Дачная история
Вчера с утра до вечера шёл мелкий дождь. Он посвятил себя всецело последнему весеннему дню. Тёплая влажная погода предвещала начало такого же лета. Хотелось на природу – к ветру, траве и дорогам, пусть и раскисшим от предыдущих дождей, со сбитыми от юза авто колеями, к реке, к небу и ощущениям полной свободы и безмерного времени.
Да, на даче время имеет свойство замедляться днём, а с наступлением сумерек ускоряться, выталкивая человека из созерцания – в ощущения звуков и запахов, в которых даже собственные мысли вязнут и растворяются без остатка.
Дачные дни вовсе не похожи один на другой! И дождливую безысходность предыдущего дня сменило солнечное утро: зелень елей была особенно яркой, скошенная трава взбодрилась под каплями росы. Хотелось поднять жалюзи, распахнуть окна и смотреть на сто раз виденные предметы снова и снова, ища и находя в них смысл солнечного генералитета.
Кофе таким утром уже не имеет сути ритуала, а тёплая одежда не отягощает тело, готовое взлететь над миром дачной деревни и удивиться, отчего в такое утро все заняты повседневными заботами и не видят, как двое вышли из дома и взлетели над суетой.
Ноги едва касались раскисшей дороги, мы шли по обочинам. Тут и там среди сломанных веток росли восхитительные букеты одуванчиков: они были длинноноги и изысканны: ярко-жёлтые круглые махровые думочки в обрамлении замшевых резных листьев.
Крапива вольготно дыбилась вдоль дачных заборов, из-за которых выглядывала на улицу застенчивая сирень. А мы проплывали мимо, как два мыльных пузыря, переливаясь на солнце и отображая мир.
Эту пастораль нарушило существо, невесть откуда взявшееся и сразу поглотившее нас целиком: существо радостно улыбалось, показывая хорошие зубы, имело розовый язык, умные карие глаза и добрый нрав, судя по характерному вилянию хвоста. Оно дружелюбно подставлялось под руки, игриво крутилось рядом, облизывая и слегка прикусывая мне пальцы: мол, погладь меня… На существе был ошейник и мы ожидали, что наш сопровождающий, познакомившись, вот-вот покинет нас и вернётся домой.
Но вот деревня закончилась и мы вышли в роскошные заливные луга. Кое-где их просторы были заставлены новыми благоустроенными дачами с панорамными окнами. Видимо их неискушённые городские обладатели мечтали построить свои дома на берегу Керженца и так соединиться с его красотой. Мечты сбылись буквально. Соединение происходит каждую весну: вода поднимается над берегами и свободно разливается в прилегающие луга. И ей весело и радостно, что нет границ и препонов! А дачные дома затопляет и огорчённые дачники насосами гонят воду обратно, забыв о восторге наслаждения природой.
Между тем мы шли дальше, вдоль берега, мимо старых бревенчатых домов, фасады которых были отделаны древесной щепой и выглядели экзотически на фоне домов, отделанных сайдингом. Эти дома местных старожилов были на достаточном расстоянии от реки: недалеко и не близко, их не затапливало в половодье. Возле каждого дома – банька из кругляша, рядом – непременно ботник. А как же! Сюда рыбаки приезжают из разных мест: в Керженце обитают невероятно большие сомы!
Говорят, что есть в этих местах плавучие острова. На одном из таких, по легенде, находится скит, который автономно обитает и путешествует в современном мире, словно в параллельной реальности: без зависимости от политических интриг, курса доллара, эпидемий. Такой скит на современный манер иным властьимущим представляется идеальной моделью земного бытия. Однако эти мечтатели, в отличие от монахов, вряд ли будут сами производить продукты, так что святость идеи исключительности и удалённости от низменного, - нарушается, ведь цивилизованные острова, оснащённые по последнему слову науки и техники, должны будут кем-то обслуживаться.
Боже, как далеки были от этих идей мы трое: мужчина, женщина и пёс! Мы стояли на берегу, подставив лицо ветру, пёс прилёг на траву. Это выдавало его усталость. Он едва заметно прихрамывал, у него болела лапа. Осмотр показал, что на ней треснула кожа. Значит он проделал немалый путь. Пёс пил из встречных луж, в которых вода была прозрачна, словно прошла через фильтр. Он был голоден.
На воде качался в челне рыбак, лениво покидывая удочку. Вся его фигура выражала полную сосредоточенность на глади реки. Вода была цвета кофе с молоком.
Мы вышли к Красному Яру, где река делала поворот под углом в 90 градусов, миновав чёрное озеро, которое выглядело - словно во влажном зеве земли застрявшее зеркало: застряло, отражая чёрное нутро и одновременно – небо сквозь налёт пыльцы цветущих сосен. Вокруг было много дубков-подростков. Пахло свежей сырой травой и радостью.
Полюбовались и повернули обратно, но другой дорогой. На пути встречались полянки то с цветущей земляникой, то заросли черники – молодые кустики отличались сочной свежестью окраски листиков, старые – мрачной лаковой поверхностью…
Вот и деревня. Хозяин крайнего дома по-прежнему неторопливо колол дрова. Мы поприветствовали друг друга. Встретились нам дачник, спешащий за водой к роднику, и женщина с полным ведром – тоже дружелюбно поздоровались. Эти простые приветствия, как дух самой деревни с её доброжелательным любопытством ко всем, кто встречается на пути или проходит мимо дворов.
Остановились возле старожилов, что вышли из дому. Хозяева, узнавая в нас знакомых дачников, улыбались. Обнялись. Начались незатейливые расспросы-ответы… Их сын, приехавший из города на выходные, бурил скважину. На глубине 19 метров обнаружилась вода – такая же, как в роднике! Радость!
Наш пёс вызвал много рассуждений: чей, откуда?! Никогда прежде его не видали. Выяснилось, что замечен в деревне он второй день. Пришли к выводу: ошейник свидетельствовал о том, что у пса был хозяин. А рана на лапе говорила, что пёс бегал много и бесполезно: возможно искал хозяина после того, как отпущенный на свободу рыбаками, помчался исследовать деревенские запахи и звуки и увлёкся… Его не доискались и уехали в свои дома в город, досадуя на себя или на пса…
Между тем мы подходили к своему дому. Открыв калитку, вопросительно посмотрели на пса. Тот ответил вопросительным взглядом и замер.Решили так: приглашать не будем, но если он обойдёт участок, найдёт, где нет забора, и подойдёт к порогу, мы поймём, что делать дальше.
Войдя в дом, переоделись и вскоре обнаружили пса на открытой веранде: он блаженно лежал на диване! На жест хозяина дома: «Нельзя!», пёс тотчас покинул диван и напряжённо прилёг на коврике у входной двери. Было ясно: он очень устал и обессилел. Мы покормили его кашей с салом. Ел с достоинством. Воспитанный пёс! Я стала осматривать его лапу, собираясь обработать её перекисью водорода и присыпать стрептоцидом. Пёс понял добрые намерения, стал ластиться и повизгивать, словно жаловался, как малый ребёнок, хотя был уже взрослеющей собакой среднеазиатской овчарки. Он словно говорил всем своим естеством: «Я хороший, не гоните меня!».
У меня это вызвало бурю эмоций в душе и слёзы: только животные могут так чувствовать, не умея иначе выражать благодарность за еду, ласку и заботу!
Но лапу обработать так и не удалось: я сделала глупость – распылив в воздух средство от комаров, чтобы хотя бы относительно спокойно проделать лечебную процедуру. Но пёс повёл себя непредсказуемо: он сорвался и убежал с веранды в тень под ближайшую постройку. Улёгся там задумчиво и ни на какие призывы не отвечал. Он был сыт, отдыхал в сухом месте и я успокоилась.
Затопили печку, я стала разогревать щи с крапивой, приготовленные с вечера. Мы говорили про пса. Я продвигала мысль взять его себе, хотя мы по-прежнему не знали – местный он или за ним вернутся. Однако через день надо было возвращаться в город… «Я бы назвала его Кузьмой. Он похож на Кузю»… Мой собеседник в ответ только грустно улыбнулся и я прочла в его глазах то, о чём догадывалась, но боялась даже думать… Однако, со слабой надеждой на чудо, я упрямо гнула свою линию, умоляюще глядя ему в глаза: «Кузя умный пёс. И он не случайно прибился именно к нам. В жизни нет случайностей!». «Я не готов!», - коротко сказал друг твёрдым и спокойным голосом. И моя душа улетела в пятки. Я расстроилась, хотя почти предугадала его ответ…
Видимо мои эмоции передались мужчине: он поцеловал меня, обнял и мы вышли на улицу. А пёс исчез! И было такое ощущение, что пса и не было вообще! Понимаете? Но он точно был! И лишь позже я случайно прочла, что имя Кузьма имеет древнегреческие корни. По одной из версий оно переводится, как "устроитель мира". Согласно другой версии, имя Кузьма связано со словом "космас", которое переводится, как "кузнец". И то, и другое вполне подходит под ситуацию...
Вспоминая то давнее лето и дачу, одиноко сидя на кухне за чашкой чая, я часто думаю о том, чего я так и не сказала своему возлюбленному, потому что слова в тот момент застряли у меня в горле… Я не сказала ему ещё до того, как мы обнаружили отсутствие пса: «Может Бог, прислав эту молодую собаку и дав возможность проявиться каждому из нас в этой ситуации, хотел вскрыть насколько мы готовы к совместной жизни - готов ли один жертвовать своими мечтами, а другой - практическими соображениями ради близкого человека?!».
Свидетельство о публикации №220061701003
Александр Инграбен 12.10.2023 20:31 Заявить о нарушении
Таня Даршт 13.10.2023 13:27 Заявить о нарушении