Алтайский поэт Василий Маркович Нечунаев

        Василий Маркович Нечунаев родился 4 апреля 1939 года в селе Кислуха Первомайского района Алтайского края.   
Изучая архив Алтайского края, я узнал, что Нечунаевы были посланы по Указу Сената в 1749 году из села Мамоново "Берского" острога на Алей, на вновь отведённые земли.Из села Нечунаево Нечунаевы расселились по Алтайскому краю. Первым был переселён из деревни Нечунаевской Иван Васильев сын Нечунаев, 42 года, по повелению Колыванского областного правления в 1781 году во вновь заведённую деревню, называемую Козмино озеро. У него жена - Акулина Евдокимова дочь, 40 лет.У них дети, написанные после ревизии: Тимофей - 12 лет, Андрей - 10 лет, Иван - 4 года,дочери: Настасья - 19 лет, Екатерина - 17 лет, Матрёна - 6 лет, Марфа - 4 года, Ирина - 1 год.      
         В руках у меня книга стихов Василия Марковича Нечунаева – Алтайского поэта «Далёкое звучание», изданная в Барнауле в 2010 году. Вместо предисловия – работа Валерия Метелицы, заслуженного тренера России, Советского Союза по самбо. Она начинается словами: «Я был весьма удивлён и даже озадачен, когда из телефонной трубки густой, со своеобразной хрипотцой, голос Василия Нечунаева  спросил, не соглашусь ли я к его новой, готовящейся к изданию книге стихов написать предисловие».
Валерий Метелица далее пишет: «… я вновь и более внимательно перечитал  его стихи  и ещё раз убедился, что все или почти все, вышедшие из-под пера Василия Нечунаева – от шаловливой  микроюморески

 Как ни грусти – надо грести.
Надо грести. А иначе беда.
Лодка твоя уплывёт не туда.

или
С голодухи у козла
Накопилось много зла.

до серьёзного умозаключения – совпало со мной, ложилось на душу, как что-то пережитое и прочувствованное когда-то лично мной. И даже мне, не литератору, понятно: если написанное тревожит чувства и мысли, значит - ЕСТЬ! Получилось! В «десятку»!
    Метелица говорит: «А мне ещё близка щемящая тревога Василия Марковича за загубленную деревню, за почти загубленную природу, за всё то, что мы вытворяем со своей бессмертной душой». Сборник состоит из разделов: «Отзвук детства», «Где моя родина?», «Лунная мелодия», «Северный жираф», «Звезда Рубцова», «Загигули», «Литературный базар», «Рабочая тетрадь», «Речка реченька (для детей о детях)».
      Подборка стихов «Отзвук детства» уносит нас в детское время поэта: «И стоишь, как в наважденье, и ещё чего-то ждёшь…».
     В стихотворении «Конь буланый» поэт сравнивает век технической революции с прошлой жизнью села:
«Ах, железное движенье!
Ах, троллейбус! Ну и что ж?
Что с того, что рассыпает
Телевизор жемчуга?
Всё равно тревожат память
Искромётные снега.»
       В подборке «Отзвук детства»  имеется стих «Рядом с отцом»:
«Радостный свет
Деревенской зари.
- На – ка, Васютка,
Литовку бери.
Время косить,
Ты уж вон как подрос!
Я и отец -
Первый в жизни покос».

Он не пишет о чем-попало, а пишет о том, что его радует, о том, что ему дорого, что его волнует.
Для этого мы должны возвратиться к его стихам непосредственно.
Вот стих «Родительский дом».

Край мой заснеженный,
Добрый родительский дом.
Сизая ночь серебрится над сонным селом.
Сердце колотится -
Радо родной стороне.
Вот и опять полушубок отцовский на мне.
Вот и опять я по снегу пимами скриплю,
Вот и опять я под небом родимым не сплю.

Смолкнул движок,
Со столбов улетели огни.
Клён, как сохатый, испуганно замер в тени.
Снегу-то нынче!
Видать, поиграла пурга.
То ли дома, то ли смётаны снега стога.
Ходит мороз
И по пряслу стучит батогом.
Неба-то сколько! А неба-то сколько кругом!

Звёзды, как птицы,
Сидят на морозной сосне.
Вправду я дома?
Иль всё это только во сне?

    Вот стих Алтайского поэта, стих русского художника. Это произведение отсылает нас в шестидесятые годы, когда в каждом отдалённом селе ещё тарахтели по вечерам - часов до двадцати трёх – двадцати четырёх, кому как позволяли средства, «движки», вырабатывали для жителей электрическую энергию. «Смолкнул движок, со столбов улетели огни…» - написано образно. Василия Марковича не стало шестого октября 2019 года.


Рецензии