, не было ничего. Затем пришёл гром и разорвал шапку, и из колодцев, находящихся в темени старика, поднялись струи воды и затопили всё вокруг. Так возник мир.
    И появилась на севере страна, но солнца не было. И луна не светила. Совсем тёмная была страна. Одни только звёзды мерцали в чёрном небе. Но какой от звёзд свет? Почти никакого.
    И так было темно, что люди различали друг друга лишь по голосам. И огня не знали люди этой страны. Жили они в вежах из дёрна и прутьев, утепляли свои жилища как могли — землёй и мхом утыкали. Но всё равно мёрзли от холода, потому что в Тёмной стране всегда дул пронзительный ветер с холодного ледяного моря. Худо было людям этой страны. Невыносимо худо.
    И была там высокая круглая гора. Полнеба закрывала она, никто никогда не видел, что по ту сторону. А у подножия горы тянулся вдоль и вверх забор, не обойти его, не перелезть, чтобы увидеть, что же там. Знали вежники: за забором большой дом из чёрных брёвен, оленьими шкурами для тепла обитый. Семьдесят чёрных братьев живут в доме этом. А за высоким забором пасутся сто тысяч оленей. И теплы шкуры оленей, и горяча их кровь, и вкусно их мясо...
    Но вежники наверняка не ведали, что всё это значит, — не было у них самих ни оленей, ни домов, и ели они лишь рыбу, которую на ощупь вытаскивали из-под тёмного льда. Так жили люди в этой стране тысячу лет. И ещё тысячу. И ещё тысячу лет, и ещё...
    И не думал никто из вежников, что можно жить по-другому.
    Но однажды увидели они — едет вдоль высокого чёрного забора старик на белом олене. Олень был необыкновенный, сияющий. И сияние это озаряло лицо старика, простое и мудрое лицо человека, который много жил и немало повидал.
— Здравствуйте, люди! — сказал старик и остановил оленя. — Какая непроглядная тьма в вашей стране. Неужели вы никогда не видели солнца?
    Но никто ему не ответил, никто его даже не понял. Вежники не знали солнца. И луны не знали. Знали только звёзды — тусклые светлячки в чёрном небе.
— Вы не знаете солнца, — понимающе сказал старик. — А солнце — это большая радость и большое тепло. И живёт оно за этой горой, за высоким забором. Чтобы увидеть солнце надо ехать на самом быстром олене очень долго, пешком вообще никогда не дойти, для этого жизни человеческой не хватит...
    Слушали вежники старика и удивлялись молча: что же это за солнце такое, от которого сразу и радость большая, и большое тепло?..
    Услышали старика чёрные братья и не промолчали:
— Разве может быть сразу и радость, и тепло? Убирайся прочь, старый обманщик, не рассказывай нам сказок, словно мы дети малые! Не то побьём тебя и покалечим…   
    И семьдесят чёрных братьев окружили старика вместе с оленем.
   И потухло сияние от белого оленя. И покачал головой старец, и погасли его глаза. И сказал он:
— В то, что не видел, трудно поверить. Но если есть забор — есть что-то и за ним. Если есть гора — есть и земля у её подножия. Если есть маленькие звёзды — может быть и большая звезда, яркая как сто тысяч звезд сразу, тёплая и радостная... И помимо чёрной на земле много разных красок. А чёрный цвет — это цвет, скрывающий всю правду, чёрный — это цвет обмана и зла. Я уйду. И увидеть меня сможет лишь тот, кто поверит в солнце.
    И протянули руки чёрные братья, чтобы схватить старика, но белый олень ударил копытом — и вдруг разверзлась земля, и исчезли старик и олень.
    Разошлись люди по своим вежам, но подумали: разве за сказку бьют! А чёрные братья ушли за высокий забор. И все стали жить, как прежде.
    Но один юноша не смог забыть слов старца о неведомом солнце, которое дает сразу и тепло, и радость. Пошел юноша к тёмным озерам, посмотрел на чёрное небо, на чёрную воду, на чёрную землю и сказал:
— Так хочется поверить в солнце и увидеть его!
    Только юноша произнёс эти слова — раскрылся ягель и предстал перед юношей чудесный белый олень в ореоле сияния.
— Садись верхом, — сказал олень.
    Юноша очень удивился, но сел верхом на оленя. И помчались они по мхам и болотам, через чёрные озера, над чёрными лесами, над угрюмыми сопками...
    Долго ли мчались, коротко ли — остановился чудесный олень. И видит юноша: перед ним на гранитном камне сидит тот самый старик, седая борода до колен, лицо простое, мудрое, доброе.
— Здравствуй, юноша, — сказал старик. — Ты поверил в солнце. И, значит, ты - герой! Даже среди самого тёмного народа всегда найдется герой. Не может быть народа без героев...
— Благодарю на добром слове, старик, — сказал юноша. — Но скажи, как мне достать солнце для своего тёмного народа? Хоть кусочек солнца, чтобы согреть их и порадовать...
— Для этого мало достать солнце. Нужно, чтобы все люди твоего племени поверили в него. Хоть на волосок, но поверили бы. Только тогда солнце дастся тебе в руки. Только тогда согреет всех.
    Поблагодарил юноша старика, сел на оленя и вернулся обратно в свою Тёмную страну. Как вернулся, рассказал, как было, и попросил у каждого по волоску.
    Задумались вежники, но дали, каждый, юноше по волоску. Только чёрные братья не дали. Но у них юноша и не просил.
    Семьдесят дней и ночей плёл юноша из этих волос шкатулку на ощупь. И, когда закончил, принёс её снова к озеру. Посмотрел на чёрное небо и сказал:
— Семьдесят дней и семьдесят ночей в глубокой тьме плёл я и верил в солнце. И вера многих людей вошла в меня через эти волоски, через глаза и пальцы мои. Я готов достать солнце для своего народа.
    Только он это произнёс — раскрылся ягель, олений мох, и явился перед юношей белый олень.
— Садись на меня верхом, — сказал олень.
    И снова помчались они по чёрным мхам, над чёрными озерами, над чёрными лесами и болотами. Долго мчались они - и вот вспыхнул вдали густой красный свет. Видит юноша: на самом краю земли стоит огромное красное солнце. Стоит, переливается, жаром пышет, ярко светит.
    Как попривыкли глаза юноши к яркому свету, попросил он оленя добыть кусочек солнца, чтобы показать своим людям.
— Раскрой свою шкатулку, — говорит олень, — и держись покрепче за меня.
    Юноша так и сделал — и понеслись они прямо на солнце. На полном скаку ударил олень своими рогами по солнцу, отскочил от солнца кусочек и упал прямо в шкатулку. Юноша сразу крышку шкатулки захлопнул, а чудесный олень помчался обратно.
    Достигли они Тёмной страны, слез юноша с оленя и низко поклонился ему. А олень ударил копытом — и исчез. Стоит юноша среди своих людей, среди вежников, и говорит:
— Все вы дали мне по волоску. Сплел я шкатулку и привез вам кусочек солнца. И если частица солнца придется вам по душе — я знаю, как достать остальное солнце.
    Только он сказал эти слова, прибежали из-за высокого забора семьдесят чёрных братьев. Бегут, руками машут, кричат во все горло:
— Не смей выпускать! Высохнут наши озёра! Железо в земле расплавится и зальёт наши дома! Сам ты ослепнешь, и все мы сгорим!
    Отвечает им юноша:
— Видел я солнце, видел я землю вокруг него, и нет ничего красивее!
    Обступили чёрные братья юношу со всех сторон, схватили и потащили его к чёрному болоту, чтобы утопить вместе со шкатулкой. Видят вежники — плохо дело. Подняли они с земли камни и кинулись на чёрных братьев. Началась битва, и поднялся чёрный ветер, настоящая чёрная буря.
    И вдруг раскрылась шкатулка. И кусочек солнца вылетел из неё. Ветер подхватил и поднял маленькое солнце над чёрной землей. Сначала тусклой звёздочкой замерцало солнышко над людьми. Потом ветер начал раздувать его, как раздувает угли в костре. И солнышко засветилось, все ярче, все ярче, и красным светом вспыхнуло небо. Озарились болота, озера, и ягель на берегу, олений мох, засветился...
    Смотрят вежники: вода в озёрах стала голубой, мхи окрасились в жёлтый цвет, в розовый, в зеленый... И даже камни стали разноцветными. Никогда не думали люди, что так красива их страна.
    А чёрные братья стали еще чернее, как уголья. И вспыхнули они жарким пламенем и сгорели без остатка. И ветер развеял пепел.
    И захотели вежники забрать остальное солнце. И сломали они высокий забор, и взяли сто тысяч оленей, и поехали все вместе за солнцем. Как доехали, встали крУгом и поклонились ему. И вдруг расступилась земля, и появился чудесный белый олень, тот самый, на котором когда-то приезжал в Тёмную страну старец. Чудесный олень тронул солнце рогом, оно качнулось, приподнялось и плавно легло на рога всех оленей. И сто тысяч оленей бережно понесли солнце в Тёмную страну, и перестала она быть тёмной: поднялись навстречу солнцу цветы и травы, потянулись в небо деревья. И люди в тундре научились улыбаться друг другу и радоваться солнцу.
    И тысяча лет прошла с тех пор, а потом ещё тысяча и ещё...
    Другие люди теперь в тундре, но память о смелом юноше, который поверил в солнце, до сих пор живёт и никогда не умрёт, она вечна. Как вечно само солнце — Большая Радость и Большое Тепло.

    Да-да, именно так, как в саамской сказке про солнце, где день не отличить от ночи, и живёт зимой на северной широте мир 69-ой параллели. Эта воображаемая линия, проходящая по поверхности северного полушария Земли, находится ещё выше северного полярного круга, поэтому здесь в течение 40 зимних дней солнце не появляется вообще. Господствует полярная ночь. Кромешная тьма давлеет над световым днём, допуская слабое его присутствие часа на два-три от силы, - может, сказочные чёрные братья восстали из мёртвых и завоевали на зимнее время царствие небесное. Или же поделили с вежниками-саамами год на зоны влияния, и те, саамы, как видно, в большинстве оказались, ведь с наступлением лета в этих краях вообще не темнеет. Ночи становятся белыми. Солнце не опускается за горизонт целых 60 дней. Воцаряется полярный день, у которого, кстати сказать, есть официальная привязка: он вступает в свои права в конце мая, 22-го числа. В борьбе тьмы со светом, победителем выходит свет. Вот и скажите: разве только в сказках добро побеждает зло, да ещё и с таким процентным перевесом!
16.06.2020


Рецензии