Пятое колесо в телеге
Официально эта должность именовалась как «первый помощник капитана». Прошу вас не путать со старшим помощником. Ничего общего.
Первый подразумевался как всевидящее око «руководящей и направляющей», то есть КПСС. А по сути своей был инородным телом на флоте. А сколько они попили кровушки у капитанов и у всех остальных моряков!
В силу своего возраста, мне не довелось встретить на своем жизненном пути ни комиссаров, ни политруков. Наверняка среди них были и настоящие люди.
А кто и, руководствуясь чем, какими критериями, подбирал кадры помполитов для флота не знаю. Просто диву даюсь. Я не встретил ни одного умного и образованного человека среди них. Так и хочется сказать «Цирк уехал, а клоуны остались».
Сколько раз уже было сказано, что сам по себе дурак не страшен. Но если страшен дурак с инициативой, то это еще пол беды. А вот представьте, что этого дурака наделили еще и властью. Представили ? Вот это и страшно. Он столько может наворотить и , самое главное, что он дискредитирует тех, кто его «благословил» на этом поприще.
В своем повествовании я не стану приводить конкретных имен. Ведь я не ставлю перед собой задачу кого-то обличать. Тем более, что за давностью лет все списано и амнистировано. И сама КПСС уже умерла. Так что я своему герою дам имя Николай Николаевич, но все поступки не вымысел, просто я их приписал одному вымышленному мной герою.
И выстроенного сюжета от меня не ждите, будут просто картинки из флотской жизни с непременным участием нашего Николая Николаевича. Якорь ему в задницу.
Картина первая. Где-то Николай Николаевич услышал, что начальник должен быть демократичным. Понял это по своему и подался «в народ».
После завтрака и до обеда он должен был обойти все судно и поздороваться со всеми непременно за руку.
Он даже повадился одно время ходить в машинное отделение. Но это быстро закончилось тем, что главный механик, прознав про эти визиты, провел с помполитом «воспитательную работу». И тот раз и на всегда забыл дорогу в машинное отделение.
Нам эти визиты «помпы» в машину тоже были не очень-то камильфо, но мы развлекались по своему.
Сижу я верхом на трубопроводе и реанимирую клинкетную задвижку, только голова торчит над плитами настила. А рядом со мной расположена, заранее приготовленная банка с жуткой смесью отработанного масла с добавками сажи, графита и ржавчины. Кто-то меня оповещает «Саня, он идет !» Я, зачерпнув из банки жуткой смеси и размазав ее по ладоням, продолжаю усердно работать.
«Здравствуйте Александр, как дела, получается ?» и протягивает мне руку.
«Николай Николаевич, у меня руки грязные».
«Это не страшно».
Ах, не страшно ? Ну держи !
В последствии буфетчица нам рассказала, что застала помполита, во время уборки его каюты, за попыткой отмыть свою правую руку.
А в кают-компании, во время обеда, капитан спрашивает «Николай Николаевич, что у вас с рукой ? В чем это она у вас так испачкана ?»
«Да, вот, в машинном отделении пришлось помочь мотористам»
Главный механик хрюкнул и поперхнулся борщом.
А капитан «Вы что же, Николай Николаевич, одной рукой помогали ?»
Почему мы при случае делали помпе разные каверзы ? Просто мы его не любили. Активно не любили. Матросы за глаза его называли «Коля-Коля», а потом уж и вовсе «Кока-Кола».
Картина вторая.
В этом году навигация в восточном секторе Арктики открылась необычно рано. Мы следуем с грузом в порт Провидения.
Погода сегодня стоит ясная и солнышко пригревает, забыв, что это северные широты. Наш дизель-электроход, довольный отсутствием льдов и волн, слегка переваливаясь с борта на борт, резво бежит согласно курса в порт назначения.
Складывается впечатление, что у нашего судна, как и у всего нашего славного экипажа, сегодня тоже замечательное настроение.
Я на камбузе, в пекарне, регулирую работу тестомешалки. Что-то «рука» стала цеплять за дежу. Сейчас поменяю несколько шайб, отрегулирую зазор и все будет в порядке.
Нас в пекарне трое. Ваш покорный слуга, электрик Коля Мартынов и наш пекарь Наташа. Коля разбирается с электропроводкой второй печи. Я занят регулировкой тестомешалки, а Наташа печет хлеб и еще куличи к чаю.
Тремя днями ранее, Наташа сказала электрикам, что если они сделают формочки, то она побалует нас куличами. Электрики конечно выполнили ее заказ в срок и качественно. Кто бы сомневался ?
Как сейчас помню, что продукты для куличей : муку, изюм, сахар и все, что необходимо, Наташа взяла в артелке за свой счет.
Все это произошло не задолго до пасхи. Это был ее первый рейс после училища и она захотела сделать что-то приятное для ребят.
Как я уже сказал выше, настроение и погода были замечательными, иллюминаторы в пекарне были открыты. Тесто уже было в печи и сквознячок ему не угрожал.
Вдруг за спиной у меня раздался непонятный шум и вопли-крики. Обернувшись я увидел что-то невообразимое : наш помполит, ругаясь на чем свет стоит, хватал горячие еще куличи и швырял их в иллюминатор.
Некоторые куличики не попадали в иллюминатор и падали на палубу. Мы остолбенели, Наташа плакала, а «помпа» грозился, что соберет комсомольское собрание и влепит нам выговоры за «подготовку к празднованию церковного праздника». А нам с Колей еще кричит «Куда вы, комсомольцы, смотрите»?!
Я ему отвечаю : «Смотрим как вы, коммунист, обращаетесь с хлебом»!
Помпа аж взвизгнул и убежал из пекарни.
Мы с Колей, как смогли, успокоили Наташу. И решили, что без боя не сдадимся. Комсомольское собрание с разбором наших персональных дел так и не состоялось. Видимо капитан и другие офицеры смогли его удержать от второго глупого поступка.
Картина третья.
Нас четыре моториста, в данный момент мы свободны от вахт и работ. Потому сидим в каюте, заперев дверь на замок, и дуемся в карты. Проигравшийся должен будет слетать за пивом. Карты и спиртное на борту судна запрещены уставом. Мы делаем вид, что его не читали, или, что он писан не для нас. Но дверь на всякий случай заперта и мы не шумим.
В те годы в Магадане было замечательное пиво, лучшее на всем Дальнем Востоке. Были даже свои сорта, такие как Магаданское и Таежное. А во Владике пиво было в дефиците, потому мы утоляли жажду на пиво по приходу в Магадан.
Проигравшим оказался ваш покорный слуга. Меня зарядили сумкой, деньгами и канистрой. А вот на такси мне придется раскошелиться самому как проигравшему. Таковы правила. Зачем такси ? Порт находится в Нагаево и до Магадана несколько километров.
Еще в те годы можно было купив бутылочное пиво, тут же за прилавком магазина перелить его в канистру, а продавщица примет тару и вы заплатите только за пиво. Фантастика ? Но это чистая правда.
Вечерело и я отправился в путь. «Поймал» таксомотор и мы поехали до первого гастронома. Хотел договориться с водителем, чтобы он подождал меня и отвез обратно, в порт. Но тот уперся, что ему пора в парк, что смена его уже закончилась. «Ну и бес с тобой». Постараюсь поймать другое такси.
Стою у прилавка и переливаю пиво из бутылок в канистру. Вдруг кто-то хлопает меня по плечу. «Саня,привет! Давно пришли»?
Поворачиваюсь, какая встреча ! Это Владимир, старший брат девушки на которой женился мой друг пол года назад. Он старше нас и работает в обкоме КПСС Магаданской области. Короче, возит первого секретаря. Кажется, что ко всему еще служит в госбезопасности.
«Привет ! Два дня, как ошвартовались». «Заходи завтра ко мне, посидим. Я своих отправил на «материк», в Сочи. И теперь скучаю в одиночестве».
«Обязательно буду. Ты сейчас с машиной ? Работу закончил ? Слушай, подбрось меня в порт» «Без проблем. Конечно отвезу».
И вот «картина маслом», я на машине первого секретаря лихо подкатываю к порту. Ворота сразу широко открываются и без всякой проволочки с проверкой документов. Я говорю «Спасибо, Володя, я до парохода и сам дойду.» «Еще чего, я тебя сейчас к самому трапу доставлю !»
Выхожу из машины и мы прощаемся по свойски с водителем. И только тут я замечаю что на трапе «дежурит» Кока-Кола. Это его любимый пост, чтобы застукать тех, кто приходит из города сильно «под шафе» и тех, кто пытается пронести на борт спиртное.
Что делать ? Ну, думаю, будем соображать по ходу пьесы. Поднимаюсь по трапу с тяжелой сумкой и сразу замечаю, что выражение физиономии у Кока-колы не торжествующее, что вот он сейчас задержит нарушителя порядка, а какое-то удивленное и растерянное.
«Александр, а что это вы на обкомовской машине разъезжаете ?!» А я так, небрежно, как само-собой разумеющееся, отвечаю «Дядя так распорядился.» «Какой дядя ?» «Вы, что же, Николай Николаевич, до сих пор не знаете, что первый секретарь обкома Магаданской области мой дядя ?» Кока-Кола замерз соображая. Его мировоззрение было разрушено. А я спокойно проследовал с канистрой пива мимо его поста.
Мы потом долго смеялись над его тупостью. А когда Кока-кола понял, что я его провел, то возненавидел меня всеми фибрами своей тощей душонки. Это каким же надо быть идиотом, чтобы такому поверить ?! При таком «козырном» дяде я бы никогда не работал старшим мотористом на флоте.
Картина четвертая.
Вы наверно сами знаете, что у всех дармоедов... Извиняюсь,политработников. Была одна очень большая слабость. Они все просто обожали «наглядную агитацию».
Объясняю для молодого поколения : «наглядная агитация» - это реклама советского образа жизни, советского строя. Не менее назойливая чем нынешняя рыночно-товарно-капиталистическая. И такая же «правдивая». Один к одному.
А развешивали ее всегда на самых видных местах,как и положено для рекламы. Это как бы зримая часть «работы» дармоедов.
Кока-кола очень уж этим увлечен был. Однажды он отловил где-то плотника с матросом и заставил их прикрепить стенд на котором красовались «вечно молодые» члены политбюро ЦК КПСС. Именно, «вечно молодые», а «вечно живой» у нас только Владимир Ильич Ленин. И прошу не путать !
Причем, войдя в раж, Кока-кола решил этот стенд прикрепить к переборке намертво. Он приказал, настоял, чтобы плотник просверлил переборку и, нарезав резьбу, закрепил винтами «как надо». Получилось крепко, аккуратно и красиво !
Так считал помполит.
А вот у главного механика ( для «салаг», на ледоколах не старший механик, а главный механик) оказалось совсем другое мнение :
«И что это такое ?!»
«Правда, красиво?»
«А кто вам, Николай Николаевич, позволил просверлить водонепроницаемую переборку ? Да еще в четырех местах ?!!»
«Этого не может быть... Это же, по всему видно, обычная переборка...»
«Николай Николаевич, не вам судить ! Я, здесь главный механик и это мое заведование ! У вас даже морского образования нет. Пройдемте ко мне в каюту и я вам на чертежах все покажу и объясню.
Что мы теперь скажем капитану ? Придется приказом создавать судовую комиссию и решать как нам исправить водонепроницаемую переборку и вернуть судну нарушенную живучесть. Вы хоть сейчас понимаете, что вы натворили ? Да, еще наверняка капитан доложит все о случившемся в пароходство. Во время очередного сеанса связи».
Вадим Павлович, главный механик, держался из последних сил чтобы не расхохотаться. А на Кока-Колу было жалко смотреть. Он весь поблек и съежился. Куда подевался его извечный апломб ?
Хорошо, что на нашем судне был врач и довольно опытный. Он двое суток возился с помполитом «приводя его в меридиан». Слава Богу, что все закончилось хорошо.
А капитан сказал главмеху :
«Вадим Павлович, ну так же нельзя... Вы чуть было не угробили мне первого помощника.»
«Ништяк !» сказал «дед», «мы и без этого «помощника» не заблудимся, да и машина до порта наверняка дотянет, пока Я здесь главный мехеник !»
Картина пятая, заключительная.
Он наверно уже и вам надоел.
Стоим, опять же, в Нагаево, идет разгрузка. А я, уже в качестве ремонтного механика, вместе с мотористами делаем чистку выхлопных окон на главных двигателях. Стараемся все успеть за короткую стоянку судна, поэтому работаем «на шабаш», то есть не считаясь со временем.
Бывало, что заработную плату нам переводили прямо на Магадан. Это был как раз подобный случай. Я своих мотористов, по одному, отпускаю получить деньги, а самому все некогда. Не могу оторваться от работы.
И тут в машинное отделение звонит помощник капитана и сообщает мне гаденьким голосом, что если я в течение десяти минут не поднимусь к нему в каюту за зарплатой, то он ускользнет к своей подруге на берегу. И я не увижу до отхода судна своей зарплаты. Как собственных ушей. Это серьезно ! Потому, даже не переодевшись, а только вымыв руки, спешу за своими кровными.
У каюты помощника уже нет нетерпеливой очереди. Помоха отсчитывает мне деньги и между прочим, вместе с деньгами, кладет на стол два лотерейных билета ДОСААФ.
Если вы помните была такая лотерея, неплохая. В нее даже «Волгу» можно было выиграть. А тогда это машина в СССР была самая шикарная и престижная. Но мне-то эти билеты не нужны.
«А это что такое ?»спрашиваю я у помохи. Он мне бодренько отвечает, что это Кока-Кола распорядился выдать вместе с зарплатой и в счет ее. «Мне не надо и я их не возьму.» «А кто будет кочевряжиться как вы, господин ремонтный механик, тому деньги не выдавать !»
«Что ?!! В таком разе я отказываюсь получать зарплату !» И ушел в машину, заканчивать работу.
Я живу на судне, у меня семьи нет и кормить никого не нужно. У самого есть на судне «и стол, и дом», а на ресторан мне ребята всегда займут. Зарплата же моя ни куда не денется. Придет время, и я свои деньги получу сполна. А Кока-кола задолбал и я хочу чтобы в парткоме наконец-то обратили внимание на его художества.
Сначала ко мне в каюту прибежал сам Кока-кола, кричал, что я вечно мучу воду и могу идти и получить свои деньги.
Потом, как бы между делом, со мной говорил главный механик, но я Вадиму Павловичу все объяснил. Он покачал головой и сказал, что я с огнем играю, еще не известно как отреагирует партком.
Я держал оборону в течении трех месяцев, и три месяца отказывался получать зарплату. Потом на судно прибыл один из деятелей парткома. Он поступил грамотно. Сначала прошелся по низам, а потом уж посетил и каюты на верхней палубе. Приехал он как бы с плановой проверкой работы первичной парторганизации. Но после его визита Кока-кола был отправлен в отпуск.
А потом его «отправили на заслуженный отдых», на пенсию.
Я не настолько самонадеян, чтобы думать, что мне удалось в одиночку избавить экипаж от Кока-колы. Наверно и раньше в партком поступали сигналы о его художествах. А мое выступление просто послужило последней каплей ?
Пусть отдыхает на пенсии и не отравляет морякам жизнь. Якорь ему в задницу !
Свидетельство о публикации №220061600274