Александр Ческис

Александр Ческис (Алекс Ческис) – композитор, автор-исполнитель, продюсер.Член Союза композиторов Израиля, в рубрике:
ПЕРСОНЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ  ВАЖНОСТИ
 
Александр Ческис (Алекс Ческис) –– закончил Житомирское музыкальное училище (фортепианный отдел) и Ленинградскую консерваторию (1975 г.) по классу композиции. Лауреат Всесоюзного конкурса композиторов (1976 г.). С 1990 года живет в Израиле, с 2012 г. - в Израиле и США. Член Союза композиторов Израиля и творческой организации ACUM. Выступал с концертами в городах Израиля, США, России, Украины, Канады, Германии, Бельгии, Швеции, Швейцарии, Франции, Испании, Турции. На канале RTVI (Россия) записал сольную программу “К нам приехал” (эфир 16 апреля 2007 года), на канале RTN (США) - сольную концертную программу (эфир 12 ноября 2011 года).
Основные произведения:
"Рапсодия" для симфонического оркестра
Концертино для гобоя и камерного оркестра
Концерт для скрипки и симфонического оркестра
Концерт для фортепиано и симфонического оркестра
Симфония в 5 частях
Кантата для хора, оркестра и солистов
Симфония № 2 для струнного оркестра
Соната для кларнета и фортепиано
Фортепианное трио
Струнный квартет
Соната для тромбона и фортепиано
Камерная инструментальная музыка, романсы и песни.


Написал более 500 песен на русском, украинском, иврите, идиш и английском языках. Основные песни написаны с поэтами Андреем Дементьевым (Россия), Юрием Гариным (Россия-Израиль), Виктором Гином (Россия-Израиль), Марком Мордуховичем (США), Игорем Барахом (Украина-Израиль), Валентиной Чайковской (Украина-Израиль), Ароном Кайзером (Израиль), Авраамом Юдовичем (Израиль), Фредди Зориным (Израиль).
С 1991 по 2014 годы выпустил 46 альбомов (кассет и CD) с песнями и романсами, среди которых – впервые в Израиле – альбом песен на украинском языке “Подаруй” на стихи Игоря Бараха и альбом “Жизнь-дорога” на стихи Юрия Гарина.
В 2016-17 гг вышла в свет серия из 15 альбомов песен и романсов, написанных за последние годы. Среди них - произведения в авторском исполнении, а также сольные альбомы Анны Резниковой, Надежды Синенко и Светланы Мироновой, отдельные альбомы с песнями на стихи Юрия Гарина (4 альбома), Виктора Гина, Марка Мордуховича, Фредди Зорина. В сборные альбомы вошли песни разных лет в исполнении Иосифа Кобзона, Тамары Гвердцители, группы “Уч-Кудук”, Лалы Хопер, Ольги Пэрах, Геннадия Ицхакова, Павла Кравецкого и др. исполнителей. За последние годы (2018-19) создал несколько новых концертных программ с певцами и поэтами: В. Гином, Ф. Зориным, П. Кравецким, С. Гринбергом, С. Мироновой, А. Резниковой, Любовью Днепровской. Выпустил новые альбомы на иврите, идиш и русском языках. В 2019 году выпустил 2 новых альбома на украинском языке - "З любов'ю до України" и "Карта зоряного неба".

                ***
50 лет. Столько лет мы дружим с Алексом Ческисом, сегодня известным композитором, узнаваемым во многих странах мира.
Все начиналось в стенах Житомирского музыкального училища.
Сблизились мы с ним сразу после моего перевода из Вильнюса. Учились на разных отделах - Алекс на фортепианном, я на духовом.
Хочу вспомнить один эпизод из нашей дружбы. Он для меня оказался очень важным в жизни, за что я своему другу очень благодарен.
Я учился на последнем курсе музыкального училища, а Алекс уже был студентом Ленинградской консерватории. В один из приездов в Житомир он предложил мне приехать в Питер. «Я тебя познакомлю с любым преподавателем кларнета», - сказал он.
Весенним днем 1970 года на поезде Одесса-Ленинград я прибыл в серый и дождливый Ленинград.
Алекс договорился о прослушивании с известным кларнетистом, солистом симфонического оркестра Ленинградской филармонии, доцентом Ленинградской консерватории, заслуженным артистом РСФСР, заслуженным деятелем искусств РСФСР Валерием Павловичем Безрученко.
Эти два дня работы с Маэстро остались в моей памяти на всю жизнь. А еще в классе Безрученко я познакомился с его лучшим учеником того времени, впоследствии нар. арт. России Владимиром Карловым. Незабываемые встречи!

 ***
Пользуясь правом автора рубрики, прошу Алекса поделиться воспоминаниями о юности, об учителях, о творчестве…

Алекс Ческис о своих учителях

Борис, то, о чем я сейчас расскажу - не только об учителях. Можно?
Вернемся в год 1967.Я студент Житомирского музыкального училища им. В.С. Косенко.
Судьба меня сводит с интересным и талантливым человеком, педагогом, композитором Александром Наумовичем Шинделем. Это был поворотный момент в моей жизни, наперед скажу, что таких моментов впереди было еще несколько, но это - первый.
В классе Александра Наумовича я начал сочинять музыку и понял, что это моё призвание на всю жизнь.
Горжусь и всегда это повторяю: я был его первым учеником!
Через некоторое время к нему в класс пришли добившиеся сегодня заслуженной известности Сергей Жуков, Ольга Коровина и другие.
Под его руководством я написал много музыки. В то время сам Шиндель был студентом Казанской консерватории. Всему он учился вместе с нами. Он в консерватории, а мы - у него. Вот такая интересная цепочка. Учитель был очень творческим человеком, внимательным к нам. А еще у него было много фантазии - а это то, что нужно нам, композиторам.
В стенах его класса и под его руководством родилось много моей музыки - камерной, песни и романсы, пьесы для различных инструментов.
Именно благодаря Учителю, знаниям, полученным от него, я без труда поступил в Ленинградскую консерваторию.
Ленинградская консерватория меня изменила полностью. Изменила внутренний мир, повлияла на творчество в дальнейшем. Общение с великими музыкантами не могло не сказаться на всех аспектах моего мировоззрения.
Мой профессор по композиции Мнацаканян Александр Дереникович, который был учеником Дм.Дм. Шостаковича. Они были близки. Дм.Дм. раз в году приезжал в Ленинград и слушал всех нас, т.е. наши произведения. Представляете, что это было для нас…Для нас Шостакович был Богом в человеческом обличье.
Хочу упомянуть имя преподавателя истории музыки. Это профессор Вульфиус Павел Александрович. Удивительно тонкий и эрудированный человек. Мы с ним жили рядом и часто встречались в трамвае по пути в консерваторию. Каждая такая совместная поездка была для меня праздником. Он много рассказывал интересного об истории музыки, о различных новых музыкальных направлениях.
Назову имя еще одного большого человека и музыканта.
Пустыльник Иосиф Яковлевич. Профессор полифонии и контрапункта. Мы с ним очень подружились. На 5 курсе консерватории он мне предложил поступать в аспирантуру, в класс полифонии. К сожалению, жизнь продиктовала другой сценарий, и главным в нем была служба в армии. От нее никуда нельзя было деться… 
Еще одним важным учителем для меня был профессор Арон Львович Островский, который вел класс сольфеджио у композиторов. Думаю, многие музыканты знают его по учебнику сольфеджио для музыкального училища и консерватории. Я очень любил этот предмет и благодаря абсолютному слуху чувствовал себя в нем как рыба в воде. Легко справлялся с атональными, иногда шестиголосными диктантами, что ему импонировало. Как дорогую реликвию храню подаренную им книгу.
И еще один предмет мне доставлял удовольствие. Дирижирование. В Ленинградской консерватории школа дирижирования была очень высокого уровня. Я учился факультативно у Николая Семеновича Рабиновича. К сожалению, в 1972 году его не стало, и меня определили в класс Мусина Ильи Александровича. Там я познакомился с будущими ведущими дирижерами России: Юрием Темиркановым, Валерием Гергиевым и другими.

О песенном творчестве

Расскажу об одном удивительном моменте прошлых лет.
В консерватории нам нельзя было писать песни. Впрочем, проведу параллель. В театральных вузах нельзя было сниматься в кино. Абсурд полный. Только на 4 и 5 курсе я начал осторожно писать песни. Когда я уже окончил консерваторию и служил в армии, мои песни и первую симфонию представили на Первом Всесоюзном конкурсе композиторов (1976). Две песни завоевали второе место, а симфония получила 3 премию. Меня по этому случаю отпустили из армии, и я приехал в Ленинград за получением призов.
Тут я встретился и познакомился с известным композитором-песенником В.П. Соловьевым-Седым.
На конкурсном концерте, в перерыве, Василий Павлович пригласил меня подсесть к нему и подозвал свою жену. Познакомив нас, он сказал: «Чудесный мелодист этот молодой и перспективный композитор!»
К песенному жанру я серьезно обратился уже в Израиле, когда рядом со мной оказались такие известные, опытные поэты-песенники, как Виктор Гин - с ним я записал свой первый альбом в Израиле в 1992 году, Андрей Дементьев, с которым я дружил и писал песни многие годы, Юрий Гарин - великолепный поэт-песенник, по сути, мой наставник в песенном жанре, с которым я написал более 100 песен. Фредди Зорин и Валентина Чайковская - замечательные поэты, с которыми я много работаю в последнее время. Недавно познакомился с молодым, очень интересным поэтом Павлом Броншнейном, на чьи стихи написал недавно несколько песен.

Надо быть свободным человеком

Еще одну важную вещь я понял только сейчас. Чтобы писать музыку, надо быть свободным человеком. В прошлой жизни не было ни на что времени. Надо было зарабатывать деньги.
Сегодня у меня более 500 песен. Многие из них стали популярными. Известные певцы взяли их в репертуар.
К сожалению, из-за пандемии сорвались мои авторские выступления в Германии и в США. Верю, что еще все вернется на круги своя.

О новых альбомах
В нынешнем, 2020 году закончена работа над альбомами «Просто любовь» и «Не убий», в которых солирую я сам. Сейчас идет работа над сольным альбомом Анны Резниковой, который называется «Еврейский альбом. Родом из местечка». Это наш с ней третий совместный альбом.
Кроме того, мной записано три музыкально-поэтических альбома в новом формате: вначале на фоне тихой музыки поэты читают стихи – затем стихи перетекают в песню. Поэзия и песни находятся в глубокой образной и тематической взаимосвязи. Эти альбомы созданы на стихи и с участием поэтов Д. Кимерфельда, Ф. Зорина и В. Гина.

+++

Кто-то из великих шутил:
«Чтобы писать великие картины, большие и умные книги, писать серьёзно музыку, надо быть нищим и голодным»
Голодный до сочинительства - вот, пожалуй, что он имел ввиду.
+++
И НА ДЕСЕРТ…
Недавно Алекс Ческис получил диплом международного конкурса в Лондоне за лучшую песню, посвященную 75-летию Победы!
                Борис Туринский, 19.06-2020 Израиль


Рецензии