Наша судьба зависит от наших нравов

                Авторы пьесы: Анастасия Белоусова и Эльвина Садертдинова
                (Туризм, 1 курс)
                Работа по книге Ю.В. Чайковского «Лекции о доплатоновом знании».

***
Философская идея данной пьесы заключается в представлении о счастье в античной философии. Представление о счастье в доклассический период античности было следующим: «Счастье находится в зависимости от внешних обстоятельств и неземных сил, будь то судьба, случай или боги. Счастье можно заслужить и обрести ценой собственных усилий. Счастье можно вымолить у богинь судьбы Мойры».
Понятие счастья в философии классического периода античности заключается в следующем: «Счастливая жизнь не может зависеть от прихоти богов или судьбы; счастье есть внутреннее состояние человека, не обусловленное внешними обстоятельствами» (Демокрит).
Главная героиня пьесы Навсикая в поисках счастья не подозревает, что многие философы с древних времен пытаются сформулировать философский смысл счастья.
Философ Эпиктет говорил, что происходящие с нами внешние события определяются судьбой, и, таким образом, неподвластны нашему контролю. Следовательно, мы должны принимать то, что с нами происходит, спокойно и бесстрастно.
Аристотель считал, чтобы у человека была возможность быть счастливым, он должен обладать благородством души.
«Источник счастья следует искать в себе, а не в окружающих» (Платон).
***

ИТАК!

«Mores cuique sui fingunt fortunam —
Наша судьба зависит от наших нравов»

Философская пьеса
 
В трех действиях, в прозе

Действующие лица:

1. Елена Прекрасная, самая красивая женщина.
2. Навсикая, царевна.
3. Гестия, богиня домашнего очага.
4. Евриклея, старая рабыня, няня Одиссея.
5. Одиссей, чужеземец.
6. Телемах, сын Одиссея.
7. Демокрит, философ.


                Действие первое
                Картина первая

/Устье реки, Царевна Навсикая стирает белье в окружении рабынь/

Навсикая:
Сегодня мне приснился сон, встревожил он меня… Богиня Афина дала наказ мне к реке идти и предсказала, что встречу суженого я. Об этом давно мечтаю.

/Появляется Елена Прекрасная/
Елена Прекрасная:
Подслушала я невольно твой разговор. О ком мечтаешь ты, царевна Навсикая? Быть может рядом он, в твоем он окружении?

Навсикая (удивленно):
О, как прекрасна ты! Наверняка, непросто выбрать мужа красавицам, как ты…
/Елена Прекрасная понимающе кивает/

Навсикая:
Не люб никто мне из феакян, Афина предрекла мне встречу с чужеземцем.

Елена Прекрасная:
Поверь мне, Навсикая, счастье может быть совсем рядом, ты не ищи его вдали. А можно иметь и пять мужей, а счастья не познать.
На мне сбывается реченье старое, что счастье с красотой не уживается.

Навсикая (задумчиво):
В мечтах своих и снах я вижу чужеземца. Прекрасен он, красив как Бог. Жена, но это не помеха. Добьюсь его я, объяснюсь в любви.
(гневно):
И пусть Никто не смеет осудить меня!
/Елена Прекрасная уходит, махнув рукой./

                Картина вторая

/Навсикая смотрит вдаль и вздыхает/

Навсикая:
О, Боги, дайте мне терпенья! О, где же ты, мой чужестранец?!

/Навсикая закрывает глаза и четко видит своего возлюбленного Одиссея, а рядом с ним старую женщину-рабыню. Навсикая обращается к рабыне./

Навсикая:
Поведай мне о суженом моём…

Евриклея (смиренно):
Служу ему всю жизнь я. Пока он на чужбине, семье его служу. На участь я не жалуюсь. Я – рабыня, но обожаю я хозяина. И знаю каждый его шрам. Прекраснейший из всех мужей он! Жена есть у него. Забудь его. Такая доля женская. Смирись!

Навсикая (бунтарски):
Царевна я, а не рабыня. Смиренно жить не стану. Пускай хоть что все думают вокруг. Добьюсь любви я, во что бы то ни стало.

Евриклея:
Не разделяю я твоих свободолюбивых взглядов. Я – рабыня.
Свои оковы полюбила я.

                Действие второе
                Картина первая

/Навсикая устала, прилегла, погрузилась в сон.
Небеса разверзлись, и явилась перед царевной Богиня Гестия/

Гестия (возмущенно):
Не понимаю я тебя, о Навсикая. Умна ты и красива. Вокруг достойных много претендентов. Создай очаг домашний свой, не трожь чужого!

Навсикая:
Ведь всё, о чем мечтаю я, создать очаг домашний. Но нужен только он, прекрасный чужеземец. Вторая роль не для меня. Не потерплю другой жены я рядом!

Гестия:
Я не общаюсь с другими Богами и людьми, но исключение я сделала тебе. Хочу предостеречь. Греха не сотвори. Женщина чиста должна быть и в помыслах и поступках. Два Бога в меня влюбились, но отвергла я обоих. Дала я клятву: девою останусь. Но счастлива, поскольку любят и почитают все меня.

/Рядом с Навсикаей на земле загораются искорки огня.
Гестия с грустью исчезает в небесах./

                Картина вторая
/…Навсикая просыпается от шума, её рабыни в испуге разбегаются. Появляется голый грязный косматый незнакомец, прикрывая наготу ветками. Навсикая не пугается, вступает с ним в беседу./

Навсикая:
Ну, здравствуй, чужеземец долгожданный. Смотрю я, долог был твой путь… Хочу помочь тебе я, пойдем со мной, не будешь знать ты горя.

Одиссей:
Скитался долго я, корабль мой разбился.
Что за страна, в которой ты живешь?

Навсикая (не скрывая радости):
Страна моя – прекраснейшая, Схерия. Нас любят Боги, мы в стороне здесь от всех, в любви и в безопасности.

Одиссей (облегченно вздыхает):
Позволь мне наготу прикрыть одеждой, и можем отправляться в путь…

/На колеснице Навсикая, Одиссей и рабыни едут к родителям Навсикаи.
Одиссей при въезде в город отстаёт, чтобы не порочить честь Навсикаи; приходит позже./

                Действие третье
                Картина первая
/Отец Навсикаи Алкиной устроил торжественный пир в честь гостя, а когда убедился, что перед ним один из героев Троянской войны, щедро одарил его и снарядил корабль, который доставил Одиссея на родину./

Навсикая (страстно глядит в глаза Одиссея):
Хочу вложить тебе в уста, о, мой ты долгожданный, свою любовь. Мне многие давали советы. Быть может осудят меня. Но я свою судьбу вершить сама хочу. Прими мою любовь, как дар богов.

Одиссей (печально):
Прекрасная царевна Навсикая, есть у меня жена, прости. Меня одела ты и накормила, семья твоя дала мне кров. Клянусь, я не забуду эту милость. Дам обещание прислать в мужья тебе я Телемаха. Мой сын, со мной он схож как капли две воды.

/Навсикая в слезах убегает, в ту же ночь видит сон,
в котором к ней являются Елена Прекрасная, Гестия и Евриклея./

                Картина вторая

Елена Прекрасная (улыбается):
Судьбу иную не заманишь ты, хоть плачь, хоть сетуй.
А доля наша женская такая, – чтоб подчинились мы судьбе.

Гестия (держит в руках лучину):
Будешь счастлива ты, Навсикая, с возлюбленного сыном, забудешь всё,
согреет сердце твой очаг.

Евриклея:
Самое большое рабство – не обладая свободой, считать себя свободным. Желаю тебе, о Навсикая, свободной быть душой, всем сердцем обожай ты Телемаха.

/Навсикая проснулась вся в слезах, но это были слезы радости и долгожданного счастья, счастья не за счет несчастия и страданий других людей./

Навсикая (светится от счастья):
Прошла я долгий путь прозренья. Раздумья, сомнения, терзания души…
Зависит счастие от многих в мире сил: от неземных, богов и от судьбы. Молиться буду я богине Клото. Пусть нить спрядёт моей судьбы. Ведь счастье можно заслужить и обрести ценой усилий… (молится)

Дождусь я тебя, мой избранник… Ведь это божий дар: судьбою вершить.
О, нравы, о нравы… Судьба моя вам благодарна!
Mores cuique sui fingunt fortunam!

/Навсикая стоит у зеркала в раздумьях, вдруг вместо своего отражения
видит мужа учёного с книгой в руке/

Демокрит (с лёгкой насмешкой):
И до конца прозреть ты не смогла. Потомки будут знать, что жизнь счастливая богам, судьбе ли, – не подвластна! Счастье – это состояние твоё, что у тебя внутри!

/Отражение Демокрита в зеркале исчезает.
Навсикая подходит к окну и видит прекрасного мужа. Выбегает во двор.
Телемах идет Навсикае навстречу./

Телемах (восторженно):
Я полюбил тебя, о, Навсикая! Явилась ты ко мне во сне.
Проделал путь к тебе немалый. Так будь моей женой! Иди скорей ко мне!

Навсикая и Телемах бросаются в объятья друг другу…

(Занавес)

БРАВО!


Рецензии