Рейс Хабаровск Шанхай

-Не помню, когда в аэропорту последний раз была? Даже и не знала, что здесь новое здание. Да такое большое!
-Давно уже, бабушка. Год назад построили, наверное.
-Это хорошо. Так много внучков в Китай улетает! Помещение чуть поменьше, и всем провожающим места не хватит!

   Они сидели напротив большого окна, из которого открывался вид на весь Хабаровск. Максиму ужасно хотелось разглядеть маленькую хрущевку на улице Шеронова, где он провел четыре года студенческой жизни, однако стеклянное здание терминала, будто нарочно закрыло «спиною» скромный кирпичный домик. Елена Евгеньевна, довольная собственной шуткой, засмеялась. Впервые за всю жизнь, парню показалось, что в ее голосе появилась хрипота. Это открытие навело Максима на страшную мысль: что будет с бабушкой после его возвращения в бывшую столицу Дальнего Востока? Неужели эта удивительная учительница литературы может… Стареть? Взволнованный нахлынувшим размышлением, парень спросил:
-Как твои ноги?
-О, хорошо, милый! Хорошо! – Улыбнулась бабушка. – Вчера немного болело колено, но сегодня… Чувствую себя спортсменкой! Спустилась на первый этаж, дошла до такси… В добавок здесь подниматься заставили. А я, оказывается, еще ого-го-го!
-Правда? Все в норме?
-Ну, конечно, Максим! – Возмутилась Елена Евгеньевна. – С чего мне тебя обманывать?
-Не с чего, бабушка, просто… Я переживаю.
-Ох, даже не смей волноваться! Руки, ноги… Это все такая ерунда, дорогой. За зрение, правда, переживаю немного: сядет, и что тогда делать? Как читать книги? А остальное… Знаешь, в магазин лишний раз сходить – тогда колени подводят, а к тебе в аэропорт… Как-будто снова двадцать! Магия, милый, магия! Магия ума! Он мне, родной, еще не отказывает: понимает, что внука провожать еду…
-Но все-таки…

-Никаких «все-таки»! Ты, главное, приезжай почаще, тогда  бабушка здорова будет.
Вдали виднелись купола Спасо-Преображенского собора. Подумать только: проведя в Хабаровске так много времени, Максим впервые заметил, насколько прекрасно это здание. «Большое видится на расстоянии». - Промелькнуло у него в голове. Интересно, все ли в порядке со зданием храма? Или прямо сейчас, в одной из комнат, появилась небольшая трещина в штукатурке? Стареет ли эта громада? Стареет ли… Город? Ждет ли он возвращения своих «крохотных» внуков? Увы, некоторые тайны остаются неразгаданными даже перед полетом в Шанхай.
-Кстати, - обратилась к нему Елена Евгеньевна, - почитала твои крайние рассказы… Отец принес, когда заходил в последний раз. Неплохо! Нравится мне эта линия с Дальним Востоком, с людьми, которых ты знаешь… Не идеально, конечно, но… Продолжай двигаться в этом направлении.

   Она достала из сумки аккуратно свернутые «творения» начинающего писателя. Развернув их, Максим улыбнулся: каждый абзац «измалеван» привычными красными чернилами. Здесь логическая ошибка, тут метафора не устроила… Что ж, есть куда расти!

   Недалеко от собора располагалась строительная площадка. Кажется, через год, здесь появится новый многоэтажный дом, с видом на Амур. Сколько там стоит квартира, и представить страшно! А ведь когда-нибудь… Трещина в штукатурке появится и там. Но важно ли это? Лет через десять в Хабаровске возведут множество жилых комплексов. Они займут место на улице  Шеронова, возле лавочки на набережной, где Максим встречался с Лешей и Машей… Может быть, следующий студент, уезжающий в Китай, уже и не разглядит купола собора за стеклянными гигантами…
-Бабушка, я буду писать!
-Знаю, милый, знаю, - улыбнулась учительница литературы, - а я буду читать твои рассказы. Дай Бог, чтобы зрение не подвело.
-Ум позаботится.
-Это ты точно подметил, писатель!

   Позади послышались шаги. Родители вернулись. Пятнадцать минут назад они спустились на первый этаж, чтобы разобраться с «перевесом»: одна из сумок, как назло, оказалась двадцать четыре килограмма. На первый взгляд, проблема решалась достаточно просто – достать лишнюю кофту, да и дело с концом, но вещи были собраны «исключительно нужные», а значит, отцу предстоял непростой разговор с представителями авиакомпании. Вернувшись ни с чем, папа, не обращая внимания на мамины рассуждения о том, что можно было бы убрать, присел рядом с Максимом. Взглянув на мужчину, хабаровский писатель заметил, что на его лице выступили первые морщины. Обернувшись назад, парень посмотрел на дочку Елены Евгеньевны, которая, хоть внешне и не изменилась, но будто бы лишилась былой живости и энергии. Разве подобное возможно?

   Мысли, лежавшие на поверхности, но никогда не приходившие в голову до этого утра, буквально взбудоражили сознание Максима. Ему ужасно хотелось поговорить с родителями, рассказать им о «просветлении», случившимся с ним в первый день осени, но… Железный голос диктора объявил о начале посадки на рейс Хабаровск-Шанхай. Положив руку на плечо сына, отец улыбнулся:
-Успеем еще наговориться. Пойдем, время пришло.

   Волоча раздутые сумки, парень не отрывал взгляда от родителей. На мгновение ему показалось преступлением, что в рассказах, написанных за лето, нет ни одного упоминания о маме, папе, бабушке… Лишь абстрактные намеки. Так нельзя! Он обязательно напишет книгу об их семье, о Николаевске-на-Амуре, о доме на улице Шеронова, а потом, лет через двадцать, его сын или дочь, в «трехабзацом» опусе, расскажет о Максиме и, быть может, внук или внучка, узнают, что и дедушка был молодым…

   Они дошли до таможенного пункта. Обнялись на прощание. Парень был уверен, что у бабушки больше не болят колени. Отчего-то хотелось плакать, но разве можно показывать слезы отцу и матери? Схватив сумки, Максим скорее зашагал в сторону строго пограничника, уже протянувшего руку за паспортом. В кармане завибрировал телефон. Маша прислала фотографии в строгом наряде учительницы истории.

   Появятся ли трещины в штукатурке Спасо-Преображенского собора? Наверное. Город изменится: стройки будут закончены, стеклянные гигант, словно грибы после дождя, прорастут в центре Хабаровска, и, может быть, следующий студент, улетающий в Шанхай, уже не заметит золотые купола вдали. Бывшая столица Дальнего Востока будет ждать возвращения своих «внуков», но, слава Богу, ум не оставит забытый политиками город, а Максим… Максим будет писать рассказы.
Писать по-русски.


(Фото из Интернета)


Рецензии
Хабаровск и Хабаровский край -очень важны для России...
Вам успехов и новых поездок. Там же рядом Китай. Очень я бы хотела посмотреть его своими глазами.

Татьяна Шмидт   21.10.2020 18:02     Заявить о нарушении
Да, Китай совсем рядом. Мне очень нравится история, культура и язык Поднебесной. Больше года проучился в Харбине по обменной студенческой программе.Хорошо, что тогда еще не застал пандемию)) Учеба в Китае очень и очень нравилась))

Поздняков Евгений   22.10.2020 15:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.