Внутренний человек

Наши дети постигают мир, и задача родителей – дать им внутреннюю опору для самостоятельной жизни.

Как-то мой 4-летний сынишка впервые в жизни порезал пальчик кухонным ножом. Он плачет, слёзы градом, кровь капает из пальчика:
– Мне больно…
– Это не ТЕБЕ больно, – перевожу его внимание, – а твоему домику, – и трогаю его за руку с порезанным пальчиком.
Он недоумённо смотрит на меня, но слёзы лить перестал, только всхлипывает.
– Вот это, – говорю, поглаживая по рыжеволосой голове, – твой домик, а ты находишься ТАМ, внутри, – и показываю ему пальцем в большие блестящие глаза…
Он смотрит на меня как бы изнутри своих зеленоватых глаз, моргает ими и понимающе кивает головой: "Да, с этим нельзя не согласиться, – думает, – я ТАМ…"
– А больно, – продолжаю ласково, – всего лишь "домику", в котором ты живёшь, потому что в нём появилась ранка. Чтобы через ранку не проникли микробы, мы сейчас обработаем её перекисью, и начнётся война между микробами и невидимыми "солдатами", которые будут защищать твой домик.
Перекись зашипела, но Тима терпит – перед ним новая интересная игра.

В период работы криминалистом, мне иногда приходилось брать его с собой, так как жена училась заочно в Москве и уезжала на сессии. Однажды нам случилось ехать на происшествие в район, где был обнаружен труп мужчины. Сначала Тима оставался в машине, но когда тело понесли на носилках по лесной тропе в деревню для проведения следственных действий, сыну пришлось идти со всеми. Он рос внимательным мальчиком и тут заметил:
– Папа, смотри, у дяди ботинок упал! А почему дядя не шевелится?
Я подобрал ботинок, положил на носилки и говорю:
– Потому что дядя к Боженьке улетел, а его телесный "домик" остался пустым.
Его выражение лица стало таким же самодостаточным и готовым к романтике неожиданного – как и у взрослых участников опергруппы. Эта готовность была награждена приятными эмоциями. Одна из местных сердобольных жительниц, как это обычно бывает в районах, угостила нас парным молоком и деревенским хлебом!

Но познание "домика" моему сынишке случилось кардинально расширить.
В свои 6 лет он уже хорошо знал, как выглядят следы взлома и обуви, как обрабатывать порошками "отпечатки" пальцев и копировать их на плёнку. А также понимал, для чего всё это нужно. На одном из дежурств мне доложили о происшествии, где мужчина в своём дворе подорвался на противотанковой гранате, которую принёс с полигона в качестве металлолома. Сын в этот момент был со мной, и я его спросил:
– Как ты относишься к тому, что увидишь "сломанный" человеческий домик?
– ??
– Да, Тима, такое, как ни печально, тоже бывает, если неосторожно обращаться с "игрушками". У взрослых – свои игрушки… Ну, ты можешь посидеть в машине, а я только сфотографирую и обратно. Хорошо?

Когда приехали на место, со двора доносилось жуткое женское причитание. Люди толпились у ворот. Тима очень серьёзно спрашивает:
– А дядя уже у Боженьки?
– Наверно на пути к Нему… Только вот жена не хочет отпускать его, сильно горюет. Тут уж ничем не поможешь… Ну я пошёл, а ты посиди.
– Пап, я тоже пойду… Чем сидеть одному и ничего не знать, лучше с тобой!
Я посмотрел в его решительное лицо и согласился…
– Куда Вы ребёнка-то тащите, с ума сошли!? – закричала дознаватель, увидев нас направляющимися к месту трагедии. Я её успокаиваю:
– Это мой помощник, "младший криминалист". Он уже всё знает…
Она не стала вступать в прения, махнув рукой – как хотите.

Посреди двора зияла полутораметровая воронка. Рядом бревенчатая стена бани проломилась пополам по линии окошка мощной взрывной волной, и угол пролома расщеплёнными концами вдвинулся под крышу. При взрыве хозяйка находилась в бане и стирала бельё. Внутри противоположная бревенчатая стена вся утыкана щепками и мелкими осколками стекла. Сама же хозяйка чудом осталась жива, но от страха и боли не могла сказать ни слова, только, рыдала и охала… Кто-то из свидетелей пояснил, что её муж на чурбаке разбирал противотанковую гранату при помощи зубила и молотка.

Тело взрывом отбросило к сараю, и оно лежало бесформенной окровавленной грудой среди колотых поленьев, зияя разорванными конечностями. Оперативник с огорода принёс оторванную стопу, обутую в кед, держа её за шнурок…
Я делаю ориентирующий снимок, узловой и детальный, прикладывая масштабную линейку к фрагментам тела. Тима спрашивает с философским любопытством, а со стороны может показаться – с некоторым оттенком циничного кощунства – указывая пальцем на разорванную в предплечье руку:
– А это что за белые червяки там?..
– Это сухожилия, Тима – такие особые "верёвочки", при помощи которых мышцы управляют пальцами.
– Это как? – не унимался познающий ум.
Пришлось надеть хирургические перчатки и показать, как работает кистевой механизм:
– Если потянуть за одну из внутренних "верёвочек", то загибается палец. А чтобы он разогнулся, ищем нужную "верёвочку" с другой стороны… После нескольких попыток я нашёл нужное сухожилие, взяв его в другую руку, и палец руки "ожил", сгибаясь и разгибаясь. Наверное, в этот момент на нас было весьма занимательно смотреть со стороны!

В процессе взросления нашего сына мы с женой убеждались в правильности формирования в нём приоритета внутренних ценностей над внешними. Он гораздо раньше своих сверстников стал осознавать многообразие и совершенство мироздания, научился ответственному отношению к человеческим "домикам". В 8 лет он самостоятельно спас провалившегося под лёд реки Псковы своего двоюродного братишку, быстро оценив опасную ситуацию… Опыт детства оказался для него верной опорой для взрослой жизни.

Он стал музыкантом, творцом, наполняющим внешнюю форму Содержанием, наши временные жилища – Вечностью.


Рецензии