И кочегары мы, и плотники, таки да - IV

 
Коллаж «Ремесленники - евреи»: водоносы, музыканты [справа-внизу — еврейско - русинский кле(й)змерский оркестр, слева-внизу — картина Б. Дуброва «Праздник в деревне»].


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сначала — обещанное объяснение хотя бы немного из огромного непонятного.
Например, почему это среди ремесленников-евреев не было гончаров? Среди христиан — были, а среди евреев — пусто, ни одной живой души, хоть шаром покати. Товар вроде бы ходкий: глиняная посуда давала трещины, раскалывалась, лопалась чуть ни ежедневно, надо было приобретать другую — и народ спешил на рынок, чтобы обновить и кухонно - столовую керамику, и, пардон, ночную вазу. Без последней, как и без макитры ну как обойтись, если пирожков с горохом хочется и удобства — во дворе, за сараем.

Я не предполагал, что надо будет напомнить вам о том, что употребление глиняных сосудов было предписано при принесении жертвы за грех, осквернение, измену жены, прочая; иногда после употребления эти сосуды следовало разбить (Левиты 6:28; 14:5; Число 5:17 – из Третьей и Четвёртой книг Моисеевых Ветхого Завета). Но вот приходится. Цитирую, в качестве образца, всего несколько первых слов на украинском языке, как они мне запомнились: «І візьме священик святої води в глиняну посудину...».

Об анекдотах же еврейских и псевдо - еврейских про то, как изобретательно и как часто Сара изменяла Абраму, напоминать не требуется и приводить образцы — нет никакого резона: у каждого у вас они в голове. Ну и понятно отсюда, что в новых горшках (хотя бы для жертвоприношений) Абрам испытывал постоянную потребность. И к тому же, а чем ещё расположить к себе жену, как не дарением изящных глиняных сервизов? Можно было, конечно, покупать это у христиан (гоев, как обозначают любых иноверцев у иудеев). Но почему же не завести свой бизнес — и из родной литинской глины ваять не только горшки, но и фаянсовые унитазы, плитку из майолики, игрушки из терракоты и даже фарфоровые тарелки, чашки, супницы для богачей любой веры?

Я объяснения сему не нашёл. Но вот Дм. Полюхович всё выяснил и объяснил нам, «Как евреи горшки обжигали… » (https://ujew.com.ua/magazine/u-jew-vyipusk-13-18/). Речь в его недавней (2018) статье идёт о нашем Подолье, хотя и — начала ХХ-го века.
Начинает он своё сообщение как-то противоречиво:
«Хотя все центры подольского гончарства находились в местечках-штетлах (Смотрич, Купин, Сатанов, Меджибож и т.д.) информации о евреях-гончарах найти не удалось. Тем не менее роль евреев в этом промысле была довольно значительной.» На основании же чего он считает «роль… значительной» - это остаётся загадкой.

Пересказывать всю статью не буду — почитайте сами: там есть ряд интересных сведений. Но нетерпеливым сообщу версию Дм. Полюховича о гончарах - евреях.
Для обжига, - пишет он, - украинцами (это я дописал, хотя, может быть — и русскими, и поляками) «дрова покупались исключительно у евреев. По этой причине очень часто гончары не связывались с обжигом и продавали необожженную посуду тем же евреям (50 коп за десяток необожженных горшков). После чего последние сами обжигали эти горшки.»

[Теперь вы поняли, что известной пословице антисемиты сделали обрезание и в таком виде подсунули её Владимиру Ивановичу Далю для включения в «Пословицы русского народа». Только в  «Пословицах еврейского народа», собранных и изданных Вульфом Исааковичем Талем дано её полное звучание: «Не Боги горшки обжигают, а — евреи». Я бы не хотел развивать эту тему, но, скажите, как понимать то, что отец так называемого Вл. Ив. знал идиш, девичья фамилия матери В. И. была Freytag, что означает «пятница», в вечер которой, перед самым заходом солнца, евреи со словами «Шабат Шалом» (суббота, здравствуй) начинают праздновать «свою субботу»? Данные эти о «русском писателе, этнографе и лексикографе» (с припиской двух слов, дабы увести нас подальше от истины: "даньского походження" — датского происхождения, добавленных к  передёрнутому из российской версии тексту), как и о его родителях, заимствованы мною, учтите, не из Еврейской той или иной энциклопедии, а из одних из лучших Википедий — на украинском и на немецком языках.]

«Значительную роль в гончарном промысле Подолья играли евреи перекупщики. Гончары собственноручно продавали (или обменивали на продукты) только незначительную часть товара. Выручка скупщиков составлял в среднем 10-15% от окончательной стоимости продукции. По нынешним временам, когда даже 100% и более торговой "накрутки" не редкость, – ничтожно мало.»
 «… посудой на Подолье занимались исключительно украинцы» — и под гончарами автор понимал именно их (русские и польские гончары, значит, существовали лишь в моём воображении — только, ещё раз!, откуда Дм. Полюхович всё это узнал?!). Но евреев - «обжигщиков» («обжигателей», и тому подобных) среди ремесленников Литинского уезда тоже не оказалось. О евреях-перекупщиках товаров гончарного промысла я даже не заикаюсь: такой (сверх)специализации я ни в одном тексте не встретил.

Словом, меня эта версия не убедила. Вас — не знаю. Конечно, она — в унисон с уже упомянутым расхожим утверждением, что «не Боги горшки обжигают...» (если, конечно, знать его - выражения, разумеется - обрезанный конец). И, наверное, именно поэтому у ремесленников-евреев икон с изображением Иисуса Христа, Богоматери и святых в мастерских не бывало, в отличие от православных и иных христиан. Но эти доказательства — косвенные, а мне требуется гончар - «обжигщик» с ермолкой или кипой на голове, пейсами на висках впереди ушей, с накидкой (талит катаном) с кисточками (цицитами) и, к тому же, о чём умолчать было бы грехом, обрезанный в нужном месте. И чтобы подписи были по всем статьям: и Городского головы, и бургомистра, и ратманов, и секретаря со столоначальником.

Ска'жете, что я издеваюсь над автором занимательной статьи? Ну чего вы так? Одежда, например, для евреев (хоть купца, хоть ремесленника) была настолько важна, что они смирились с установлением в 1839-м году так называемого «коробочного сбора» на пошив еврейской национальной одежды, стоимость которого была, азохен вэй, более 10 рублей. Конечно, какой еврейский портной признавался в том, что он шьёт мужское или женское верхнее платье? И «проклятое царское правительство» видело в «коробке» только дно: «сбор» давал сборов даже меньше, чем нынешняя украинская таможня.

Но и у «проклятого царского» хитрецов хватало — они-то надоумили царя добавить (1844) ещё один сбор — на  н о ш е н и е  еврейской одежды. Этот сбор достигал в Подольской губернии для купцов 1-й гильдии 250 рублей в год, для мещан и цеховых от 15 до 50 рублей! И платили, хотя 50 рублей — это стоимость 1 000 (одной тысячи!) необожжённых горшков! Не ходить же голыми и в будни, и, особенно, в дни святых еврейских праздников!
Снова царскому правительству не удалось заставить евреев отказаться от традиционной одежды.
Так причём тут мои «издевательства»?

А что касается экономических сведений, которые мы почерпнули (упомянутые который раз 50 копеек за десяток горшков, 10-15% выручки), то они —  «точечные» и не могут дать общего представления о доходах и уровне жизни ремесленников - евреев.

                ***

Бытующее в антисемитских кругах мнение о торгашестве (укр. - гендлярстві) — торговле  с получением барыша (выгоды) как основном виде занятий евреев в украинских местечках является мифом, созданном для науськивания масс против евреев, одним из вымышленных, лживых поводов для подстрекания к погромам. Сама суть этого вымысла алогична: кто торгует не с выгодой, а - целенаправленно - с убытком?! И кто из истинных купцов обманывает, отрезая этим себе навсегда пути к будущим сделкам не только с обманутым им, но и с другими купцами: сообщения о мошенничестве, надувательстве, подлоге, подделках и тому подобном в этих кругах и до изобретения радио и телефона распространялись со скоростью звука, легко преодолевая - без виз - пограничные таможни ?
Ну если иметь в виду никак не купцов, а неискушённых еврейских детей…

[В повести «Мальчик Мотл» Шолом-Алейхем описывает такого девятилетнего «гендляра», решившего разбогатеть на продаже кваса, изготавливаемого его братом Элей. Мотл ходил с кувшином по базару, торгуя квасом, который он предварительно разбавлял водой. Но однажды, в спешке, Мотл долил в кувшин не из бочки с водой, а из бадьи, в которой стирают бельё. Конечно, завершилось всё это некрасиво. Но всё-таки не так страшно, как предполагал, желторотый неумеха. «Ах, каким же я был дураком! За то что я продавал немножко нехороший квас, я думал – мне голову снимут! Оказалось – ерунда. Зря перепугался.», - журил себя после всего случившегося перепугавшийся было Мотл.]

Как бы обоснованием такого вымысла было и то распространяемое черносотенцами поверье, что, мол, евреи не способны ни на что другое. Насчёт, положим, ремесленничества - второго, по вовлечению в него украинского (польского, русского) христианского населения, занятия - это утверждать не получалось. Мастерство ремесленников - иудеев было нисколько не ниже, чем у православных и католиков.

Тогда сочинили измышление о беспомощности иудеев по отношению к занятию основной деятельностью украинского (христианского) населения — к работе на земле, к сельскому хозяйству. Тут, правда, доказательств у лжецов не было, но зато и возразить им было  опять же нечем. На самом деле: плохих или хороших земледельцев-евреев мало кто видел — практически не было никаких.

В период царствования Николая I евреям предоставляли возможность работать на земле только в поселениях, куда (на восток России) правительство переселяло также, например, немцев. В черте оседлости — нет. Не исключаю, что в Украине или Белоруссии земли' для всех не доставало. Да и евреи, тут надо быть честным, к земледелию не стремились. Одно из объяснений, которое почему-то не пытаются приводить — строгая религиозность иудеев.

А их религия родилась и распространилась по миру не оттуда, где возникло, к примеру, православие. Не только из иного места на земном шаре с совершенно отличающимся от украинского климатом, где сроки вегетации  сельскохозяйственных культур (в большинстве своём, разнящихся от таковых в Восточной Европе) были совершенно иные. К этим срокам, а не к погодным временам года в Польше, Украине, Белоруссии, Литве — местам концентрации восточно-европейских евреев, были «приурочены» иудейские религиозные праздники. Поэтому некоторые важные и продолжительные празднества иудеев совпадали с посевными работами и сбором урожая на означенных выше территориях. Налицо — конфликт интересов (conflict of interests), ситуация противоречия между производственной (внешней) необходимостью и религиозными (внутренними) побуждениями.

[Нельзя не высказаться ещё об одном, приписываемым евреям грехе — спаивании христиан. Да, евреи имели постоялые дворы с шинками. Это было удобно правительству при введенной откупной системе на винные промыслы:
платя помесячно откупную сумму, откупщик пользовался всей выручкой от продажи питий и закусок. Тем самым, правительство складывало организационные заботы с себя на евреев - откупщиков питейных сборов и получало устойчивый доход. Сказать, что евреи при этом не обогащались — было бы неправдой. Что они не были заинтересованы в том, чтобы в их шинках больше выпивали — тоже было бы враньём.

Но обратимся снова к Н. С. Лескову, к его «Замечаниям», о которых шла речь выше: «В великорусских губерниях, где евреи не живут, число судимых за пьянство, равно как и число преступлений, совершённых в пьяном виде, постоянно гораздо более, чем число таких же случаев в черте еврейской оседлости. То же самое представляют и цифры смертных случаев от опойства… И так стало это не теперь, а точно так исстари было». Цитата, подчёркиваю — не из Еврейской энциклопедии. Она — из заключений крупнейшего русского писателя, составленных по запросу правительственной комиссии в 1884-м году.
Завершу это краткое отклонение от темы словами А. Т. Твардовского из поэмы «За далью даль» (1960): «Тут не убавить, ни прибавить, так это было на земле».

Сие моё очередное отступление от темы имело целью не доказательство полной безгрешности евреев XIX-го века, а — предостережение от навешивания на них ярлыков, необоснованного приписывания им некоторых отрицательных свойств как характерных для нации в целом. Построение стереотипов (шаблонное мышление), вообще, дело скользкое, чего бы это не касалось.

Возвращаемся к евреям-земледельцам. Прочитайте в украинской ВікіпедіЇ статью о сельском хозяйстве Израиля (https://uk.wikipedia.org/wiki/Сільське_господарство_Ізраїлю) — и вы получите представление о том, насколько евреи были и остаются склонны и способны к работе, направленной на производство продуктов питания.
О дефиците в Израиле пахотной земли (только 20% земель пригодны в естественных условиях для ведения сельского хозяйства) и пресной воды известно всем. Поэтому я приведу из этой статьи только два основных, на мой взгляд, показателя:
- В 2009-м году в сельском хозяйстве Израиля было занято всего-навсего 17 000 человек (при общем тогда числе населения страны — около 8 млн.). То есть, приблизительно 0,2 % от общего населения кормили всю страну! Один аграрий производил питание приблизительно для 450 человек иных профессий!
- Израиль удовлетворяет свои потребности в сельскохозяйственной продукции на 95%. При этом в аграрном секторе занято только 3,7% рабочей силы страны.
[Я, не поверив этим цифрам, обратился к страницам ВикипедиИ на других языках — русском, английском, французском, испанском… Там — те же самые цифры.]

Вы спро'сите: «А арабы, которых в стране — пятая часть населения?». Отвечаю: арабы — тоже отличные земледельцы. Это они принесли в раннем Средневековье на Пиренейский полуостров террасное земледелие (и, кстати, привели в Испанию евреев, культура которых там расцвела — «Золотой век евреев в Испании» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Золотой_век_евреев_в_Испании). Так что и там без «вмешательства» евреев в сельское хозяйство, видимо, не обошлось.
Но нынешнее сельское хозяйство имеет индустриальные черты, оно — высокотехнологично, пр. Именно тут евреям Израиля принадлежит во многом первенство в мире.

А что касается Испании, то с того момента, когда на Иберийском (он же — Пиренейский) полуострове господствовали мусульмане, финансами ворочали их министры-евреи, а страна являлась одной из самых процветающих в мире, прошло полтысячи лет. Но до сего времени Испания уже никогда не поднималась так высоко.
Победили католики мусульман (уничтожили Кордовский халифат), а инквизиция окончательно изгнала иудеев (конец XV-го века) — богатая Испания с середины XVI-го века начала приходить в упадок.

Окончание: см. http://proza.ru/2020/06/18/253. 


Рецензии